В продолжение темы:
Иллюзии мозга. Мозг порой вытворяет странные вещи.
Путает время, заставляет вас переоценивать собственные возможности и верить во всякую чушь.
Представляю вам несколько интересных психологических эффектов:
Этот эффект хорошо объясняет, почему многие новички считают себя экспертами, а хорошие специалисты себя недооценивают.
Эффект Даннинга - Крюгера - это искажение представлений о своих способностях.
Оно выражается в том, что первые успехи в новом деле поднимают самооценку на невиданную высоту. Поэтому новички часто поучают более опытных и не понимают, что творят какую-то дичь. Это нередко приводит к недопониманию и конфликтам на работе.
Но получая больше опыта, человек осознает, как мало на самом знает, и постепенно спускается в яму страданий. Наверняка у вас есть много знакомых, которые очень хороши в своем деле, но при этом постоянно принижают собственные способности. Просто они сидят в этой яме.
И только став экспертом, человек сможет наконец трезво оценить себя и с ужасом взглянуть на пройденный путь.
Всем знаком эффект дежавю.
Что это такое?
Ошибка в матрице?
Отголоски прошлой жизни?
На самом деле это всего лишь сбой работы мозга(?), который может произойти из-за усталости, болезни или смены условий внешней среды.
Сбой происходит в гиппокампе.
Этот отдел мозга занимается поиском аналогий в памяти. По сути эффект дежавю заключается в том, что в событии секундной давности мозг находит какие-то детали, которые видел, например, год назад. После этого он начинает воспринимать всё событие, как произошедшее в далеком прошлом. В результате вы чувствуете себя Вангой и думаете, что предвидели это событие очень давно. На самом деле это ваши воспоминания секундной давности тут же возвращаются к вам как информация из прошлого.
Вы видите одну и ту же сцену два раза, но не в курсе этого.
За что, мозг?
За что?!
Зачем выходить из зоны комфорта? Чем плоха работа и жизнь спокойных условиях? Оказывается, степень комфортности связана с производительностью, а непривычные условия не только открывают новые возможности, но и заставляют работать лучше.
Комфорт подразумевает занятие привычными вещами, отсутствие каких-либо испытаний и размеренное течение жизни. Уровень тревоги в этой зоне невысокий, а производительности хватает для выполнения привычных задач.
Так зачем напрягаться, если здесь так комфортно?
В непривычных условиях мы мобилизуем все силы и начинаем работать усерднее, чтобы быстрее вернутся обратно в зону комфорта. Так мы переходим в зону обучения, где мы быстро получаем новые знания и прикладываем больше усилий. И в какой-то момент наша зона комфорта становится шире и захватывает часть зоны обучения.
С зоной обучения происходит тоже самое.
Значит, чем сильнее стресс, тем мы круче?
Здорово!
Нет.
В какой-то момент тревога вырастает настолько, что мы переходим в зону паники, и ни о какой производительности речи уже не идет. Но если зона комфорта растет, то вещи, которые пугают, просто попадут в область обучения, которая тоже выросла.
Так что для роста, нужно бросать себе вызов и учиться справляться с трудностями.
Этот эффект позволяет сделать неправдоподобную информацию интересной и даже познавательной в глазах публики. Именно он объясняет популярность и убедительность всяких лженаучных течений и сект.
Оказывается, для этого достаточно быть харизматичным.
Люди более склонны прислушиваться к артистичным лекторам и принимать их слова на веру.
Во время выступления артистичного и харизматичного человека, зрителю менее очевидны противоречия и даже нелогичность его высказываний. Ему сложнее адекватно оценить ценность того, о чем говорит докладчик. Более того, по итогам лекции ему может показаться, что он получил новые ценные знания, хотя на деле все может быть совсем не так.
Менее харизматичные лекторы не оставят о себе такого же яркого впечатления.
Кстати, это в свою очередь может создать ощущение, что полученная информация и знания менее важны и интересны.
Разнообразие выбора - это так здорово.
Но почему мы так долго выбираем из кучи разных вариантов, а потом еще и недовольны своим решением?
