Командиры Красной армии - 22

Sep 10, 2008 20:14

СОДЕРЖАНИЕ
Начало
Предыдущая страница

Материально-правовое положение командного состава: общее состояние страны к окончанию гражданской войны. Влияние общих проблем на положение армии. Тяжелое материальное положение комсостава. Упорядочивание правового положения командиров.

Итак, из четырех перечисленных у Берхина ранее направлений военной реформы, связанных с укреплением командных кадров{1}, неосвещенным остался один - улучшение материально-правового положения начальствующего состава. При этом чрезвычайно тяжелое материальное положение комсостава было одной из основных и серьезнейших проблем вооруженных сил - далеко не в последнюю очередь именно оно препятствовало набору и удержанию в армии перспективной, образованной и инициативной молодежи и как следствие - определяло качественный уровень основной массы командного состава. Однако изучая данную проблему, необходимо понимать и общее состояние страны на тот период.

Одним из важнейших факторов, определявших развитие страны, различные аспекты внутренней и внешней политики - была бедность и сильная экономическая, технологическая и инфраструктурная отсталость Советской России. И довоенную Российскую империю, несмотря на ряд впечатляющих успехов и высокие отдельные экономические показатели, достигнутые страной к началу Первой мировой войны, по сути сложно было отнести к высокоразвитым индустриальным странам. При наличии ряда отдельных хорошо оснащенных и относительно высокотехнологичных производств общий технический уровень промышленности страны оставался низким, а структура - отсталой, со значительными перекосами и диспропорциями.{2} Отставание особенно сильно проявилось во время мировой войны и явилось одной из причин падения Российской империи{3}. Результатом окончания Первой мировой войны было сильное снижение промышленного производства во всех странах, особенно в Германии (так, по некоторым данным общий объем промышленного производства в 1918 г. снизился по сравнению с 1913 г. на 43%, национальное богатство сократилось вдвое, сильно упали сборы многих в сельскохозяйственных культур), однако в России проблемы оказались гораздо сильнее. Экономика была перенапряжена уже к началу 1917 года (первые признаки развала начали проявляться уже до революции), но сложность ситуации усугубили две революции: Февральская и Октябрьская, и последовавшая за ними гражданская война. В результате можно говорить о практически полном разрушении экономики и промышленности к началу двадцатых годов - в 1920 объём продукции крупной промышленности снизился по сравнению с 1913 в 7 раз, по некоторым показателям падение промышленности в 1920-м году оказалось еще сильнее{4}. На железной дороге практически прекратилось сообщение, а в начале 1921 года в полную мощь разразился топливный кризис, когда подавляющая часть заводов остановилась из-за отсутствия топлива. По сути, вся первая половина двадцатых годов ушла на элементарное наведение порядка и восстановление экономики, инфраструктуры (железные дороги, электрификация), все скудные силы и средства были брошены именно в этом направлении.

Ко второй половине 20-х годов (к 1926/27 годам) многие цели были достигнуты, по общим показателям страна достигла уровня 1913 года, а по некоторым и превзошла его (в денежном выражении). Тем не менее ситуация все равно сложно было называть оптимистичной: хотя официально декларировалось превышение уровня 1913 года, в том числе по объемам промышленного производства, но оставалось множество весьма серьезных нюансов. Так, не учитывался прирост населения по отношению к 1913 году и уровень инфляции - и, что не менее существенно - рост был достигнут в значительной мере за счет легкой промышленности, между тем как в тяжелой промышленности и в высокотехнологичных для того времени отраслях ситуация была гораздо менее благополучной{5}, особенно удручающая ситуация складывалась в военной промышленности{6}. При этом стоит учитывать, что, как уже указывалось, достижения и царской России в годы промышленного подъема были весьма относительными. Между тем, после войны и остальной мир отнюдь не стоял на месте. В той же Германии в 1928 г. на 8% был превзойден довоенный объем промышленного производства. Ускоренными темпами развивалась тяжелая промышленность: добыча каменного угля возросла более чем на 1/3, бурого угля - почти на 3/4, выплавка чугуна - примерно на 1/2, выплавка стали - более чем на 1/З. Крупных успехов достигли машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. Было освоено производство синтетического бензина и искусственного шелка. По общему объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире после США. Наша же страна существенно (в 2,5-4 раза, без учета США) отставала по валовым показателям от ведущих мировых держав{7}, если же разделить данные показатели на душу населения, то ситуация была еще хуже.

