Феноменальный "Дон Карлос"

Sep 18, 2017 17:32

14 сентября
Новая сцена Мариинского театра

Исключительное событие произошло на Мариинской сцене 14 сентября, на третий день после открытия сезона. "Дон Карлос" - изначально с весьма интересным составом исполнителей - прозвучал так, что я вспомнил юношеские впечатления конца восьмидесятых. Такого спектакля давно не было в Мариинке.
Все солисты в большой вердиевской опере в этот вечер пели на совесть. Потрясающе исполнил партию Родриго Владислав Сулимский: его неповторимый тембр плюс проработанность каждой ноты создают великолепный образ настоящего воина и преданного друга. Маркиз ди Поза заиграл новыми красками, поскольку обычно баритоны играют преданность, но забывают о мужественности и отваге, которые необходимы в этой партии. Пение Сулимского - настоящее мужское пение, без излишних сантиментов. Сулимский создал яркого и многогранного героя - не говоря уж о давно известной нам красоте его голоса.
Открытием вечера стала Юлия Маточкина (Принцесса Эболи). Екатерина Семенчук (что в мариинском варианте, что в зарубежном) по всем параметрам проигрывает в этой партии Маточкиной. Семенчук однопланова вокально и совершенно неартистична. Маточкина тонко меняет интонации и хорошо играет сложную роль. Тембр Юлии Маточкиной, как уже отмечалось, намного более красив. Кроме того, Маточкина поет честно - выпевая все, что надо выпевать, не сберегая голос для следующих дней. Видно, я несколько погорячился, посоветовав Юлии Маточкиной больше работать, - в привычных амплуа она практически безупречна. Одним словом, Маточкина брава!
Татьяна Сержан (Елизавета Валуа) пела практически так же, как и в первый раз весной. Хорошо, благородно и мощно. Но, как и тогда, слишком истерично для королевы. Если бы сделать местами лирическое пиано (которое раньше было одной из сильных сторон Сержан, но в последние полсезона совершенно пропало), было бы много лучше.
Рядом с тремя вышеупомянутыми певцами преобразился и Мигран Агаджанян, исполнявший заглавную партию. Если в "Сицилийской вечерне" он всего лишь не раздражал, то в этом спектакле тенор пел с подлинным вдохновением. Не все по-настоящему получалось, но Агаджанян старался так, что все можно было простить. Он был однозначно лучше Мавлянова в этой партии.
Немножко выбивался из общей структуры Станислав Трофимов (король Филипп). Пел он, в принципе, как надо - но будто бы со жвачкой во рту и как-то по-советски, в духе советской школы. Из общего стиля несколько выбивался, но про эти мелкие придирки, в принципе, можно тут же забыть. Просто Ильдар Абдразаков в этой партии намного аутентичнее.
Все пятеро главных героев были замечательно спеты. Эту удивительную ансамблевость (на которую я обратил внимание уже во время трио Родриго - Эболи - Елизавета в первом акте и последовавшего за ним дуэта Карлоса и Королевы) артисты пронесли через весь спектакль. Особенно здорово звучала сцена в саду (Карлос - Эболи - Родриго) - так, что помнится уже несколько дней. Не знаю, чья это заслуга - Кристиана Кнаппа, который стоял за пультом, или кого-то из вокалистов, кто взял на себя функции художественного руководителя (ведь Кнапп дирижировал и раньше - совсем не так), или дирижера и солистов вместе. Но только "Дон Карлос" 14 сентября 2017 года должен войти в историю Мариинского театра как выход на совершенно иной уровень. Напоминающий последние советские годы, когда в одном спектакле могло петь до пяти звезд мирового масштаба.

Станислав Трофимов, Сулимский, Юлия Маточкина, Мигран Агаджанян, Татьяна Сержан

Previous post Next post
Up