21 ноября
На сцене БДТ им. Товстоногова
Фестиваль "Дягилев P.S." в этом году "удивляет" (словечко Дягилева, взятое фестивалем на вооружение) значительно меньше, чем в прошлом. Из всей программы интересным для меня оказалось лишь выступление Бежар-балета.
Сами визиты Бежар-балета в Петербург - не редкость и несут на себе, как правило, запах нафталина, тлена и запустения. Обычны сетования по поводу того, что в восьмидесятые, когда труппа Бежара была действительно мировой сенсацией, а солировал в ней великий Хорхе Донн, она не посещала нас раз в два-три года, как сейчас. Но в этот раз Бежар-балет почти развеял нафталинный запах и показался очень свежим и интересным.
В первом отделении труппа показала балет "Чудесный мандарин", созданный Бежаром на музыку Белы Бартока и напоминающий немецкий экспрессионизм (вдохновленность фильмами Фрица Ланга специально отмечена в программке). Есть что-то завораживающее в этом балете, где несколько пар сходятся, расходятся, попеременно танцуют, причем их появления и уходы четко связаны между собой, как повороты трубы-калейдоскопа, а на авансцене на троне сидит спящий герой, похожий на мандарина, только трон под конец превратится в электрический стул. Удивительно, но нет в этом балете обычной для Лозанского балета музейной затанцованности творений мастера. Есть какая-то свежесть - как и в ранних фильмах Фрица Ланга.
Во втором отделении были показаны два маленьких балета Бежара: поздний "Этюд для дамы с камелиями", очень скучный (самое интересное - начало балета, когда героиню раздевает несколько мужчин; все дальнейшее движение героини - абсолютно ни к чему), и ранний "Бхакти III" - по-настоящему изысканный, но, во-первых, затанцованный, а, во-вторых, исполненный полурасслабленно - без того крайнего напряжения, которого требуют языческие штудии Бежара (точно так же, как "Болеро" во время
гастролей Бежар-балета в 2012 году). Диана Вишнева и Фарух Рузиматов танцевали этот балет в Мариинском театре не в пример лучше.
В третьем отделении шел новый опус Жиля Романа, нынешнего директора труппы, под названием "Anima Blues". В этот раз Роман произвел куда более сильное впечатление. Наверное, потому, что есть в этом балете, как и в "Мандарине", что-то от немецкого экспрессионизма. Объяснения своему творению хореограф дает самые общие, но получилась баллада о Мэкки Мессере, изложенная крайне скупым хореографическим языком (каждого из персонажей характеризует очень ограниченный набор движений, да и все они походят на кукол). Смотреть интересно - разумеется, как удачную стилизацию.
В целом, собираясь на вечер Бежар-балета не без сомнений (ходить - не ходить), я получил значительно больше, чем ожидал. Мощный вброс позитивных эмоций и активного отношения к жизни, которым обладает экспрессионистическое искусство.