Таким образом, основную массу усилий на протяжении всех 20-х годов руководство страны, при жесточайшем дефиците всего - финансов, кадров, материальных ресурсов, вынуждено было направлять на элементарное наведение порядка и восстановление инфраструктуры, по сути на воссоздание с нуля всей экономики. Одновременно перед страной стояли и иные не менее насущные задачи - создание полноценных и охватывающих население всей страны систем образования и здравоохранения, поскольку и в этой сфере состояние вполне можно было назвать катастрофическим. Естественно, что в такой обстановке вооруженным силам уделялось далеко самое большое внимание. Историк проф. А.К. Соколов в историческом предисловии к сборнику документов по советскому военно-промышленному производству в 1918-1926 гг. пишет, что в этих документах «часто упоминается о пацифистских и демобилизационных настроениях в руководстве страны, с которыми приходится сталкиваться военным ведомствам, заботясь о производстве вооружений. … подобные настроения отражали крайнюю степень усталости страны от бесконечной череды военных испытаний. Отсюда - нежелание части руководителей заниматься вопросами обороны. Неприятный вопрос о возможном нападении на СССР заменялся энергичной борьбой за мир и признание советского государства на мировой арене. Необходимо учитывать, что на очереди стояло огромное число задач по выходу страны из необъятного и всеохватного кризиса, в котором она очутилась в начале 1921 г. Исходя из этого, определялись приоритеты в области экономики, и военное дело не включалось в число наиболее важных. В этой обстановке вся практическая работа, забота об армии и ее снабжении становились уделом самих военных. Их требования подчас отходили на второй, третий план и от них отмахивались, как от назойливой мухи»{8}.

Данная ситуация естественным образом влияла на состояние армии и явилась, кстати говоря, основной причиной масштабного сокращения армии в начале 20-х. Разумеется, проблемы с финансированием армии не могли не сказываться и на материальном положении военнослужащих, в первую очередь командного состава. В апреле 1923 года на заседании РВС эта проблема была поднята многими высшими командирами РККА. Начальник штаба РККА П.П.Лебедев, начиная свой доклад, посвященный увязке плана развития РККА с бюджетными расчетами, в первую очередь выделил именно вопрос уровня заработной платы военнослужащих: «Те рамки, которые поставлены нам, позволяют решить вопрос [материального обеспечения комсостава] очень неудовлетворительно». Приводя в пример цифры жалования военнослужащих и их последние повышения, он указывал, что данные цифры совершенно не жизненные, не позволяющие ни привлечь, ни удержать командиров в армии: «на добровольческих началах мы комсостав не создадим, а держать на мобилизационных началах еще пять лет будет трудно». Командующий Московским военным округом Н.И. Муралов также в первую очередь акцентировал внимание на необходимости улучшения материального положения комсостава, в первую очередь взводных и полковых командиров и говорил, что у него «комсостав просил разрешения организовать общество грузчиков, так как не на что существовать». Ему вторил в весьма эмоциональном выступлении Якир: «у меня грузят 250 человек адмкомсостава в течение года. И я поддерживаю их, чтобы они не были лишены этого права. В некоторых районах тяжелое материальное положение ведет к усугублению самоубийств. Материальное положение самое тяжелое, самое дикое. Возьмем любого из нас: я получаю 1 200 000, здесь в Москве получают 3-4 миллиарда, а заведующий маленькой фабрикой имеет 12 миллиардов. Он имеет возможность жить, а у нас никто возможности не имеет. Не надо этого скрывать. Кроме того, я освобожден, благодаря знакомству и всему прочему, от платы за освещение, за коммунальные услуги, а маленький командир, откуда он возьмет денег, чтобы уплатить за жилье 2 миллиарда? Н.И.Муралов правильно ставит вопрос… На такие суммы жить нельзя. Нужно принять меры, чтобы сколько-нибудь улучшить положение комсостава». О том же говорил и С.М. Буденный: «В комсоставе и политсоставе действительно демобилизационные настроения. Условия чрезвычайно тяжелые. Нужно принять чрезвычайные мери. У комсостава и адмсостава нет перспектив. Их материальные условия таковы, что они уже просто не верят, что могут быть более благоприятные условия. Нужно поднять их материальное улучшение, нужно дать им также права, некоторые правовые условия. Командир не может ездить в почтовом поезде, так как у него на это не хватает средств. Он должен терять массу времени на переезды в сборных товарных поездах. Никто не обращает на него внимание, так как в силу своей нищеты он лишен возможности устроиться лучше.»{9}.

