Apr 05, 2016 17:44
31 марта
Театр Et cetera, Москва
Моя любовь к театру Et cetera под руководством А.Калягина началась довольно давно. Чуть больше десяти лет назад довелось мне посмотреть спектакль "Король Убю" с Калягиным в главной роли. Спектакль оказался просто блестящим и, несмотря на пьесу и тему, совсем не пошлым - умным и глубоким. Калягин играл папашу Убю замечательно тонко, но и вся остальная труппа, занятая в спектакле, была очень хороша. С тех пор, когда удается, с интересом смотрю работы этого коллектива.
"Шейлок", поставленный Робертом Стуруа по пьесе Шекспира "Венецианский купец", тоже спектакль давний. Показательно, что, как и "Король Убю", он идет много лет и по-прежнему находит своего зрителя - зал был практически полон. Шекспир на сцене перенесен в современность: фоном спектакля становятся клерки, сидящие за компьютерами, Лоренцо приезжает к возлюбленной на мотоцикле, договор о фунте мяса копируется на ксерокcе и пр. Лишь отчасти сохранен общий антураж - костюмом дожа, сохраненной ролью шута, упоминаниями о маскараде... В принципе, модернизирован и сам шекспировский пафос: вместо жестокости еврея-ростовщика темой спектакля становятся вековые обиды еврейского народа; страдания купца Антонио уходят на дальний план, а на первый выходит изломанная душа оскорбленного Шейлока. Одним словом, это Шекспир с поправкой на эпоху после Холокоста. Перевод в современность выполнен умно, однако местами пьесу либо недорезали, либо слишком порезали. В частности, не ясна роль шута, друзья Басанио почти не успевают раскрыться, финал скомкан.
Александр Калягин играет Шейлока тонко и убедительно. Лицо его напоминает трагические маски, но маски эти то и дело меняются: сначала мы видим богача-самодура, потом страдающего отца, затем страдающего изгоя и, наконец, маньяка, все свои обиды воплотившего в идее мести. Калягин играет глубоко внутри, по-настоящему трагично - без криков и выплесков эмоций, почти не повышая голоса. И эта внутренняя игра, построенная на нюансах интонации (чего стоит фраза, например, о том, что он готовится "резать у должника неустойку", спокойно и деловито произнесенная), тонкой мимике и точности движений, производит сильнейшее впечатление.
По-видимому, точно так же Калягин учит играть и свою труппу. Актерский ансамбль очень ровный (хотя над ним и поднимается единственный премьер), особенно хороши девушки - Анастасия Кормилицына (Порция) и Ксения Гагуа (Джессика). Фразы и движения лакончины, игра идет изнутри, логика характеров убедительна. На первый взгляд странновато, что очень пресно играет Антонио (Виктор Вержбицкий), однако потом понимаешь, что это режиссерский ход, изменивший ход сюжета.
Петербургские театралы нередко говорят, что в Москве "рвут страсти", играют на публику и не обладают искусством игры изнутри. Театр Et cetera с успехом опровергает это банальное утверждение.
et cetera,
Александр Калягин