Таблетка ума

Mar 24, 2017 21:15

Оригинал взят у kvisaz


Некоторое время назад, примерно около двух лет, я начал интенсивно читать книги про мозг.
Это было вызвано желанием разобраться.


Самое главное я понял:

1. Таблетки супер-ума, как в кино/романе Limitless/Области Тьмы - не существует.

2. Работы по созданию таких таблеток ведутся, но вряд ли они смогут быть такими волшебными. Потому что мозг - это сложная многоуровневая машина со странными алгоритмами. Ему, в частности, нужны тренировки, причем - узконаправленные тренировки.

3. Некоторые существующие таблетки уже обладают похожими эффектами - в частности, Р-лин, Д-дин, М-финил. Они дают бонус на тактическом участке на короткое время (но не делают человека умнее в целом). Некоторые эффекты в Limitless, похоже, прямиком списаны с этих веществ - включая неуёмное желание все время куда-то переться. Стратегические ошибки - тоже. Поэтому не удивляйтесь тупым решениям героя этого фильма. Написать роман за неделю - да. Построить электростанцию - нет.

4. Все интересные таблетки из п.3 - в нашем регионе запрещены. Когда буду в других регионах - попробую попробовать, но чуда уже не жду.



5. Мозг, а точнее, любую нейронную сеть, можно натренировать на многое. Но тренировка должна быть частой и иметь обратную связь. Нельзя раз в 10 лет делать удачное предсказание на 10 лет вперед, грубо говоря - слишком длинный интервал, отсутствие быстрой обратной связи - обучения не произойдёт.

update. п.29: Но вы можете раз в 10 лет делать хорошую тренировку с быстрым результатом. Это, конечно, не так хорошо, как тренировка каждую неделю или день, но для мозга все равно какой-то ненулевой положительный результ будет. Важно, чтобы как меньше был интервал между действием и результатом. Сделал-получил, событие завершилось, коэффициенты развесились. То есть не надо кваситься, что не можете тренироваться или учиться каждый день. Учитесь, когда можете!

6. Человеческий мозг - штука с очень специализированными участками. При разрушении этих участков восстановить их работоспособность очень трудно, а за счёт тренировки - практически нереально. Желающих отсылаю к книгам Оливера Сакса (почти все) и Лурье "Потерянный и возвращенный мир".

7. Недостаток разрушенных специализированных участков человеческий мозг может частично скомпенсировать за счет обходных путей. Точнее так: можно частично вернуть богатство жизни и ощущений, но прежние будут потеряны. Опять отсылаю к книгам Оливера Сакса и той же книги Лурье.

8. Сложность и специализация участков в человеческом мозгу такова, что многие функции, которые кажутся нам монолитными, на самом деле разнесены по разным цехам. Так, в книге Лурье "Потерянный и возвращенный мир" описывается, как человек, не умеющий читать, мог писать. Он не мог прочитать то, что пишет, но сумел оставить записи (довольно грустные, но поучительные).

9. Самая примитивная и древняя, самая действенная схема обучения - это накидать плюсов и минусов на все замеченные мозгом (не сознанием) признаки до хорошего или плохого события/результата.

10. Суеверия и глубокое чувство уверенности в правильности своих поведенческих паттернов на бирже или в казино - растут из п.9. Так голуби в опытах Скиннера формируют странные ритуалы, напоминающие танцы, когда выдача еды становится случайной (совпадающие некоторые случайные поступки перед получением мозг записывает в "правильные").

11. Нельзя натренировать мозг даже Эйнштейна на то, чтобы быть умным вообще. Можно быть умным во многих областях, можно уметь быстро схватывать и понимать (но при этом не понимать собственных барьеров), но нельзя стать умным вообще, как нельзя пройти все тренировки мира за одну жизнь. Поэтому блестящий математик может быть полным идиотом в истории (и вообще в областях знания с расплывчатыми источниками), а большинство из нас - полные идиоты и в политике, и в истории, и в математике

12. Чтобы стать блестящим умом, надо тренироваться именно там, где хочешь блестеть. Решение судоку и математических уравнений, разучивание экзотических языков программирования и уверенное знание эсперанто/латыни/санскрита - не защищает от потерь на личных фронтах, от бытовых разводок и цыганских вымуток. Более того, решение судоку не особо-то помогает и в математике - разве что иногда в матричных исчислениях мелькнет иногда знакомый паттерн.

13. Тренировка ума должна быть узкой, частой и с быстрой обратной связью. Узкой - это означает, что тренировка должна быть максимально приближена к той задаче, в решении которой ты хочешь стать умным. Быстрая обратная связь - это означает, что результат должен быть виден как можно быстрее после завершения поведения - не через месяц, не через год, не через десять лет.

14. Таким образом, "таблетка ума" больше сводится к нахождению п.13, то есть тренировки для той области, в которой хочется стать умнее.

update. п.27: Одно сильное событие - это очень жирный плюс или минус. Так формируется обучение на одном-единственном примере - бессознательно или сознательно вам всегда захочется пережить заново запомнившиеся события до этого плюса (или избежать их, если это был минус). Но.... вы не становитесь умнее от этого. Поэтому п.13 остается в силе - нужно много результатов, чтобы научиться выделять правильные признаки и действия.