Данная проблема отмечалась и в Справке председателю Реввоенсовета Республики о состоянии армии и предложениях к проекту пятилетнего плана военного строительства от 20 апреля 1923 года за подписью П.П. Лебедева: «Командный состав остается в крайне тяжелых материальных условиях. Его жалование при переводе на товарные рубли на 25-30% ниже того, что он получал в октябре прошлого года. Семейные пайки выдаются в одну треть потребности. Эти материальные условия тормозят качественный подъем и потому средний и младший комсостав все еще отличаются слабой военной подготовкой». Однако в этой же справке данная проблема была лишь одной в целом ряду проблем, большинство которых было связано именно с финансовыми проблемами - армия даже после сокращения до 600 тыс. человек попросту не была обута, одета, ей было негде жить и хранить имущество, отсутствовали патроны и снаряды для обучения войск - и это не метафора, а реальное положение{10}. Все это не говоря об отставании армии в оснащении и удельном весе технических родов войск. Большое количество стоявших перед армией задач и ограниченное количество средств, отпущенных на их реализацию, принуждали к решению данных вопросов в первую очередь за счет внутренних резервов, поскольку государство всячески урезало военный бюджет. Так, для закрытия всех потребностей вооруженных сил, флота и военной промышленности в 1924-25 году требовалась сумма в 1 055 764 руб., неподъемная для бюджета страны в то время. Понимая это, РВС, готовя заявку на финансирование армии, сократил ее более чем в два раза - сначала до 497 млн. руб., а затем до 427 млн. руб. Данная цифра являлась «минимальной, снижение которой требовало уже реорганизации армии, уменьшение ее численности». Однако правительство сократило и эту сумму, выделив вооруженным силам только 395 млн. рублей, что вызвало очередной виток сокращения численности - с 594 до 562 тыс. руб.{11} Недостаточность финансирования, как отмечалось в докладе Фрунзе о состоянии РККА от 16 января 1925 года, была главной причиной небоеспособности армии: «Размер утвержденного военного бюджета этого года в сумме 395 000 000 рублей, не только не позволяет произвести сдвиг в деле улучшения мобилизационной готовности армии, но его не хватает даже на полное удовлетворение всех потребностей текущего довольствия»{12}.

Тем не менее, проблема материального положения комсостава стала уже просто катастрофичной - в материалах для доклада РВС СССР в СНК СССР о тяжелом материальном положении комполитсостава РККА (июнь 1924 г.) отмечалось следующее: «Недочеты в области денежного довольствия, выражавшиеся в мизерности окладов жалованья, массовом запоздании в его выдаче особенно тяжело отразились на кадровом составе армии, ее командном и политическом составе. Положение некоторых категорий этого состава (средний и младший) было невыносимым: задержки в уплате жалованья, семейных денег приводили к массовым крайне отрицательным явлениям в области быта и политико-морального состояния, как то задолженность комполитсостава у частных торговцев, продажа им вещей на рынках, проституция жен комполитсостава, эпидемия самоубийств на почве материальной необеспеченности, преступность, физическое истощение комполитсостава и т.д…» Следствием такого положения были и серьезные проблемы с состоянием здоровья командного состава - сейчас часто упоминается пример А.Гайдара, лечившегося после окончания гражданской войны от нервного переистощения. Между тем он нисколько не выделялся из общей массы командиров: «Обращает на себя внимание громадный процент физически больных среди комполитсостава… Во всех случаях подавляющее большинство заболеваний: истощение, малокровие, неврастения, туберкулез… В последние месяцы Военвед сделал попытки за счет сокрашения тыловых аппаратов провести некоторое повышение ставок комполитсостава (в весьма незначительном размере). ... Однако это повышение ставок ни в какой мере не улучшило тяжелого положения комполитсостава Кр[асной] Армии. Налицо и переутомленность (в 7 Краснодарской школе было несколько случаев обмороков комсостава, перегруженного работой, на почве истощения и недостатков питания), а также неудовлетворенность столь незначительным увеличением жалованья, надеждами на которое комполитсостав последнее время только и жил»{13}.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

