Apr 06, 2016 15:07
5 апреля
Мариинский театр
Фестиваль балета "Мариинский"
О двух французских солистках на фестивале Мариинский у меня уже была заготовлена фраза: почему-то к нам теперь ездят не этуали Парижской оперы, а что попроще - то ли дешевле так, то ли не уважают. Элоиз Бурдон даже не первая танцовщица официально - она "сюже", третий разряд парижской табели о рангах. Но посмотрев с ней "Лебединое", я понял, что выбор очень хорош.
Элоиз Бурдон невероятно талантлива. Ее безусловные плюсы - это великолепные руки и отличный "апломб". Все остальное у нее либо получается исключительно хорошо, либо никак не получается. Например, в белом акте адажио (потрясающе красиво и медленно, как сомнамбула, падала назад) и первая вариация были супер, а вторая вариация очень так себе - и техника подкачала, и - вследствие этого - образ размылся. В черном акте всю большую часть па-де-де с партнером она танцевала очень хорошо, а потом индивидуальные вариации технически провалила целиком, включая фуэте. Но при этом - танцует она очень уверенно, не боится танцевать. И не боится делать сложные вещи, которые у нее заведомо не получаются. Положено в мариинской хореографии - сделаем. В крайнем случае не довертим пару фуэте или сократим диагональ в последнем акте, добежим в угол пешком.
Но все это ей хочется простить. За настоящий артистизм. Мы привыкли к Одеттам из Парижа - холодным снежным королевам. Так танцевала Сильви Гиллем, так танцевала Аньес Летестю. Одетта Элоиз Бурдон - это страдающая грациозная девушка, тонкая и невинная, сама не понимающая, что с ней происходит. В ней есть тот самый трагизм, без которого гениальный балет Петипа превращается в туристический аттракцион. А что она творит руками! Мало того, что они очень гибки, но, например, при первом знакомстве с принцем ее кисть просто превращается в перышки -легким, отряхивающим воду движением.
Мы помним, как начинала танцевать "Лебединое" Ульяна Лопаткина. На белом акте хотелось плакать, черный долгое время оставлял совершенно равнодушным (не говоря о том, что и технических ошибок она поначалу делала немало). Бурдон в первом же "черном" выходе просто излучает демонизм. Ее Одиллия пленяет и отталкивает одновременно. Она соблазнительна, стремительна и стервозна. И этот флер сохраняется до конца. Поэтому не слишком обращаешь внимания на ошибки. Элоиз - подлинная артистка, а этого нашему театру сегодня катастрофически не хватает. Будем надеяться, что все еще придет. И лет через пять она снова исполнит в Петербурге "Лебединое озеро", на совершенно ином уровне. Поскольку и технический потенциал ее очень велик: она весьма уверенно и местами поразительно свободно танцует в начале каждого из актов и лишь потом теряет технику. Дело молодое, пройдет.
Теперь о самом спектакле. Тимур Аскеров - настоящий романтический принц с хорошими данными (прежде всего, шаг и прыжок). Во вращениях не очень уверен, но образ создает. Что еще надо для Зигфрида, если он не вагнеровский? Парадность спектакля ощущалась, во-первых, во вставных партиях: когда еще вы увидите Надежду Батоеву в друзьях принца? Если бы не низкий прыжок и недовороты Ксандера Париша, трио первого акта можно было бы назвать хорошим. И, во-вторых, репетиторы кордебалета достигли если не уровня Парижской оперы, то непосредственно приблизились к нему. В массовых лебединых сценах руки поднимались одновременно, вращения и движения совершались синхронно, массовка работала как единое целое - и это невероятно красиво. За 25 лет посещения Мариинского театра я не упомню такого уровня. Впрочем, для честности надо сказать, что все это но-настоящему работало только до адажио, потом собранность у девушек пропала.
А вот Гавриэля Гейне я бы не пускал за пульт, особенно на Чайковском. Только начавший собираться с силами после Грузина балетный оркестр опять лабает.
Хороший парадный спектакль. За это мы и любим балетный фестиваль. И необычайно приятное знакомство с новыми силами парижского балета.
Парижская опера,
Лебединое озеро,
фестиваль балета,
Надежда Батоева,
Тимур Аскеров,
Мариинский,
Элоиз Бурдон,
мариинка