"Роберто Деверё" Гаэтано Доницетти

Apr 06, 2016 14:18

2 апреля
Концертный зал им. Чайковского, Москва

Московская филармония уже много лет продвигает проект концертного исполнения опер. Получается, разумеется, по-разному, но сама идея развивать этот вполне филармонический жанр, требующий большой и сложной подготовки, заслуживает всяческого уважения. Петербургская филармония на такое не отваживается: редкие темиркановские исполнения опер Чайковского, скорее, исключение. Новый проект Московской филармонии и того интереснее: вниманию московских меломанов предлагаются малоизвестные оперы, в России практически не исполнявшиеся. В частности, так называемый "английский цикл" Доницетти, рассказывающий о взаимоотношениях Елизаветы Английской, Марии Стюарт и их современников.
"Роберто Деверё", одна из четырех опер этого цикла, была представлена на сцене Зала Чайковского 2 апреля. Башметовский оркестр "Новая Россия" пригласил для этого молодого итальянского дирижера Франческо Ланцелотту; в качестве хора задействовали коллектив "Мастера хорового пения" телерадиоцентра. Исключительность этому событию придавал яркий выбор солистов. Партию королевы Елизаветы исполняла живая легенда - выдающееся колоратурное сопрано Мариэлла Девиа, ее фаворита Деверё пел литовский тенор Эдгарас Монтвидас, возлюбленную Деверё Сару - испанское меццо Нэнси Фабиола-Эррера, графа Ноттингемского, мужа Сары - Константин Шушаков из Большого театра (II премия Доминговской московской Опералии 2011 года).
Концерт оказался полной противоположностью концертному исполнению "Аиды" и продемонстрировал, что значит грамотный выбор певцов для такого рода мероприятий. Из четырех главных солистов каждый - большой профессионал, каждый на своем месте, каждый пел на совесть. Константин Шушаков очень похож на молодого Хворостовского и внешне (даже прическа под него) и голосом: очень много металла, голос сильный и, что называется, "забирает". Нэнси Фабиола-Эррера обладает очень красивым тембром, уникальное "меццо со слезой", завораживающе-трагичное. Эдгарас Монтвидас - хороший тенор "советской школы", один из редких теноров Восточной Европы, оставляющий приятное впечатление и своим академизмом, и лирическим звучанием. Наконец, Мариэлла Девиа просто потрясла зал скрупулезным выпеванием колоратур в этой огромной и крайне сложной партии, а также - что почти невероятно - совершенно молодым голосом.
Девиа по праву была первым номером этого вечера (пожалуй, ее выступление в России в 2016 году станет историческим, будет вспоминаться много лет спустя!), однако и другие солисты пели весьма и весьма ярко. Даже маленькая басовая партия в исполнении Олега Цыбулько из Молдовы получилась вкусно. Редкий случай в наше время, когда слушаешь подряд и с исключительным удовольствием, потому что никто из солистов не раздражает.
Оркестр и хор звучали вполне обычно, в плане сопровождения - полная противоположность "Аиде" Меты. Но это, как раз, нормально: оперный оркестр все-таки должен подыгрывать певцам, а не наоборот. Тут еще раз хочется заметить: этот замечательный оперный вечер имел статус обычного филармонического концерта - не фестивального, не специально организованного кучей спонсоров, не сумасшедше-дорогого подарка от "Музыкального Олимпа" (билеты даже для Питера были недороги, не говоря уж о Москве). Вот так работает Московская филармония.

Роберто Деверё, Мариэлла Девиа

Previous post Next post
Up