{1} «Очищение рядов командных кадров от политически ненадежных и технически неполноценных элементов; улучшение и упорядочение всей системы подготовки командных кадров; осуществление перехода к единоначалию в армии; улучшение материально-правового положения начальствующего состава».
{2} Удельный вес электроэнергетики составлял 0,3%, машиностроения и металлообработки 9%, химической 3% во всей промышленной продукции. В 1913 Россия производила промышленной продукции в 8 раз меньше, чем США, примерно в 3,5 раза меньше, чем Германия, в 3 раза меньше, чем Великобритания, и в 1,5 раза меньше, чем Франция. Доля России в мировой промышленной продукции в 1913 составляла 4%. Вот несколько показателей, позволяющих сравнить Россию с другими странами (В частности с Францией, по основным показателям уступавшей США, Германии и Великобритании):
Уголь. В 1913 г. в России было добыто угля 29 млн. т.,… Из Англии даже ввозилось 8 млн. т каменного угля (20% общей потребности страны). Во Франции добыча угля- 41 млн. т, в Германии - 277 млн. т, в Англии - 292 млн. т и в США - 508 млн т.
Металл. В том же году (1913) в России было выплавлено чугуна 4,2 млн. т, во Франции - 5,2 млн. т, в Англии - 10,4 млн. т, в Германии - 19,3 млн. т и в США - 31 млн. т. По производству цветных металлов дореволюционная Россия стояла на одном из последних мест в мире. Царская Россия отличалась и низкими нормами потребления промышленных товаров на душу населения:. В 1911 г. чугуна на душу населения потреблялось: в США - 233 кг, в Германии - 136, в Бельгии - 173, в Англии - 105, а в России всего - 25 кг.
Автомобилестроение. Накануне войны во Франции было свыше 100 тыс. легковых автомобилей, но производство грузовых автомобилей, имеющих важное значение для армии, было развито слабо и составляло всего лишь 200 штук в месяц (2400 в год). В России только три завода наряду с основной продукцией изготовляли в очень небольшом количестве автомашины и занимались либо сборкой автомобилей из импортных частей, либо ремонтом. Среди этих заводов лишь Русско-Балтийский завод в Риге имел некоторое значение, он выпустил в 1912 г. 50, в 1913 г. 127 и в 1914 г. 300 автомобилей. В 1915 г. завод был эвакуирован, и производство прекратилось. Остальные предприятия выпустили всего 10 автомашин. Неудивительно поэтому, что во всей стране имелось всего 5,5 тыс. автомашин, преимущественно заграничных марок.
Данные взяты из книги Шигалин …
{3} Сравнение производства по некоторым видам вооружения, требующим наличия высокотехнологичных производств: Пулеметы. Франция: В начале войны французская армия имела 5 тыс. пулеметов. За время войны было изготовлено 87 тыс. станковых и 290 тыс. ручных пулеметов. Россия: за время войны было изготовлено 28 000 пулеметов … из Америки поступило 33 808 пулеметов и от союзников 8590. Артиллерия: Во время войны германская промышленность производила ежемесячно 2900 орудий, а всего за время войны дала 64 тыс. орудий, французская индустрия произвела 23 тыс. орудий, доведя максимальную месячную продукцию до 1250 орудий. Производство снарядов во Франции находилось почти на одном уровне с Германией - всего за время войны во Франции было изготовлено 290 млн. снарядов. В России в 1915 г. было выпущено 2106, а в 1916 г. - 5135 штук (или 175-428 орудий в месяц -в 3-6 раз меньше чем во Франции и Германии). За время войны 1914-1917 гг. русские заводы изготовили 58 млн. артиллерийских снарядов. Авиация - авиационная промышленность России по уровню производства значительно отставала от передовых в экономическом отношении стран, что подтверждается количеством самолетов и моторов к ним, построенных во время войны.

