Apr 04, 2016 09:36
30 марта
Концертный зал им. Чайковского
Фестиваль Мстислава Ростроповича
Еще один хит фестиваля Ростроповича - концертное исполнение "Аиды" оркестром и хором Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты. Событие настолько интересное, что пришлось пожертвовать проходящим одновременно в Большом театре гала-концертом в честь Бориса Акимова.
Мета в свои уже практически восемьдесят смотрится молодцом - дирижирует стоя, не только без всякого стула, но даже не опираясь на пульт, ибо пульта с нотами нет; он дирижирует наизусть. Темы ведет мощным и уверенным резцом, как опытный скульптор. Флорентийский оркестр и флорентийский хор очень хороши. Во-первых, исключительно профессиональны; во-вторых, идеально "наложены" друг на друга. Не буду повторять уже надоевшие вещи - о том, например, как замечательны в ведущих итальянских оркестрах виолончели или деревянные духовые; об этом уже сказано много раз. Одним словом, главным действующим лицом оперы стали оркестр и хор. Те части оперы, в которых оркестр играл соло, доставили исключительное наслаждение. Хоровые сцены мощью и красотой пения не сравнимы с исполнением "Аиды" в наших театрах.
С солистами же получилось что-то странное. В итальянских театрах нынче, понятно, кризис, но для московских гастролей... Не знаю, кто отбирал солистов - Мета или кто другой, но удачнее всех оказался Радамес, вышедший на замену вместо заболевшего тенора Сартори, - американец Грегори Кунде. Хороший тенор с красивым тембром, с яркой вердиевской оперной биографией. Может, вышло б лучше, если бы заболели и остальные? Вероника Симеони, например, исполнявшая партию Амнерис, мощным голосом не обладает. Как ей петь Амнерис, если оркестр не приглушен (а Мета, слава богу, и не собирался глушить оркестр), одному богу понятно. Кроме того, тембр Симеони какой-то слишком добрый для ее героини - страдающая женщина получается, а вот мстительная и царственная - нет. Симоне Пьяццола (Амонасро) - очень типовой баритон, без изюминки и без актерской игры. Хосе Мария Сири, хорошо знакомая петербуржцам по "Иудейке" Михайловского театра, исполняла заглавную партию. Этакий Борис Штоколов в юбке. С силой голоса у нее все в порядке, а вот лиризма нет совсем. В массовых сценах звучала прилично, но романс третьего акта не получился от начала до конца. И лишь Кунде порадовал - давно я не слышал хороших вердиевских теноров.
Впрочем, солисты были не главными в этой "Аиде". Солировал оркестр и хор, певцы были в качестве сопровождения. Египетская опера Верди рокотала и разливалась в зале Чайковского. Тут уже не важны достоинства каждого из солистов, тут важно грандиозное целое.
Вот, однако же, фестиваль в честь Ростроповича создали в Москве! Несмотря на многообразные петербургские музыкальные фестивали, я что-то не помню такого, чтобы за неделю с небольшим выступили ТРИ больших европейских оркестра, да еще два десятка больших мировых солистов. Да еще Люка Дебарг соло. Может быть, попросить организаторов фестиваля заняться петербургской афишей?
maggio musicale fiorentino,
Зубин Мета,
Грегори Кунде