"Адриана Лекуврёр" в Мариинском театре

Sep 14, 2017 12:49

12 сентября
Новая сцена
Открытие сезона

В этом году Мариинский открыл новый сезон главной нашумевшей постановкой прошедшего лета - оперой Франческо Чилеа "Адриана Лекуврёр". Интересная опера итальянского модернизма, стилистикой напоминающая Пуччини и Леонкавалло, малознакомая российскому слушателю - разве что одной-двумя ариями, которые наши примы исполняли в сольных концертах. Модернистских приемов довольно много: опера повествует о театральной жизни и артистах Комеди Франсез, перед нами, следовательно, театр в театре; драматические монологи именно проговариваются, а пение передает обычный разговор - условность и жизненность меняются местами; "роковые повороты" оперного сюжета с узнаваниями/неузнаваниями, отравлениями и интригами тоже обретают условность и рефлективность. Постановка Изабель Парсьо-Пьери, с одной стороны, эффектно-традиционна. С другой, в ней удачно использованы возможности кино - много удачнее, чем в стилизованной под нуар постановке "Сицилийской вечерни". Короткие, хорошо сделанные кинофильмы дополняют оперный сюжет.
Адриану Лекуврёр впервые пела Татьяна Сержан. Пела по-настоящему драматично - эта партия как будто создана для нее. Возможно, ей чуть-чуть не хватает лиризма и изыска в первых картинах (как нередко бывает в новых для нее партиях), но во второй половине с театральными страстями трагической актрисы (трагическая актриса попадает внутрь трагедии) она справляется как нельзя лучше.
Юлия Маточкина в партии Принцессы де Буйон очень старается. За последние несколько лет Маточкина, кажется, сильно прибавляет. Хотя я и не слышал в этой партии Екатерину Семенчук, но по отдаче (да и тембру) Маточкина кажется интереснее. Если Маточкина добавит еще, да и поработает с одним-двумя великими педагогами, у нее есть все шансы выйти на подлинно мировой уровень.
Теноровую партию Мориса Саксонского исполнил Нажмиддин Мавлянов. Из тех теноров, которые есть у Мариинского театра (а Мавлянов в последние сезоны регулярно стал петь в Мариинке), это, безусловно, лучший. Не без огрехов, конечно, поет. Но тут выручает незнакомая музыка. Когда слушаешь с ним "Трубадура" или "Дон Карлоса", которых знаешь почти наизусть, все вокальные косяки фиксируются на уровне подсознания. Поскольку я никогда не слышал, как поют партию графа Саксонского выдающиеся тенора, то могу сказать: Мавлянов даже понравился.
Партия Мишонне, доброго ангела Комеди Франсез, очень удается Алексею Маркову. Проникновенность и доброта интонаций, вдохновенно-романтический вокал и хорошая школа - это именно то, что нужно баритону для этой оперы.
Хуже всего получились сцены со вторыми солистами - особенно там, где они бросают быстрые короткие фразы, и там, где они подпевают в дуэтах, трио и квартетах.
И вновь подкачал балетный номер: он прикольный, но из другой оперы. Вместо балета "Суд Париса" по сцене ходит крокодил, составленный из десятка человек. Зачем? Какое отношение крокодил имеет к Парису? Все для того, чтобы не ставить полноценный танцевальный номер. Сомнительная экономия.
Очень рекомендую оперу в этом парадном (по случаю открытия сезона) составе. Опера интересная, новая, все солисты по-своему хороши. И оркестр работает на высоком уровне: никому не мешает петь, ведет темы, как и должно быть в настоящей итальянской опере. Открытие сезона получилось по-настоящему праздничным.

премьера, Юлия Маточкина, Татьяна Сержан, Алексей Марков

Previous post Next post
Up