самолетов
моторов

В России
3 490
1 408

В Германии
47 300
44 000

В Франция
52 146
92 386

В Англии
47 873
52 598

В Италии
12 031
28 509

В США
13 840
28 509

Данные взяты из книги Шигалин …
{4} Падение производства после гражданской войны (на 1920-й год), %% к уровню 1913 года, по данным проф. С.Н.Прокоповича

по нефти
42,7%

по углю
27,0%

по чугуну
2,4%

по паровозам
14,8%

по вагонам
4,2%

по кирпичу
2,1%

по пряже
5,1%

Количество рабочих в 1920 году составляло 43,1% от уровня 1913 года, производительность труда - 52%., износ основных фондов 30% (Дм.Верхотуров «Экономическая революция Сталина», стр. 99)
{5} «Особенно быстрый темп развития дает машиностроение. Так, по общему машиностроению 1926/27 г. дает против 1913 г. 25% роста, а включая сельскохозяйственное машиностроение и автостроение - даже 42,8% роста. Ниже довоенного уровня остаются теперь только черная металлургия (70,5%), цветная (84%) и рудная (53,8%) Сборник документов по индустриализации, стр. 65. То есть, с учетом того что автомобилестроение росло практически с нуля, основной рост происходил за счет сельскохозяйственного машиностроения, при этом такие базовые для тяжелой промышленности отрасли, как металлургические, не смогли выйти даже на довоенный уровень (отметим, что например той же цветной металлургии в довоенной России практически не существовало)
{6} «В докладе Президиума ВСНХ СССР «Об ориентировочном плане развития военной промышленности» от 5 апреля 1927 г. производственные мощности советских военных заводов определялись ниже, чем казенных и частных военных заводов в 1916 году. Максимальная подача трехлинейных винтовок с Ижевского и Тульского оружейных заводов определялась в количестве 489 тыс. шт. в год, тогда как в 1916 г. их было произведено 1,3 млн. шт. По пулеметам отставание от уровня производства 1916 г. составило более 5 тыс. шт. Производство винтовочных патронов на Луганском, Тульском, Ульяновском и Подольском патронных заводов могло быть увеличено до 1,2 млд. шт. в год, тогда как в 1916 г. оно составило 1,5 млд. шт. Наибольшее отставание имело место в производстве элементов артиллерийского выстрела : в 1927 г. мощности производства выстрела исчислялись 6-ю млн. шт., тогда как в 1916 г. было произведено 30,9 млн. шт. Пропускная способность Ленинградского, Пензенского и Самарского трубочных заводов исчислялась в 1927 г. 1,2 млн. дистанционных трубок в год, тогда как в 1916 г. их было произведено не менее 7 млн.шт. В количестве 30-50% от уровня 1916 г. на советских военных заводах могли производиться порох, взрывчатые и отравляющие химические вещества. Текущая пропускная способность авиационных заводов составляла 540-650 самолетов в год, тогда как в 1915 г. армия получила с русских военных заводов 772 самолета. Следует также учесть, что данные доклада ВСНХ от 5 апреля 1927 г. являлись ориентировочными. Показанные мощности были достижимы при условии проведения капитальных работ в течение ближайших 4-5 лет на общую сумму, приблизительно, 320 млн. руб, (напомним, чтобы представить значение этой величины, что общая сумма расходной части бюджета СССР в 1926/27 г. составляла около 800 млн. руб.). Таким образом, восстановление мощностей военно-промышленных производств по состоянию на начало 1927 г. в СССР, в лучшем случае, было завершено наполовину, что, на фоне прогресса военной техники и индустрии крупнейших европейских государств, США и Японии за 10 лет после окончания 1-й Мировой войны выглядит довольно удручающе. Например, по сравнению с Францией, военная промышленность СССР имела мощности по производству боевых самолетов в 7 раз ниже, по танкам - в 20 раз, по дивизионной и корпусной артиллерии - в 3 раза, по пулеметам - в 2 раза, по винтовочным патронам - в 7 раз, по артиллерийскому выстрелу - в 5 раз ниже и т.д.» Н.Симонов «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-50-е годы.
