Концепт "ВРЕМЯ"

Dec 20, 2017 01:36



В продолжение: Концепт «УМ»

Когнитивные модели… основываются на гипотезе, согласно которой «значение есть концепт». Это интуитивное представление идет еще от античных стоиков и Платона.
Согласно этим представлениям, пониманию слов dog или собака предшествует формирование концепта. В данном случае это мысленный образ млекопитающего средних размеров. Таким образом, концепт существует прежде лингвистических процедур, то есть он сформирован до того, как станет известно обозначающее его слово.


Референциальная семантическая теория.

В рамках этого подхода мы принимаем две дополнительных гипотезы.

Первая гипотеза. Имея в виду, что «значение есть концепт», мы определяем основное значение следующим образом:

Основное значение существительного (= базовый концепт) = Прототип (Образ, Форма) референтов слова ← семантическое
Ядро (≈ Функция) референтов,

где Прототип - это типичный внешний облик референтов слова, их перцептивная, главным образом визуальная, характеристика, а семантическое Ядро, или Функция, - это недоступная восприятию интенциональная, антропоцентрическая характеристика, присущая всем без исключения референтам и отражающая ту роль,
которую они играют для носителя языка в рамках его категориальной таксономии мира. Стрелка (←) обозначает отношение интерпретации: Ядро приписывается Прототипу как его содержание, смысл.

Как мы показываем на ряде конкретных примеров, именно посредством Ядра (Функции) основное значение задает строгую категорию референтов слова, которая присуща всем без исключения референтам и отражает их специфическую роль для человека.

Вторая гипотеза. Механизм семантической деривации обеспечивается тремя процедурами: образованием метафор, метонимий и синекдох. Все остальные процедуры, часто указываемые различными авторами, сводятся к перечисленным.
Будучи примененными к значению слова и его составляющим, эти процедуры порождают различные варианты семантической деривации данного значения - производные значения и их употребления.


Концепт ВРЕМЯ

И словари, и научные описания толкуют слово время практически одинаково.

1. Длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т. п.
2. Какой-то отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет и т. д.
3. Определенный, известный момент в последовательной смене часов, месяцев, лет и т. п. Засечь время.
4. Длительность бытия (филос.); <...> Последовательная смена часов, дней, лет, столетий и т. п.; определенный отрезок этой последовательности, в течение которого что-нибудь совершается или что-нибудь может совершиться.
5. Определенный, известный момент.

Научная лексикография:

- Данная лексема имеет элементарное значение и не толкуется. Явление действительности, благодаря которому возможно изменение положений, состояний, свойств и форм существования объектов. Пространство и время... Незаметно летит время.
- ЗНАЧЕНИЕ, Отрезок времени.

Время - это наша концептуализация происходящих в мире изменений.

Для того чтобы это определение обрело конкретную объяснительную силу, необходимо понять свойства и когнитивные основания указанной концептуализации. Ведь изменения, происходящие в мире, внешне выглядят весьма хаотично. Они прерывисты, часто разнонаправленны и не связаны друг с другом. Между тем их концептуализация должна показать, что все они
а) непрерывны
б) однонаправленны
- именно эти два качества присущи ядерному компоненту "время". К этому компоненту и сводится основное значение слова время.

Непрерывность действия/процесса.

Происходящие в мире изменения человек фиксирует своим сенсорным аппаратом. Этот аппарат устроен так, что человек способен непосредственно фиксировать только быстрые изменения.в непосредственном восприятии окружающий мир предстает в целом неподвижным и неизменным с локальными быстрыми (наблюдаемыми) перемещениями и изменениями. Однако в нашем концептуальном представлении этот мир, включая и его визуально неподвижную составляющую, постоянно изменяется.
Чтобы связать эти изменения с концептом ВРЕМЯ, постараемся показать, что они
а) непрерывныи
б) однонаправленны

Текущие действия.
Мы определили, что сенсорные глаголы (пить, идти, говорить, смеяться, пилить и т.д.) в своих основных значениях обозначают текущие действия «пить», «идти», «говорить», «смеяться», «писать» и пр., которые непрерывны и доступны непосредственной и практически мгновенной идентификации: мы в любой момент можем наглядно определить, осуществляются, протекают они или прекратились (прервались).

