Бежар балет Лозанна

Mar 29, 2012 10:41

28 марта
Мариинский театр
Фестиваль балета "Мариинский"

Первый раз смотрю труппу Бежара после смерти Бежара. Ощущение глубокой музейности. Возможно, по той причине, что показали нам Бежара очень старого, классического - а мы привыкли в 90-е к Бежару, склонявшемуся к контэмпорэн, пускай уже отчасти маразматическому, но по-прежнему живому и прикольному. Помните "Дом священника" в Выборгском ДК, когда казалось, что это балет памяти самого Бежара - но, несмотря на это, пульсировало ощущение живого искусства?
В "Кантате 51", очень стильной, но совсем неживой, было хорошо видно, как недорабатывают танцовщики: две девушки местами сбивают линии, парни недоворачиваются в прыжках, солист (Давид Купински) танцует довольно легко, но недостаточно ни для ангела, ни для этого балета. А вот когда хореография - живая, мы этого обычно не замечаем.
В "Болеро" и того хуже: нельзя ставить "Болеро" без большого танцовщика (танцовщицы). Мне еще повезло, я попал на мужское Болеро. Элизабет Рос, полагаю, танцует Болеро совсем никак. Но Жюльен Фавро тоже не тянет балет: он начинает уже плохо, пластично-расслабленно, мягко, как жульен. Такой танец никого никогда не затянет. Артист в центре круга должен быть натянутым, как струна, с первых тактов вне жизни, в трансе, как змея с факиром в одном флаконе. Тогда возникает ощущение рокового и страшного - как в языческом обряде, как в речи Гитлера. Тогда постепенно, вместе с сидящими на стульях, гипнотизируется зал. Энергия в этом балете должна выходить наружу, пульсировать, разрастаться - до ядерного взрыва в финале. А Фавро откровенно отдыхает в середине балета. Соответственно танцует и массовка. По сравнению с Ле Ришем, показавшем яркое Болеро в Москве прошлой зимой, день и ночь.
Балет Жиля Романа "Там где птицы" был каким-то старческим: старинный поклонник Бежара решил поставить что-то под Бежара и всю безумную французскую культуру середины XX века сегодня, когда все то безумие давно прошло. Декорация под Дали и весьма вторичное танго (очень приличное, если бы мы жили в Париже в 1951 году), музыка "Парсифаля" рядом с группой "Гориллаз" и желающее быть хулиганским, но очень традиционное уже в своем застарелом радикализме пробуждение лебединого озера. Понравились только очень хорошие руки танцовщицы.
И только один раз стало по-настоящему интересно. В третьей части первого балета "Что рассказывает мне любовь". Пластические перестроения групп на музыку Малера, соединение пафоса и легкого юмора, нечто философское на чувственном уровне.
Что ж, музей тоже нужен. А то как узнает молодежь, чем был Бежар для нескольких поколений? Только надо понимать, что мы в музее, а то, не дай бог, кто-нибудь вообразит, что Морис Бежар был хореограф довольно средний...

гастроли в Петербурге, Жиль Роман, Ле Риш, Бежар балет, ле Риш, Жюльен Фавро

Previous post Next post
Up