{7} Так, в 1928 году производство электроэнергии в СССР составляло 5 млрд. кВт/ч., во Франции 15 млрд. кВт/ч, в Англии 16 млрд. кВт/ч, в Германии 17 млрд. кВт/ч, а в США 113 млрд. кВт/ч, стали - в СССР 4 млн. т., во Франции, - 9 млн.т., Англии - 9 млн. т., в Германии 15, а в США 52 млн.т., чугуна соответственно - 3, 10, 7, 14 и 39 млн. т., Роговин
Отставание в области высокотехнологичных производств весьма наглядно можно увидеть на примере автомобилестроения: Автопарк СССР в 1925 году - не более 20 тыс. машин, из которых 90% выпуска 14-17 годов (письмо от 7 мая 1925 года о перспективах развития автомобилестроении, сборник док-тов ВПК), производственная мощность единственного в стране на 1925 год автомобильного завода - около 2,5 тыс. машин в год (надо посмотреть точные цифры). При этом: Германия - в 1925 году (в скобках 1923-й год) - легковых автомобилей 175 665 шт. (100 340 шт.), грузовиков 80 363 в шт. (51 736 шт.), мотоциклов 161 508 шт. (54 389 шт.) (Дж.Корум), Франция - только годовое производство завода Рено в 1925 г. - 45 тыс. автомобилей, Ситроен - 67 тыс. автомобилей. Ситроен со 100 тыс. автомобилей в 1929 году имел 30% долю производстве автомобилей во Франции - т.е. общее производство составляло более 300 тыс. машин в год. (биография Ситроена). Между 1925-29 Франция производила в среднем 207тыс авто в год против германских 90тыс, между 1930-34 - 193тыс против германских 101тыс и между 1935-39 - 200тыс против германских 304тыс. (Источник - ???)
{8} «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР, 1900-1963», Документы и материалы, том второй, «Советское военно-промышленное производство (1918-1926)», Москва, 2005, стр. 19-20
{9} "Реввоенсовет Республики, Протоколы 1920-1923", Сборник документов, М., 2000, Протокол №169, стр 318-328
{10} «Недостаток средств, отпускаемых на содержание армии, имеет следствием: …
4. Обучение войск тормозится недостатком учебных пособий (имеется 10% нормы). На учебные стрельбы патроны отпускались в прошлом году в размере 5%, а в нынешнем -25% нормального курса стрельбы….
6. Технические войска не получали должного развития: а) артиллерия - мы имеем 3,3 орудия на батальон, Польша - 11,9, Франция - 15,5, Германия, обрезанная Версальским договором,- 3,9; не имеем орудий для полковой артиллерии, почти не имеем ружей-автоматов и мало легких пулеметов; б) военно-химическое дело в зачаточном состоянии; в) инженерные войска у нас составляют 5%, в Польше и Франции - около 8%, в Англии- 13%; г) в Воздушном Флоте имеем около 328 машин новых типов, годных для современного боя, а со старыми типами - 610 {в строю). Польша в январе имела 960 военных самолетов; все наши западные соседи вместе - 1670, Франция - 2000. Имеющаяся программа на 1923 г. развития нашего Воздухофлота до 871 боевой машины еще не обеспечена деньгами на 20%; д) войска связи, железнодорожные и броневые так же не доведены до нужной численности; танков новых образцов не имеем вовсе, а устарелых и изношенных - всего около 60; е) техническое имущество, имеющееся в армии, в большинстве в плохом состоянии вследствие изношенности и устарелости образцов; многих видов этого имущества не достает в большем проценте го сравнению с табелями даже мирного времени.