15. Есть короткие пути - воспользоваться чужим опытом, почитать книги, умных людей. К сожалению, тут вступает в действие следующий уровень - "откуда вы знаете, что эта книга верна? откуда у вас уверенность, что умный человек умён во всем?" Умные люди даже в своей области ошибаются часто, более того - именно потому, что они умные и успешные, часто они ошибаются даже в своей области чаще всего.

update. п.28: Огромное количество успешных книг написано так, что их просто интересно читать. Это не значит, что они истинны или ложны, это неизбежное следствие, которое приводит к тому, что просто совет "Читайте больше" - он не работает. Желающих отсылаю к книге "Гаргантюа и Пантагрюэль", полная версия для взрослых, раздел с перечнем книг в библиотеке. Человек, прочитавший все те книги из перечня, очень хорошо провел бы время, но стал бы он умнее Панурга хоть в чем-то?

16. То есть надо учиться работать с источниками, учиться понимать метакогнитивную игру - как возникают ошибки, как и где мозг любит делать ошибки. Тут можно почитать Канемана, немного Талеб пишет о том же.

17. Очень важно сохранять позитивный настрой, но "не ура, всех шапками закидаем", а более трезвый, серьёзный что ли. Типа, "шапками закидать трудно, но и моим соперникам, даже моим врагам - это тоже очень трудно." Мы все на равных условиях, идеальных проектов не существует, у каждой нации свой котел с говном в голове, у каждого человек набор тараканов. Нет абсолютного врага, нет идеального соперника, и даже самые слабые твои действия могут привести к удаче твоего проекта - главное, чтобы они были. И чтобы был позитив.

18. Настроением можно управлять, можно натренировать это управление, даже если был абсолютно развращен и слаб характером, как я. Главное, помнить, что это возможно, вспоминать об этом почаще, практиковаться в любой момент.

19. У Зигмунда Фрейда до его знаменитых трудов были блестящие догадки о том, как функционирует нервная система и мозг, но он не мог это проверить в ту эпоху (описано в книге "Мозг, разум, поведение") - за это навсегда он будет вписан в золотые анналы. Что касается его поздних трудов о сексуальности и детских комплексах - извините, это мало верифицируемо, зато хорошо продаётся. Нет никакой возможности проверить и поставить эксперимент по его теориям. Поэтому для знания и ума его знаменитые теории не дают ничего (кроме профита для терапевтов).

20. Иногда полезно заплатить терапевту за разговор, если есть деньги. Но еще лучше, если терапевт может выписать таблетки. Это подразумевает, что у терапевта есть какое-то образование и он не совсем упоролся, в отличие от самопровозглашенных терапевтов-психологов (не каждый из них упоролся, но отсутствие лицензии на таблетки делает разговор с ними неоправданно дорогими).

21. Таблетки могут помочь с настроением, антидепрессанты ненаркотического типа достигли хороших, избирательных высот, о чем пишет и stelazin. Наличие ссылки на него в этом пункте не означает, что остальные тоже ссылаются на него (это частая когнитивная ошибка, назовем её эффект "примазки")

update. п.24: Несмотря на открытое заявление в п.21, если вы уважительно относитесь к stelazin-у, ваш мозг все равно повысит все остальные пункты в шкале доверия. Потому что сознание - это только часть системы.

update. п.25: Чтобы эффективно обучаться на коротких действиях, сознание не нужно. Нужна частая тренировка с обратной связью, чтобы развесить коэффициенты на всех действиях. Нужно, чтобы организм бодрствовал, т.е. мозг функционировал, а сознанию - тю! - это такой своего рода супербонус для стратегий, планов и памяти.

update. п.26: Я не могу вместить всё про сознание и тренировку в этом посту.

22. Метакогнитивная тренировка по принципам lesswrong очень легка - достаточно просто пробежаться по какой-нибудь горячей ленте новостей или чужим дискуссиям, держа в голове простые вопросы:
- Кто это сказал?
- Кто поручится, что это правда?
- Почему они так решили?
- Какие когнитивные ошибки тут могут быть.

Но эта весёлая игра позволяет лишь научиться замечать бревна в чужих глазах, в то время как для личного счастья и успеха гораздо важнее научиться видеть и соломинку в своем.




Наше восприятие мира - это фантазия, совпадающая с реальностью. Часть №1
Наше восприятие мира - это фантазия, совпадающая с реальностью. Часть №2
Почему мы принимаем желание за счастье. Часть№1
Почему мы принимаем желание за счастье. Часть№2
Химия эмоций. Часть №1
Химия эмоций. Часть №2
Химия разочарования
О пище
Счастье есть, но вам все равно не понравится

Видео клеток мозга и их связей
Интерфейс
Интерфейс (дополнение)
Химпьютер
Господь Бог и нейронные сети

Почему нейроны - не главное.
Инкарнация
Взгляд на мысль.
Мозг - не компьютер. Часть №1
Мозг - не компьютер. Часть №2
Озадачен.
Специфика "Жидкого Мира".
Привычка быть самими собой.
Иллюзии мозга.
"Я" - гиперсеть.
Пирамида программирования.
СОЗНАНИЕ и ПАМЯТЬ.
О матричных серверах.
Коллекция системных багов.

Сознание, Человеческий мир, Мнение, Здоровье

Previous post Next post
Up