25 ноября
Новая сцена Мариинского театра
Идеальная опера для времен коронавируса - продолжительностью 1 час 10 минут. Плюс 25 минут ожидания господина Гергиева. Не совсем ясно, зачем нужны коронавирусные ограничения в зале, если люди толкутся в фойе до 20.00 - объявленного времени начала, ибо двери в зал до 20.00 закрыты.
Впрочем, если привычно прийти с опозданием на 15 минут - в 20.15 зайти в здание и не торопясь пройти по пустому фойе, попадешь к самому началу, ни с кем из публики не столкнувшись.
Юсиф Эйвазов (застрявший вместе с супругой в Петербурге, ибо петь-то больше негде) стал главной звездой премьеры. Теноров такого уровня в Мариинском театре нет давно и в ближайшей перспективе не будет. Хороший, грамотный вокал; взятые верхние ноты без подъездов и усилий - давно мы не слышали такого Туридду.
Не менее блестящ Роман Бурденко в роли Альфио. Оказалось, что его лирический баритон, когда надо, умеет быть грубым и резким. Помимо мощного вокала - блестящая актерская игра.
Екатерина Семенчук ни разу ни Сантуцца. Если бы я был главным дирижером, я взял бы на премьеру Сержан. Но оперное СV у Семенчук значительно ярче - поэтому, наверное, пела она. Верхи постоянно рывками, неверные интонации - даже в романсе, отчаяние в виде истерики, образ без развития. Есть роли, которые Семенчук противопоказаны. Сантуцца идет во главе списка.
Неплох хор - особенно на фоне последнего слышанного. Оркестр на хорошем уровне, но кажется слегка недорепетировавшим - на четверку с плюсом.
Что же касается постановки, то спектакли Арно Бернара все какие-то странные. Они местами яркие, а местами нет - и главное, всегда не про то, про что опера. Честь вроде сельская, а у него на сцене город. Хор поет, что надо бы по домам - и рассаживается за столы, поставленные на улице. Хороши, конечно, живые лошадки - спору нет. Но вот убийство Туридду за стеклом, как в витрине, - очень неудачно. Самое же главное: смена декораций в столь короткой опере создает какой-то мельтешащий эффект, который переходит и на певцов (особенно на мечушуюся по сцене Семенчук), и на оркестр (который, кажется, тоже куда-то спешит), и на саму историю.
Не оставляет ощущение, что все спешат закончить побыстрее - и разбежаться по домам от коронавируса.