4 июля
Мариинский театр
Фестиваль "Звезды белых ночей"
Альбина Шагимуратова вновь поет в Мариинке - новую для Петербурга партию (ранее были Лючия ли Ламмермур и Царевна Лебедь). Регулярное сотрудничество со всеми российскими оперными звездами, включая совсем не петербургских, - очень сильная сторона Мариинской оперы. Спектакль 4 июля был интересен не только знаменитой солисткой, но и впервые выступающим в Мариинском театре швейцарским дирижером Мишей Дамевым. К сожалению, возможности Мариинке не позволили довести этот спектакль до "парадного", ибо "парадного" Моцарта в нашем театре не было, кажется, никогда.
Гергиев и раньше передавал Моцарта другим известным дирижерам - например, Юстусу Францу. Ибо Моцарт совершенно не гергиевский композитор. В операх Моцарта изредка появлялись хорошие солисты - например, едва ли не единственное выступление Виктории Лукьянец в Мариинке (других просто не помню) случилось на премьере "Волшебной флейты" в 1992 году в партии Царицы ночи. Но Дон Жуан в этом плане - опера сложная. Ибо на нее нужно целых три сопрано, а также один драматический баритон, один бас и один тенор. Шесть солистов, господа! У нас с этим плохо. Была у меня тайная надежда, что к Шагимуратовой добавят Ильдара Абдразакова, который достаточно много поет эту партию на мировых сценах, а вот в Мариинском театре - нет. Но и этого не случилось.
Партию дон Жуана исполнял Евгений Уланов (спасибо хоть не Евгений Никитин) - певец харизматический, отчасти драматический, но отнюдь не лирический - а это тоже нужно в опере Моцарта. То, что ноты Уланов берет "примерно", не слишком заметно в драматических частях партии, но вот серенада вся была мимо нот и мимо музыки. Оставалось лишь вспоминать, как пел ее Абдразаков в
зимнем сольном концерте. Михаил Петренко в партии Лепорелло, в принципе, на месте. Не достает лишь силы звука: в некоторых важных сценах его совсем не слышно. Например, когда во время последнего ужина он залезает под стол. Дмитрий Воропаев в качестве Дона Оттавио в первом действии честно пытался петь тихо и грамотно. Но когда во втором действии дело дошло до главной арии, все пошло насмарку. Дуэты с Доной Анной он местами тоже загубил. Из трех сопрано менее всех попала в музыку Жанна Домбровская (Донна Эльвира). Моцарт писал оперы явно не для нее. Крика наверху, смазанной колоратуры, грудного голоса советской школы Моцарт не выносит. Много интереснее была новая для меня певица Людмила Дудинова (Церлина). Ее немного школьное, но аккуратное и незамысловатое пение хорошо гармонировало с ролью наивной крестьянской девушки. Альбина Шагимуратова - Донна Анна - очень хороша. Можно предъявить претензии к ее актерской игре (ее почти нет), но тщательно выпетые колоратуры и красивый моцартианский тембр пленяют, особенно на фоне солистов Мариинского театра. Все второе действие (которое в целом было менее удачно, чем первое - устают от Моцарта мариинские певцы) я высидел только ради ее арии.
Оркестр под управлением маэстро Дамева звучит прилично, но не более. Под управлением Юстуса Франца, помнится, было лучше. Безусловно хорошо, что певцов слышно, их ничто не глушит. Закончим же на бодрой ноте. В прошлый раз я слушал "Дон Жуана" в Вене
с Виланзоном и Хиблой Герзмава. Так вот в Мариинском опера в целом звучала лучше. Да и вообще, стоит разочек послушать Дон Жуана в России ради русских титров - чтобы до конца разобраться в сюжете: кто чего кому хотел и должен.