Дело в том, что разнообразие не только замедляет принятие решение, но и делает нас несчастными. Люди зависают перед полками в магазинах и никак не могут выбрать пачку макарон. Впрочем, это применимо не только к покупке продуктов. Любая жизненная ситуация, которая ставит перед выбором из большого числа вариантов, приводит к снижению скорости принятия решения.
Но это еще не все.
Когда выбор, наконец, сделан, остается чувство неуверенности и неудовлетворенности.
А верное ли это решение?
Может, стоило выбрать другой вариант.
А вот тот парень купил другие макароны.
Почему?
Он что-то знает!
В итоге мы неудовлетворены выбором и подавлены. Такого не произошло бы, если бы вариантов было штук пять.
Ошибка выжившего - это склонность делать выводы о явлении только на основе успешных случаев. Например, мы слышим рассказ человека, которого дельфин толкал до берега и тем самым спас, и делаем вывод, что дельфины умные и добрые существа. Но тот, кого дельфин толкал в другую сторону, нам, к сожалению, уже ничего рассказать не сможет.
Эта ошибка заставляет нас повторять действия успешных людей в надежде, что это приведет к успеху и нас.
Чтобы не погибнуть нужно знать не только об опыте "выжившего, но и о том, что делал "погибший", чтобы иметь полную картину.
Этот эффект объясняет, почему исполнение долгожданной мечты порой не приносит нам радость. Дело в том, что эмоции частенько опережают события.
Главное успеть при жизни добраться до той самой точки, в которой ясно, что цель точно будет достигнута. Это спасает от разочарований и печальных последствий.
С вами бывало, что вы рассказываете знакомым о своих целях (бросить курить, научиться играть на скрипке и т.д.), а они в ответ дружно отговаривают вас от этого?
Начинают говорить, что это все блажь и вообще никому не нужно, жили же вы нормально до этого момента!
Это явление называется эффектом ведра крабов или менталитетом краба.
Наблюдение за крабами показало, что один краб сможет выбраться из ведра, но когда их в этом ведре целая куча, они начинают цепляться друг за друга и мешают своим собратьям выбраться. В итоге все продолжают сидеть в ведре.
То же самое и с людьми.
Они подсознательно не хотят, чтобы кто-то начал менять свою жизнь. Ведь это значит, что и им пора задуматься над изменениями и отговорка «да все вокруг так живут» уже не работает. Возможно, они и сами мечтают бросить курить или научиться играть на скрипке, но боятся, ленятся или еще что-то мешает им.
Это не значит, что ваши знакомые желают вам зла, просто вы обратили их внимание на их собственные нереализованные мечты, а это не очень приятно.
Нам нравятся объекты, которые внешне напоминают людей: куклы, роботы, мягкие игрушки. Но с ростом сходства, наступаем момент, когда такой объект начинает выглядеть пугающе.
Этот психологический эффект называется эффектом «зловещей долины». Когда сходство, куклы или робота и человека, становится очень сильным, мы готовы принять эту куклу за человека. Но мелкие несоответствия во внешности вызывают тревогу. Начинает казаться, что существо, которое перед нами вроде бы человек, но какой-то он не такой и лучше с ним на всякий случай не связываться. Все становится еще хуже, если объект движущийся.
Люди уже давно пытаются разработать робота, который бы походил на человека. Но все-таки он не способен двигаться так же естественно, как живое существо. И мы глядя на него невольно думаем: «О нет, оно неживое, но движется! Что ты такое?!»
Кстати, создатели фильмов ужасов часто используют этот эффект, чтобы нас напугать.
Оригинал взят у
masterok Из-за эффекта влияния результата человек имеет склонность оценивать принятое в какой-либо ситуации решение только по полученному результату, а не по степени его сложности или правильности.
Под влиянием эффекта ошибки игрока люди начинают думать, что их будущее напрямую зависит от их прошлого. К примеру, играя в азартные игры и выигрывая несколько игр подряд, человек будет считать, что шансы на крупный выигрыш у него возросли, а на самом же деле они остались неизменными.
