2 июля
Театр "Лицедеи"
3 июля
Театр Консерватории
Фестиваль "Open Look", проводящийся в Петербурге в 14 раз, - очень важное мероприятие. Для широкой публики - это возможность знакомства с современной хореографией, только пробивающей себе дорогу в псевдоклассическом культурном пространстве Петербурга. Для людей, профессионально связанных с танцем или околотанцевальных, - это возможность попробовать себя в мастерклассах хореографов contemporary dance.
Посмотрев две наиболее заинтересовавшие меня вещи в театральной программе фестиваля, спешу поделиться впечатлениями.
2 июля были показаны две работы компании Korzo Production (Голландия), связанной по духу с Nederlands Dans Theater. Первым номером шел балет Ивана Переза "Сыграть в ящик", повествующий о взаимоотношениях полов. Несмотря на европейскую политкорректность идейных решений (доминирующая роль женщины и легкое садомазо) и кажущуюся банальность темы, балет оказался весьма впечатляющим, особенно в тех местах, где подростковая, сексуальная по своей природе, драка между мальчиком и девочкой переводилась в плаcтическую форму. Простота хореографических решений снимает банальность замысла. Главным минусом балета показалась пятиминутная болтовня танцовщицы в самом начале.
Вторым номером шел балет Марины Маскарелл "Сегодня мои черные туфли - серые" (впрочем, танцуют в носках, без обуви) - пожалуй, более философский и потому более интересный, чем первый. Тематика тоталитарной культуры, насилия в жизни и смерти, противостояние личности и тоталитарной культуры (причем тоталитарность возникает в отношениях между тремя героями, переливаясь от одного к другому) - это то, что углядел в нем я. Впрочем, для другого зрителя тематическая наполненность балета будет совершенно иной. Авторские пояснения к балету всегда дают еще меньше. Все это следствия непереводимости танцевального языка на словесный. Убеждает в работе Переза, с одной стороны, безусловная зрелость решений, с другой - умелое использование хореографических традиций. Например, классное адажио-дуэт героя и героини - привет классической хореографии. И напротив, жесткость некоторых сцен (особенно последней, когда по сцене рассыпается земля и одну из танцовщиц как бы мертвую волохают по ней) заставляет вспоминать Матса Эка. Самый эффектный эпизод - сцена с прожектором, сначала направленным в зал на каждого, а потом - один из героев направляет прожектор на двух других, которые тянутся к свету, борятся за него и при этом пытаются показать себя (какому-то неведомому, скрытому от них существу) в лучшем свете.
В семантической рифмовке с большим вентилятором (один направляет ветер на двух других, которых как бы сдувает со сцены) выглядит очень эффектно. И напоминает следователей, свет в глаза и пр. Жестокость балета постепенно нарастает. Соперничество перерастает в откровенную борьбу, борьба в драку. Драка - еще один яркий эпизод. Она неявна, полувиртуальна (танцовщики расставлены на сцене далеко друг от друга) и в то же время она реальна: движения сделаны так, что удар одного четко отражается в движениях другого. Наконец, замечательным синтезом символики и осязаемой материи сделан смертельный финал: земля, рассыпанная по сцене, вместе с движениями героини заставляет почувствовать смерть - и в то же время выглядит нестрашно, предельно остраненно. Вот это и есть искусство, когда реальность и ее рецепция существуют слитно-раздельно.
Публика, заполнившая "Лицедеев", оказалась очень благодарной, овация была мощной.
3 июля на сцене Консерватории выступал "Spellbound contemporary ballet" из Италии. В отличие от программы предыдущего дня, хореография Мауро Астолфи совершенно бессюжетна и "непрограммна". Танцовщики на удивление (для итальянской компании-то) хороши, работают мощно и на совесть. Но вот хореография настолько пуста и банальна - или банальна и пуста, что хоть святых вон выноси. Первый из балетов - "Нафас" - нам показали не полностью, так как какие-то части балета потеряли при перевозке. Оказалось, что это к счастью, ибо долго смотреть эту тягомотину сил не хватает. Хореографические решения в каждом эпизоде не просто вторичны, они с такой бородой, что только на детском утреннике танцевать. Единственный интерес балета "Нафас" - это искать генезис каждого движения: где появилось и сколько хореографических рук оно прошло, прежде чем добраться до Мауро Астолфи. Второй балет, весь в медленных тонах, поначалу показался получше и поинтереснее, но это ощущение пропало минуте на десятой. Во время второго опуса думалось о композиционном бессилии хореографа, который просто сопрягает эпизоды без какой бы то ни было внутренней логики. В концовке, например, вся компани стала делать разные движения в тишине - получилось что-то вроде немой сцены. Эффектно, но непонятно, к чему. Казалось, что это финал. Так нет же, зачем-то после этого Астолфи забабахал еще один дуэт, совершенно не нужный. Третий балет, показанный после перерыва, как бы подвел итог всей этой продакшн. Интересные идеи, вроде танца под словесное сопровождение или танцевального ритма, который создает шум падающей воды, растворяются в полном отсутствии хореографии. Танцовщики делают какие-то движения, но к чему, я, хоть убейте, не понимаю. Скучно. Конца не дождался. Впрочем, на танцовщиков смотреть очень приятно, в каждом потенциал. Им бы хореографа хорошего...
В целом же, получилась яркая программа из двух иностранных гостей. "Программные" балеты - непрограммные балеты, яркая и умная хореография - хореографическая пустота (это при том, что по общему признанию непрограммная хореография дается хореографам проще). Каждый имеет возможность сравнивать. Театр Консерватории, слишком большой для такого фестиваля, реагировал на итальнцев значительно сдержанней.