Чечилия Бартоли

Mar 23, 2012 23:03

22 марта
Концертный зал Мариинского театра

Второй раз Чечилия Бартоли выступает в Петербурге, второй раз с небывалым ажиотажем. Ажиотаж понятен: редкая певица при жизни, задолго до конца карьеры практически единогласно признается "уже великой". Студенты музыкальных училищ в фойе обсуждают, кто круче: Мария Каллас или она? Ни об одной Нетребке так говорить не будут.
Заслуга этого концерта целиком принадлежит менеджеру Гергиеву. Было страшно обидно узнать этой осенью, что Бартоли снова едет в Москву (в которой бывает чаще, чем у нас) и в Казань. Небольшой надеждой теплилась на сайте Мариинки строчка "О концерте будет объявлено особо", стоящая в нужном временном диапазоне, но потом строчка  чем-то заполнилась. Осенние концерты Бартоли перенесли на весну, и надежда затеплилась вновь. И вот, когда почти не осталось надежды, ура, удалось.
В первый раз Бартоли пела в Большом зале филармонии. Зал был слишком велик для ее голоса. Многие тогда замечали, что идеально было бы организовать концерт в Малом зале, но Малый зал не вместил бы всех желающих. Теперь в Петербурге есть зал, идеально подходящий для такого красивого, но несильного голоса, как у нее. Спасибо, опять же, менеджеру Гергиеву.  
В первом отделении дива пела Моцарта - в невероятно эффектном мужском костюме моцартовской поры. На первой арии Гергиев немного закрыл ее голос, но дальше все пошло хорошо. Маэстро продемонстрировал в очередной раз, что когда надо, он может играть тихо. Играл, правда, никак - Гергиев и Моцарт две вещи несовместные - но это было самое лучшее, что можно было ожидать от Великого. Ария Секста из "Милосердия Тита" прозвучала отменно. А вот мотет Exsultate jubilate, как и ожидалось, был просто потрясающим. Меня лично всегда поражает в Бартоли, как она совмещает потрясающей нежности пиано и чуткий лиризм со сложнейшими фиоритурами, которые все остальные, кто в состоянии это выпевать (а их в мировой оперной музыке очень немного), выполняют при помощи напора и силы.
Второе отделение изначально вызывало вопросы по поводу оркестровых проигрышей. Для чего, например, оркестр в начале играет Доницетти, если это не из репертуара певицы? И тем более Мендельсона в середине? По ходу дела (в Доницетти) нам пропиарили кларнет, совершенно средненький. Оркестр работает по принципу "что умею, то и играю". Тогда Моцарта надо было из первого отделения исключить. Все это завершилось чудовищно исполненной увертюрой к "Вильгельму Теллю" Россини - вместо заявленной в программке "Бури" из "Севильского" - единственного оркестрового номера, не вызывающего вопросов, ибо Бартоли пела только Россини, включая арию Розины. На увертюре Гергиев отыгрался на наших ушах: сдерживался весь вечер, так хоть в конце выпустил пар. Расходиться маэстро вредно - возвращается обратно в рамки он с трудом. В финале арии из россиниевской "Золушки" вдруг врубился фирменный мерзкий звук духовых, немного мазнувший выдающийся вокал.
Бартоли пела идеально. Трудно выбрать лучший номер между Розиной, Дездемоной и Золушкой. Розина поразила вкусными фиоритурами в сочетании с мягкостью тембра, Дездемона трагическим лиризмом, Золушка яркостью вокального рисунка и особой итальянской игрой - тонкой, но спрятанной (при этом смотреть никогда на Бартоли не надо, ибо лицом и жестом играет она неважно, что совершенно отличается от сложной драматической игры в голосе - в рамках, разумеется, ее репертуара). Не говорю о потрясающей аккуратности и чувстве меры, которое всегда отличает эту певицу.  
На бис была Мария Малибран (один из проектов певицы прошлых лет) и концовка арии Золушки, которую маэстро мазнул еще сильнее.
Несмотря на все это, концерт вышел очень удачный. Больше мне понравился только ее концерт, слышанный в Хельсинки в мае 2007 года, с хорошим коллективом старинной музыки, игравшим на аутетичных инструментах, и с совершенно другой программой. Россини в ее исполнении слышу впервые - и очень воодушевлен.
Ждем Чечилию Бартоли еще и еще. Пусть даже с Гергиевым. Хотя лучше бы с более пристойными аккомпаниаторами.

Чечилия Бартоли, Россини, Бартоли, мариинка, Концерный зал Мариинского театра, Мариинский театр, концерт в Петербурге, Гергиев, Моцарт, Петербург

Previous post Next post
Up