Человек воспринимает фразы, сказанные в рифму, более правдивыми и верит им с большей охотой, чем простым предложениям. Этим эффектом восприятия рифмы пользуются продавцы, размещая в рекламе короткие стихи с упоминанием своего товара.
Ловушка необъективной оценки бездействия заставляет человека судить о каком-либо пагубном действии, в результате которого возникли тяжелые негативные последствия, намного строже, нежели о не менее пагубном бездействии.
Из-за эффекта сопротивления любой человек в подростковом возрасте стремится делать всё родителям наперекор, не воспринимает их советы и считает, что его личную свободу пытаются ограничивать, а поступки - контролировать.
Под действием иллюзии контроля люди начинают думать, что они способны держать под контролем случайные и, в реальности, неподвластные им события.
Именно из-за эффекта неприязни человек расценивает все негативные поступки неприятных ему личностей как проявление их настоящих качеств характера, а хорошие поступки врага кажутся ему счастливым стечением обстоятельств или вынужденным шагом.
Из-за так называемого «эффекта IKEA» человеку присуще считать, что тот предмет, который он сделал своими руками, более полезным и необходимым.
Под действием ложной объективности человек воспринимает окружающую его реальность как целый образ и полагает, что только его виденье объективно, поэтому считает разумными тех людей, которые соглашаются с ним. А те, кто думает иначе,-либо имеют недостаточно информации, либо невежды и глупцы.
Из-за эффекта обесценивания идей какое-либо предложение, высказанное человеком, который вам не нравится, вы посчитаете крайне неудачным и отвергнете, даже если оно было рациональным и правильным.
Благодаря эффекту однотипности окружающих человек считает, что круг его друзей состоит из более разносторонних людей с разными интересами, по сравнению с другими компаниями.
Из-за эффекта Зейгарник человек лучше запоминает прерванные действия, нежели завершенные. Поэтому мы помним о незаконченных делах, но упускаем из виду удачные и доведенные до конца.
Под влиянием эффекта ретроспективы человек считает, что многих ошибок в прошлом можно было бы избежать или хотя бы заранее предугадать развитие событий. Однако он забывает, что те факты, которые могли бы повлиять на прошлое, стали известны ему только в настоящем.
Часто человек преувеличивает время, которое ему необходимо на преодоление пути по незнакомой дороге. А следуя уже знакомым маршрутом он начинает считать, что преодолел его за меньший промежуток времени, чем есть на самом деле. Это называется эффектом знакомой дороги.
Из-за такого психологического трюка, как эффект прожектора, человек склонен преувеличивать значение своих действий и поступков в глазах других людей.
В реальной жизни степень согласия людей в вашем окружении с вашей точкой зрения гораздо ниже, чем вам думается. Это эффект ложного согласия.
Эффект проекции заставляет нас думать, что окружающие испытывают сходные с нашими чувства и эмоции.
Есть дать человеку выбор между сокращением маленького риска до нуля или уменьшением крупного риска, то большинство выберет первый вариант и окажется под действием эффекта предпочтения нулевого риска.
Многим людям кажется, что они реже попадают в психологические ловушки, чем другие, но на самом же деле они лишь испытывают эффект слепого пятна.
Почему мы принимаем желание за счастье. Часть№1 Почему мы принимаем желание за счастье. Часть№2 Химия эмоций. Часть №1 Химия эмоций. Часть №2 Химия разочарования О пище Счастье есть, но вам все равно не понравится Видео клеток мозга и их связей Интерфейс Интерфейс (дополнение) Химпьютер Господь Бог и нейронные сети Почему нейроны - не главное. Инкарнация Взгляд на мысль. Мозг - не компьютер. Часть №1 Мозг - не компьютер. Часть №2 Озадачен. Специфика "Жидкого Мира". Привычка быть самими собой. Иллюзии мозга. "Я" - гиперсеть. Пирамида программирования. СОЗНАНИЕ и ПАМЯТЬ. О матричных серверах.