(Untitled)

Mar 17, 2018 23:49

Read more... )

имяславие

Leave a comment

Comments 9

in_doctus March 18 2018, 22:05:10 UTC
Моя логика этого не выдерживает. Из «Свет по сущности» и «действует в именах» у Вас получается что-то вроде «присутствует в Именах по сущности», что есть чистый варлаамизм.

Reply

euhenio March 19 2018, 09:07:50 UTC
ну я не уверен, что у меня в тексте так получается, хотя все может быть
1. я не Златоуст, проблема сложная, не хватает языка, чтобы выразить суть этой проблематики
2. присутствие по сущности -- такой язык тоже принят в церкви (не только язык Паламы)
ср. "дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества" (2 Петр. 1: 4)

особенно такой язык принят у прп. Симеона, о котором и речь в том отрывке

просто, на мой взгляд, надо понимать, что в Церкви для описания всей такой сложной проблематики имеется не один язык: в одних случаях более пригоден один, в других -- другой

в данном случае, для описания всей этой проблематики был выбран аскетический язык "Света" прп. СНБ из Третьего богословского послания (не богословский язык сущность-ипостась-энергия), и разных способов присутствия этого Света в творении, язык прп. Максима

ничего, на мой взгляд, удивительного в том, если он при этом описывает реальность несколько по-другому, чем язык Паламы

Reply

in_doctus March 19 2018, 10:48:43 UTC
Я, честно говоря, не вижу у цитированных Вами Отцов никакого противоречия с «языком Паламы». Вы не совсем корректно выцепили фразу «Свет по сущности» из фразы:

«Единый и Тот же самый Свет по сущности»

Смысл здесь «Свет, единый по сущности», а не то чтобы «Свет» было именем сущности. Эта фраза означает ровно то же, что и «Бог, единый по сущности». Бог, как и Свет, - в собственном смысле имена энергий, а не сущности, которая совершенно неименуема, но к которой некоторые имена - «Бог», «сущность» или здесь «Свет», - применяются в несобственном смысле.

Reply

euhenio March 19 2018, 11:10:46 UTC
А где у меня "чтобы «Свет» было именем сущности ( ... )

Reply


Leave a comment

Up