Способ организовывать поток восприятия

Aug 21, 2017 15:15

Оригинал взят у deep_econom


В философии существуют несколько теорий времени, где теоретики пытаются найти форму осознания нестатичного мира.
Вариантов вопросов и ответов достаточно много.
Описать всю совокупность их - крайне тяжёлое и небезопасное занятие. Ниже представлен короткий список наблюдаемых в европейском контексте (Wikipedia approved) тематик и теорий. Исключены масса мелких (на полтора теоретика) вариаций, а также концепции, получаемые из путаных физико-логико-математических выкрутасов, недоступных простому смертному.


1. Отношение с сознанием:

- Реализм - время и пространство существуют объективно, независимо от сознания;
- Анти-реализм - объекты существуют объективно, время и пространство несубстантивны;
- Кантианство - время и пространство трансцедентально идеальны, но эмпирически реальны, в этом для нас трансцедентальное единство апперцепции;
- Идеализм - всё есть иллюзия, или время есть иллюзия, или время противоречит логике, потому что известные автору описания времени противоречат логике;

2. Вопрос об определённости

- Детерминизм - всё определено полным набором причин;
- Индетерминизм - есть события, у которых причин нет, есть «свобода воли» сама по себе;
- Фатализм - у детерминизма есть ещё и План, некая высшая сила, высшая причинность, судьба;
- Строгий фатализм - определено всё;
- Нестрогий фатализм - определены только некие ключевые события, между какими - свобода неопределённости;

3. Вопрос о положении

- Абсолютизм - время и пространство есть абсолютные объекты со своей реальностью;
- Релятивизм - время и пространство есть отношения между реальными объектами;
- Конвенционализм - пространство и время определяются измерительным соглашением, координатным определением;
- Теория относительности - объекты движутся по мировым линиям в геодезии искривлённого гравитацией пространства-времени;

4. Вопрос о направленности времени

- Необходимая каузальность - события направлены из прошлого в будущее, определяют друг друга по цепи и необратимы;
- Термодинамическая невозможность - энтропия закрытой системы только растёт, потому обратимость времени невозможна;
- Статистическая возможность - обратимость очень маловероятна, но статистически возможна (а вдруг?)
- Квантовая невозможность - некоторые процессы в квантовой механике темпорально ассиметричны (например, процессы со слабым взаимодействием), а потому и всё остальное так же необратимо;

5. Отношение времени и свободы воли

- Инкомпатибилистский детерминизм - всё определено полным набором причинно-следственных связей, свободы воли нет;
- Компатибилистский детерминизм - всё определено полным набором причин, но свобода воли есть, потому как определяется как совокупность внутренних мотивов, что, по утверждению, существенно меняет дело;
- Инкомпатибилистское либертарианство - полная свобода воли, никакой предопределённости;

6. Отношение времени с пространством

- Презентизм - пространство 3х-мерно, время представляет собой лишь модификатор. Реальность есть только у настоящего, прошлое и будущее не имеют реальности;
- 4-дименсионализм - время и пространство есть равного статуса мерности;
- Этернализм (традиционный оппонент презентизму) - пространство-время существует и в прошлом, и в настоящем и в будущем, Вечность реальна;
- Теория растущего блока - пространство-время растёт, прошлое и настоящее есть, будущего ещё нет;
- Теории А-, Б- и С- серий - есть только три позиционных описания времени (серии)
А - серия позиций от прошлого через настоящее к будущему,
Б - серия от ранних к поздним,
С - серия порядка следования событий
(автор, МакТаггарт, логически доказывает, что эти описания логически противоречивы, других нет, а значит и времени нет);

7. Вопрос о конечности времени

- Темпоральный финитизм - время конечно;
- Темпоральный инфинитизм - время бесконечно;

8. Вопрос о темпоральной идентичности

- Пердурантизм - объекты существуют целиком в вечности (4-дименсионализм), а то, что существует в каждый момент времени - это их темпоральные части;
- Червячная теория - существующие объекты протягиваются сквозь пространство-время, что графически похоже на червяка;worm-theory-west



- Эксдурантизм - объект существует только сейчас, но связан некими связями (Сайдер - «модальные отношения эквивалетности», Хоули - «неюмовские (non-Humean) отношения», то бишь непозитивистские) с другими темпоральными экземплярами, что позволяет говорить о некой время-пространственной общности с неясным статусом;
- Эндурантизм - объекты существуют целиком в каждый отдельный момент времени, и неким образом отличны от реальности в другие моменты, хотя, возможно, всё это продолжается вечно;



Дискуссии на счёт времени-пространства, несмотря на кажущуюся выхолощенность, практически полезны - ряд теоретических построений нужны и реализуются в качестве системно-инженерных концептов, применяются для архитектурного описания и моделирования сложных, протяжённых во времени систем (4-дименсионализм ISO 15926).

