Кое-что об имяславии.
3. ...Выше, когда мы говорили о тайне присутствия Бога во всем творении, мы говорили, со ссылкой на прп. Максима, что Он присутствует во всем творении во всей полноте, но вместе с тем способ Его присутствия во всем творении разный.
В Третьем Богословском Слове прп. Симеона присутствие Божия в именах Божиих названо Светом.
«Как узнали мы от тех, кто научен самим опытом»,-- пишет он,-- «единый Бог - в Отце и Сыне и Святом Духе, Свет неприступный и предвечный, который будучи многоименным, называется всеми упомянутыми и многими другими [именами], и не только называется, но и [в этих именах] действует».
Одним и тем же Светом называются Божественные Ипостаси и многоразличные имена Божии. «Это,-- пишет прп. Максим (Вопр. 8),-- Единый и Тот же самый Свет по сущности, а по способу бытия (в Ипостасях) - Трисиянный». «Это, -- вторит ему прп. Симеон, -- во Отце и Сыне и Святом Духе, Свет неприступный и предвечный». И добавляет: «[Он], будучи многоименным, называется всеми упомянутыми и многими другими [именами], и не только называется, но и [в этих именах] действует».
Иначе говоря, один и тот же по сущности Свет созерцается (называется и действует) согласно ипостасному, троическому способу бытия в божественных Ипостасях, и согласно другому, многоименному способу бытия в божественных Именах. Свет тот же самый по сущности, поэтому и поклонение Ему одинаково, но разный по способу бытия, не вводящему в Троицу других ипостасей.
При этом присутствие Божие в человеческих именах и творении прп. Симеон не называет Светом (и прямо отвергает такой способ именования). Это другой способ присутствия Логоса в творении, не являющийся Светом по сущности, и потому не поклоняемым наравне с Богом.
Итак, на языке прпп. Симеона и Максима, на языке Света по сущности и разных способов его присутствия в божественных Ипостасях и творении, имяславческая формула «имя Божие есть Бог» выглядит органичной и единственно приемлемой. Это язык великих богословов и созерцателей Света. В нем Именем Божиим называется Бог, и Богом называются имена Божии, как разные способы (образы, имена) присутствия в них Света по сущности таким образом, чтобы, с одной стороны, не вводились в Троицу другие Ипостаси, а с другой стороны, чтобы сохранялась реальность присутствия в мире (в Писании и творении) божественного Света, созерцаемого ими самими и переданного им из опыта предшествующих им отцов.
4. Вернемся к этому замечательному высказыванию прп. Симеона, из которого можно узнать еще очень многое.
«Как узнали мы от тех, кто научен самим опытом»,-- пишет он,-- «единый Бог - в Отце и Сыне и Святом Духе, Свет неприступный и предвечный, который будучи многоименным, называется всеми упомянутыми и многими другими [именами], и не только называется, но и [в этих именах] действует».
Свет не только называется многими именами, но и в этих именах действует, то есть является в них самодействующим. В этом состоит еще одна тайна творения (или, скорее, способа его обожения), познаваемая отцами в своем аскетическом опыте (см. цитату). Свет по сущности в творении является самодействующим, и, не являясь при этом ни отдельной от него ипостасью, ни сущностью, действует в нем самостоятельно. Это по выражению свт. Василия Великого: «Жизнь, которую Дух посылает в ипостась иного». Выражению, которое потом многократно цитировалось другими отцами, от свт. Григория Паламы до прп. Каллиста Ангеликуда.
"Жизнь, которую Дух посылает в ипостась иного, не отделяется от Него". Если мы спросим, Кто действует при этом в творении, то ответ будет Свет. Если мы спросим, каков при этом способ Его присутствия в творении, то ответ будет: «Мы не знаем». Он не является в творении отдельной от него ипостасью, природой, причастием какой-нибудь отдельной энергии. Он является в нем Жизнью, порождающей в нем множественные божественные энергии, самодействующим в нем Светом.
Не понимание этой тайны присутствия Света в творении делает таким трудным понимание того, когда некоторые имяславцы называют имя Божие самодействующей силой Божией. Это не декларация магизма и многобожия, это опытное понимание особенного способа присутствия божественного Света в творении.