Актуальные действия.
В актуальных значениях эти же глаголы обозначают уже прерывистые действия референты, протекающие не на кратком (в несколько секунд), а на более длительном (в несколько минут) интервале времени.
Непрерывность наблюдаемого (полностью или частично) действия определяется для человека непрерывностью суще-ствования фактора (цели, силы и пр.), обусловливающего происходящие при этом изменения. В отличие от текущего, окончание актуального действия уже ненаблюдаемо.

Если мы видим, что Иван перестал пить чай и стал делать что-то другое, это может означать как локальное, текущее прекращение, которое вот-вот возобновится (актуально процесс чаепития продолжается), так и окончание актуального действия чаепития - при условии, что утрачивается цель, его инспирировавшая, или возможность его продолжать. К примеру, Иван напился чаю или возникло какое-то непосредственное препятствие для продолжения чаепития, скажем кончилась заварка.

Мы считаем, что движение продолжается, если, согласно нашим представлениям, движущий ее фактор и условия движения сохраняются; в противном случае мы считаем, что движение закончилось.

Фоновые действия.
Точно так же из последовательности актуальных действий составляется еще более глобальное действие, которое можно назвать фоновым. Оно растягивается на часы, дни, месяцы и годы.

Непрерывное ДЕЙСТВИЕ.
Проведенные выше рассуждения служат основанием для следующего определения:

Непрерывное ДЕЙСТВИЕ (на интервале времени Т) = Последовательность наблюдаемых изменений на интервале Т представляет собой единое (непрерывное) действие (а не последовательность отдельных начавшихся и закончившихся действий), если на интервале Т постоянно сохраняются:
а) активная причина (движущий фактор), порождающая эти изменения,
б) условия для реализации этих изменений.
С момента, когда перестает выполняться хотя бы одно из этих двух требований, действие прекращается (или прерывается).

Выделенные три типа действий/процессов (текущие, актуальные и фоновые) и являются тремя основными масштабами времени, посредством которых человек представляет все многообразие как видимых, так и мыслимых изменений окружающего мира.

Однонаправленность наблюдаемых действий.

Покажем теперь, что с некоторой общей точки зрения все происходящие в мире действия и процессы воспринимаются как протекающие однонаправленно.

Рассмотрим для наглядности следующую ситуацию.

Изменения образа дерева (и сезонные, и его рост) как сменяющиеся одно другим состояния его цикла жизни, упорядоченные в рамках этого цикла. Сказанное верно и в отношении практически всех объектов действительности - предметов и живых существ, которые нас окружают.

В человеке живет безотчетная убежденность в том, что циклы жизни окружающих его объектов протекают непрерывно, никогда не останавливаясь: одни объекты стареют и исчезают, другие рождаются (появляются), третьи достигают зрелости и т. д. Человек знает, что одни объекты живут дольше и меняются медленнее, чем другие. При этом, однако, в обыденном человеческом сознании никогда не возникает мысли о том, что какие-то циклы жизни могут протекать в обратном направлении - от старости к молодости.

Следовательно, можно предположить, что в человеческом сознании подспудно живет уверенность в существовании в мире некоей активной и постоянно действующей силы, некоего общего фактора, благодаря которому все объекты видимого мира проходят свои циклы жизни (однонаправленно изменяются).
Убежденность в постоянном существовании и реальном действии этой силы и обеспечивает наблюдаемым, внешне прерывистым изменениям непрерывность.

Цикл жизни мира.

