"9. Язык Духа, глаголющий в душе, в сии четыре времени являет действие свое: во время литургии и во время молитвы и после Трапезы или после первого часа ночи, а также после чтения [Писаний].
10. Созерцание бестелесных зримо умом в трех степенях. На первой степени он видит их, но не слышит глас их речений. На второй же он зрит их речения.
11. На третьей же степени они зрятся им двумя способами: первый способ - он видит их [и] слышит их речения; второй способ - он видит их, не слыша их речений, и сие случается так только во время [причащения Святых] Таин. Ибо также и они приемлют изменение во время
сие, и их речения становятся настолько тонкими, что они превосходят его меру. Он именно видит (meḥzā ḥāzē) их речения, гласа же их не слышит, ибо в этом состоянии [их глас] предивнее и выше всех состояний, в которых зрится сие созерцание [бестелесных]".
Нетрудно заметить, что речения бестелесных можно видеть и слышать (духовным зрением и слухом). А также что "четыре времени действия Духа", по-видимому, соответствуют трем степеням созерцания бестелесных, а также пяти духовным чувствам, преобладающим в это время. "Зрение" речений, по-видимому, можно соотнести с письменными текстами молитв, логосами текстов, в противовес "слышимым" логосам-глаголам.
На первой степени, во время литургии, ум (духовным образом) зрит ангелов (и их речения), но не слышит их ввиду тонкости их гласа (во время преложения Даров), см. далее. На второй степени, во время молитвенного правила, он зрит речения (но не видит ангелов). На третьей степени -- два способа, соответствующие связке "после Трапезы или после первого часа ночи". Первый способ -- "после первого часа ночи", когда речения ангелов можно видеть и слышать. Второй способ соответствует, опять же, литургии, "Трапезе", когда речения видимы, но не слышимы ввиду тонкости ангельского созерцания.
Из пяти преобладающих в то или иное время духовных чувств самые тонкие из них -- обоняние (благоухания ангельской молитвы) и вкус (ангельского хлеба) -- надо, по-видимому, отнести к литургии и Трапезе. Зрение и слух отнести к молитве и чтению Писаний. А осязание отнести к первому часу ночи (в паре с Трапезой), так как осязаемое присутствие Христа в душе и теле, по-видимому, более всего ощущается в это время. Как пишет Хаззайя в другом месте: "Тогда Ты приидешь и поселишься во мне ночью, и я приму Тебя явно, и наслажусь [Тобою] в духе посреди Святого святых моих помыслов".