Если рассматривать теории из этого списка с конструктивистских позиций, или, лучше, с позиций ТТС/ТК, можно видеть, что дебаты на данный счёт представляют собой очередной плацдарм сражения с ветряными мельницами знания, построенными - не буйной фантазией, как у Дона Кихота - а рациональной активностью с неуправляемой (или интуитивно изменяемой) когнитивной конфигурацией.

В этой конфигурации присутствуют несколько практически железобетонных ограничений:

1. Установка на нахождение истины, при чём единственной. Онтологической - узреть «истинную реальность» и эпистемологической - найти теорию, верно отражающую эту реальность.

Реальность и истинность - близнецы братья.
Если мы можем это зафиксировать эмпирически либо логически, это истинно. Впрочем, в последнее время разрабатывают «виртуальные реальности», где не всё так однозначно.

2. Объектный когнитивный синтаксис, с вариациями.

Откуда следуют, как минимум:

- Склонность к реификации концептов или логических схем: пока не превратишь нечто в объект, думать о нём невозможно.
- Реальность/Вселенная как объект. Единственный либо множественный (многомировая интерпретация), априорный либо иллюзорный - сути особо не меняет.
- Склонность строить иерархии объектов has-a и концептов - таксономии is-a.
- Необходимость везде искать и формализовать парадигмальные объектные характеристики, их формальные отрицания и отношения, а потом, естественно, объективировать их. Как в случае с конечностью/бесконечностью или дискретностью/непрерывностью пространства и времени.

3. Тяжелейшая зависимость от языка - формального (логика и математика) или неформального (философский дискурс).
Графические средства выражения, инструментального приложения и развития концептов относительно редки;

4. Нерефлексивность.
Попытка осознать себя (в том же скорее-объективистском ключе) выводит построения за рамки теорий в гносеологию/эпистемологию, и этот переход меняет структуру дискурса, обрывает либо переопределяет связи. Попытки смешивать и то и другое смотрятся эклектично и диковато.

Можно выделить параметры этой конфигурации, вариации в сочетании которых и задают фазовое состояния конкретных теорий, а ограничения на аргументы задают конус возможных вариаций. В сыром виде, параметрами можно назвать вопросы, находящиеся в первом вышеприведённом списке на первом уровне.

Работа теоретиков состоит в том, чтобы:

- инстинктивно нащупывать ещё какой-нибудь параметр (это научный прорыв);
- определять возможную вариабельность через частную аргументацию параметра, разработку конкурирующих по данному параметру теорий (существенный вклад);
- накапливать эмпирику и/или доказательную (в рамках аксиоматического основания логики) базу (черновая работа);
- упорядочивать вариативность, структурировать аргументы и теории - эпистемологическая компаративистика (обзорные работы).

Концептуализировать типы и параметры когнитивной конфигурации, и тем нарисовать карту развития представлений - наличную и возможную, можно только с позиций достаточно способной для этого теории превозходящего порядка. Для доконструктивистских теорий это невозможная задача - не хватает параметров и нужно следовать правилам. Требуется нарушить не несколько, а сразу все правила, и ввести несколько новых параметров - но это слишком большая перегрузка, с такими скоростями инертные научные институты и сообщества не работают.

Конструктивистские теории могут это сделать, вопрос в качестве и расходах (на конструирование).
Предполагаю, что телеономическая/телеокибернетическая установка как раз позволят сделать это в достаточно компактной и качественной форме.

Получение такой модели - путь к управлению когнитивным развитием и отдельных концепций, и всего общества.

Ну и сами представления о времени получают новую размерность, с учётом конструктивистских и телеономических величин. Возможно, только с такими инструментами можно внятно работать со временем - когда от самого понятия времени, собственно, уже ничего не остаётся, кроме параметризованного операционального конструкта.

Если начинать не с главного вопроса Философии Созерцания - вопроса о существовании и истинности, а с главного вопроса Философии Действования - вопроса о цели и реализации, то необходимость многих отнимающих интеллектуальные силы концептов становится очень сомнительной.

Кастанеда в своих книгах приводит шаманистическую интерпретацию времени: время, как и пространство - это способ организовывать поток восприятия особым для некоторого класса существ способом.
Но и эта блестящая конструктивистская интерпретация ещё недостаточна.

Есть предельно общие вопросы:

- Зачем нам время и пространство?
- Зачем нам понятия времени, пространства и пространства-времени?

И есть общие ответы:

- чтобы организовывать действие, универсальное и личное, на предельно общих (для класса существ) основаниях.

Если мы хотим организовывать свою деятельность неким другим образом, который был бы адекватен новому классу реальностей, нам нужны новые концепции пространства и времени.

Что по сути открывает эволюционную дорогу - к переход в другой класс существ.

/Источник/




Что такое время
Настоящего не существует
Совсем нет времени
Про Время
Иллюзия времени на примере крота.
Почему время течет вперед на пальцах™
Люди живут разным временем.
Причина возникновения времени
ВРЕМЯ
В каком направлении движется время?
Всему свое время
Про время и про деньги
Свойство времени
Под куполом времени
Великая иллюзия.
Три вида времени.

Сознание, Человеческий мир, Время, Мироустройство

Previous post Next post
Up