В памяти человека хранятся циклы жизни практически всех известных ему предметов иживых существ (иначе, не зная этих циклов, человек не смог бы правильно употреблять прилагательное старый, скажем, он мог бы называть старым пожухлый лист дерева или речной песок, что некорректно). Поэтому, воспринимая окружающий предметный мир, человек автоматически включает образ каждого увиденного им предмета в хранящийся в его памяти типичный цикл жизни этого предмета, причем в то место, которое соответствует внешнему виду предмета (старая собака включается в конечную фазу жизненного цикла собаки, молодое деревцо - в начальную фазу цикла дерева, и т. д.). В результате все одномоментно воспринятые предметы (как неподвижные, так и двигающиеся, изменяющиеся) включаются в свои циклы жизни, которые задают однонаправленность изменений этих предметов: от рождения (возникновения) к зрелости (обретению полноты своих качеств), а затем к старости (ветхости -
частичной утрате этих качеств) и к смерти (выпадению из своей категории). Тем самым все эти предметы делаются конкретными участниками всеобщих изменений мира. Один из них «молод» и осуществляет одни действия, другой стар и осуществляет другие действия или же вовсе бездействует. Но все они с разными скоростями непрерывно «движутся» по своим жизненным циклам.

Все одновременно (синхронно) воспринятые состояния предметов представляют собой текущее состояние мира.
Понятно, что это текущее состояние мира сменило предшествующее состояние - набор предшествующих состояний его предметов, а оно само сменится последующим состоянием мира. Последовательность таких состояний мира мы будем называть циклом жизни мира.

Теперь мы можем вернуться к лингвистическому определению, согласно которому Время - это наша концептуализация происходящих в мире изменений, и объяснить, в чем суть этой концептуализации.

Во-первых, все наблюдаемые изменения окружающих объектов человек спонтанно распределяет по их циклам жизни и объединяет в рамках цикла жизни мира. Тем самым эти изменения получают упорядоченность и однонаправленность.
Во-вторых, складываясь из циклов жизни отдельных предметов, цикл жизни мира тоже протекает благодаря постоянному воздействию единого фактора, причины, обусловливающей смену его состояний.

Поэтому наблюдаемые изменения (появление новых состояний мира) трактуются нами как непрерывные.

Учитывая сказанное, получаем следующее определение:

Время (основное значение слова время, концепт ВРЕМЯ) = Непрерывный фрагмент цикла жизни мира вместе с постоянно действующей движущей силой, обеспечивающей переход от текущего состояния мира к новому состоянию.

Если мы все состояния мира обозначим числами, возрастающими для более поздних состояний, то получим числовую ось времени, и тогда фрагменты цикла мира будут выделяться как интервалы на этой оси: два часа времени; времени тебе дается пять дней; времени осталось мало - до конца рабочего дня.
Очень узкие фрагменты цикла называются моментами времени: В этот момент я подумал...; В следующий момент он уже мчался с мячом к воротам; Наступил момент для решающего сражения.

P.S.

Если предложенное нами эксплицитное определение адекватно, оно свидетельствует о следующем.
Любой носитель языка, от малограмотного крестьянина до академика, для единого объяснения наблюдаемых им изменений окружающего мира неосознанно строит эту (весьма сложную) модель - цикл жизни мира - последовательность состояний мира, следующих одно за другим благодаря подспудной движущей силе.
И эта модель позволяет ему предсказывать изменения наблюдаемого мира не только «вперед», но и «назад».

/А. Д. Кошелев | КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ/


Что такое время
Настоящего не существует
Совсем нет времени
Про Время
Иллюзия времени на примере крота.
Почему время течет вперед на пальцах™
Люди живут разным временем.
Причина возникновения времени
ВРЕМЯ
В каком направлении движется время?
Всему свое время
Про время и про деньги
Свойство времени
Под куполом времени
Великая иллюзия.
Три вида времени.
Способ организовывать поток восприятия.
Время как Разум.
Время - взгляд со стороны.

Язык, Время, Картина мира

Previous post Next post
Up