Лондонское оперное лето

Aug 31, 2016 22:04

13 июля - Вертер
Ковент Гарден

Знаменитая опера Массне, поставленная в Ковент Гардене в 2003 году известным кино- и театральным режиссером Бенуа Жако, - английский образец идеальной оперной продукции. Великолепные декорации - с одной стороны, передающие эпоху, с другой - наполненные воздухом. Грамотно продуманное сценическое движение. Вдумчивое звучание оркестра Антонио Паппано. Чуть тиховатый для зала Ковент Гардена, но романтически насыщенный и сентименталистски вкрадчивый голос Витторио Григоло (Вертер). Драматическое сопрано, передающее тонкие нюансы запретной любви, у Джойс Дидонато (Шарлотта). Выдержанный, как старое вино, спектакль, демонстрирующий всем Черняховым-Бархатовым, что такое искусство.

17 июля - Трубадур
Ковент Гарден

Совершенно иная постановка: пожалуй, а ля Черняхов, но значительно умнее. На сцену время от времени выезжает танк, на котором написано "Di Luna". Все герои в шинелях, не вылезают из окопов, а Азучена и Манрико поют финальный дуэт то ли в яме для пленных, то ли в потенциальной могиле. Враждующие группировки безжалостно режут друг другу горло, а при осаде Кастеллора одного из миманса вешают на башне танка. Собственно, обыграна тематика, заложенная в либретто - действительно, у Сальвадоре Каммарано, написавшего либретто по пьесе Гутьереса, рассказано о средневековой борьбе феодальных кланов: тех, кто за короля, и тех, кто против. Не ясно лишь, чем эта тематика привлекла режиссера Дэвида Бёша - опасением новой войны, которым больны многие в последние годы?
Хорошо известный петербуржцам Джанандреа Нозеда, давно прописавшийся в английской столице, ведет музыкальные партии очень хорошо. Состав исполнителей неоднозначный, но интересный. Наша Екатерина Семенчук (Азучена) в Лондоне старается много больше, чем в Петербурге. К вокалу, как таковому, претензий нет - есть претензии к презентации. Несмотря на старания, выходит кондово. Сербский баритон Желько Лучич (вот кому хорошо известна, должно быть, режиссерская эстетика) в свои 48 лет кажется старым. Слышал когда-то в этой партии Шерила Милнза - тот звучал моложе. А вот Лиана Арутюнян (Леонора), певшая на прошлой "Площади искусств" Иоланту, действительно намного лучше в Верди, чем в Чайковском. Красивое и хорошее пение, со всеми положенными украшениями и нюансами переживаний. Лучше всех Франческо Мели (уж простите мою любовь к этому тенору), но не без урода. Там, где требуется лирический тенор, все прекрасно. Великолепно выпетая ария. Безусловное господство над всеми партнерами в дуэтах и массовых сценах - поймал себя на мысли, что чуть не впервые с наслаждением слушаю дуэты Азучены и Манрико, ибо Манрико тут ведет, он важнее. Однако стретту совершенно не вытянул, ибо героический тенор Мели не дается.
Одним словом, странный спектакль, но интересный. И цельный - спасибо Нозеде.

25 июля - Севильский цирюльник
Prom 14
Королевский Альберт холл

Летние промы в этом году изрядно скучны (самые изысканные концерты традиционно ставят на начало сентября). "Севильский цирюльник" в полусценическом исполнении был, пожалуй, самым интересным. Из вокалистов главной звездой стала Дэниэль де Низ - родившаяся в Австралии американка, молодая красивая Розина. BBC за несколько дней перед концертом рассказывала телезрителям о том, что де Низ переворачивает традиционные представления о Россини. Вокал у де Низ весьма традиционный, с неплохой, но не блестящей колоратурой. Переворачивание заключалось в основном в актерской игре: она так гримасничает и жестикулирует, так современно интонирует, что ее Розину вполне можно вставить в американский сериал о трудных подростках. Альмавива на ее фоне (Тэйлор Стэйтон - размытый тоненький голос; естественно, никаких арий в последнем действии не пел) смотрится совершеннейшим лохом. Соответствует мощной энергетике Розины доктор Бартоло в исполнении Алессандро Корбелли. Большой артист, играет в лучших традициях итальянской комедии - как в миланском Театре Пикколо, например. Несмотря на возраст, чувствуется, что был хорошим вокалистом: школа не уходит. Обычно роль Бартоло проходная; благодаря Корбелли она стала одной из главных. Целиком в традициях буффонады выстроена роль дона Базилио (неинтересный бас Христофорос Стамболис). Фигаро был мачо и в актерской игре и в пении (Бьёрн Бюргер из оперы Франкфурта). Странно, что Розина де Низ не предпочла в итоге Фигаро: кокетничала она с ним немало.
Несмотря на отсутствие крупных вокалистов, спектакль смотрелся празднично-ярко. Широкая публика, на которую ориентированы Промы, была в совершеннейшем восторге. Главным героем вечера, на мой взгляд, оказался режиссер, имя которого даже не вывесили на сайте. Он тонко вписал разнородных вокалистов в единый замысел "Цирюльника" с современными молодежными страстями. И Лондонский филармонический оркестр (который я обычно не люблю) в этот раз был на высоте под управлением Энрике Маццола.

Дидонато, Антонио Паппано, Альберт-холл, Екатерина Семенчук, Франческо Мели, Ковент-Гарден

Previous post Next post
Up