Mar 25, 2012 11:00
24 марта
Мариинский театр
Фестиваль балета "Мариинский"
В общем и целом вчерашняя "Баядерка" в честь Ольги Моиссевой понравилась намного больше, чем январская "Баядерка" в честь Каплана. Кордебалет что называется "надрессирован": все танцевали на совесть и старались показать максимум того, что могут. Выход и танец теней продемонстрировали, что даже массовые сцены кордебалета мы еще потеряли не до конца. Вот если бы на каждой "Баядерке" в директорской ложе сидела Моисеева и внимательно смотрела на сцену, глядишь, мариинский балет танцевал бы ровно и на уровне. Все-таки уход Махара Вазиева (как бы к нему не относиться) сильно отразился на общем качестве балетной продукции. Да и Гергиев, по-видимому, вообще не понимающий ни ценности ни искусства балета, с ним все-таки был вынужден считаться.
Анастасия Мативенко в партии Гамзатти убедила меня второй раз, что партия это ее. По крайней мере, так технично Гамзатти сейчас не исполнит никто в Мариинском театре, а может, и не только в Мариинском. Танцевала так же удачно и уверенно, как в Михайловском с Осиповой. Значит, способна танцевать стабильно, что для балерины высокого уровня необходимо.
Светлана Захарова, с одной стороны, вышла на сцену вместе с Александром Волчковым на фестивальный спектакль от имени Большого. С другой стороны, со стороны Захаровой это было приношение учителю, Моисеевой. Общий рисунок роли Захарова выдержала. Однако по техническому исполнению в каждом акте партия Никии оставляла желать лучшего. В первом акте Светлана сильно облегчила себе жизнь, не сделав практически ни одной линии на пуантах (особенно бросилось в глаза в момент клятвы Солора: встала на пуанты и буквально тут же сошла, добежала до партнера). Танец со змеей был лучше, чем у Вишневой, но хуже, чем у Осиповой. Слишком разбрасывает корзину; руки довольно свободны, не напряжены; в ногах как-то экономит, боится что ли скорости танца - и получается неудачно. В "Тенях" шарф делала слишком торопливо, а круг замедленно и потому тяжеловато. Вот финальная диагональ, пожалуй, получилась хорошо, но на уходе после нее опять показалось, что балерина боится скорости и регулярно жмет на тормоз. При этом хочется отметить общую культуру танца: очень точны жесты в пантониме первого акта, хороши руки в первой картине и "Тенях", ярким получился предсвадебный танец с лилиями. Но есть у нее (еще по богатым моим воспоминаниям, когда была она солисткой Мариинского, и вновь проявившаяся вчера) какая-то общая расслабленность. Не может Захарова вести роль натянутой, как струна, как бывает (все реже, к сожалению) у Вишневой.
Александр Волчков чуть было сначала не завалил роль в прямом смысле. Жест у него мелкий, локтем никак не может сделать прямой угол, локти прижаты к телу - и получается не великий воин, а пацанчик в красивом костюме. В дуэте первой картины, подняв Захарову, чуть было не уронил ее на сцену. В гран-па (то ли под этим впечатлением то ли от слов, сказанных ему примой) танцевал вариацию, как выпускник хореографического училища: ни одного элемента не сделал чисто, ошибка на ошибке. А вот к "Теням" пришел в себя, танцевал хорошо и как положено Солору: с мягким лиризмом. Только одно вызвало удивление: огромная пауза "на отдых" в середине вариации, перед двойным туром, которую он простоял на авансцене.
Пожалуй, в целом, "Баядерка" самая удачная из трех главных в нынешнем сезоне (Вишнева,Осипова, Захарова). Однако из Никий мне все равно симпатичнее Осипова, ибо пока еще, слава Богу, танцует не на бренде, а честно: не думает, что убрать, а что закрыть, чтобы вышло красиво. Поэтому далеко не все получается, но мы это прощаем за те спектакли, когда получается все. Иван Васильев - Солор лучше Волчкова, хотя они очень разные по стилю. А вот адажио из "Теней" никто лучше Вишневой делать не умеет. Где же, наконец, сегодня балерина типа Мезенцевой (или, по воспоминаниям старожилов, Моисеевой), которая в состоянии исполнить Никию целиком как надо? Заходя в театр, столкнулся с Асылмуратовой, готовившейся в юбилейной речи. Жалею, что не сказал ей: Ваша, Алтынай, Никия - не нынешним чета.
Светлана Захарова,
Александр Волчков,
Анастасия Матвиенко,
Асылмуратова,
Анастасия матвиенко,
Ольга Моисеева,
Баядерка