7. Автомобильный транспорт износился до крайности и не только не освежается, но и не ремонтируется в нужном размере; то же колесный транспорт (обоз), в котором до 30% требует полной замены и 30% - капитального ремонта.
9. Армия до настоящего времени не одета до 100%: исправной обуви в армии имеется 44%, белья - 41-46%, обмундирования - 78-88%. Ассигнования по смете 1923 г. не обеспечивают армию одеждой.
10. В отношении питания армии качество продуктов не доведено до кондиционных условий. Остается открытым вопрос о дополнительном отпуске продуктов, перерасходованных армией вследствие сверхкомплекта в первое бюджетное полугодие (более 600000 месячных пайков).
11. До 45% армия еще не имеет казарм. Несмотря на помощь шефов, иногда превышающую казенные отпуски, ремонт существующих казарм недостаточен, например вполне исправных крыш имеется всего до 10%, заплатанных - 75%, протекающих - 15%, неостекленных окон - до 30%.
12. Всякого рода склады остаются не приведенными в порядок. Вполне исправные артиллерийский склады вмещают только 10% имеющегося имущества.
14. Мобилизационные запасы и запасы на ведение войны в ее первые месяцы почти не пополняются. Между тем по некоторым важнейшим предметам имеющиеся запасы крайне малы, например: ружей имеется 38%, патронов - 7%, пулеметов - 48%, снарядов - 12--69%; телеграфного кабеля - 10%, телефонного кабеля - 55%, обмундирования - 8%, обуви - 8%, белья - 8%, специальных обозов -12%, седел -23%, подков -9%, санитарного имущества -25-87%, консервов -4%, хлеба -26%.
15. Военная промышленность не получила развития, нужного для удовлетворения текущих потребностей армии и образования мобилизационных запасов. Например, по данным ГУВПа при полном напряжении его артиллерийских заводов он может удовлетворить мобилизационную потребности, армии в течение года всего на 10%, а в пятилетний срок - на 44%..."
{11} Тезисы доклада начальника снабжений РККА и РККФ о бюджете НКВМ СССР в 1924/25 бюджетном году. 2 ноября 1924 года, Сборник, кн. 1., стр. 253
{12} Доклад зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе о состоянии РККА и Флота и мерах по усилению их мобилизационной готовности, Сборник, кн 1., стр. 320, там же, стр. 316: «Произведенная организация армии на основе ее сокращения и получившаяся отсюда экономия в денежных средствах, несомненно, дали значительные результаты улучшения общего состояния армии по сравнению с предыдущими годами. Однако утвержденный бюджет на оборону на 1924/25 год, в сумме 397 миллионов рублей, настолько мал, что даст возможность удовлетворить текущую потребность только по главнейшим видам довольствия, и то не полностью. Так, по вещевому довольствию, если вести расчет по нормальным табелям, армия окажется удовлетворенной лишь в размере 50 % ее основной потребности, постельной принадлежностью не больше 58 %. Отпуск денежных средств войскам на хозяйственные нужды сведен до минимума, отпуск на заготовку технического имущества, которое находится в состоянии сильной изношенности, столь ограничен, что заготовка этого рода имущества ничтожна. Состояние обоза и конского снаряжения катастрофическое; некомплект кавалерийских седел даже для мирного времени достигает 30 000 штук. Автотранспорт в тяжелом состоянии».
{13} Материал для доклада РВС СССР в СНК СССР о тяжелом материальном положении комполитсостава РККА, июнь 1924 г., сборник, кн. 1, стр. 183-185. Там же: «Задолженность комполитсостава … «почти поголовно достигает 80%, а иногда доходит до 300-400% получаемого оклада. Замечаются не единичные случаи, когда на улице в районе части должника-командира ловят частные торговцы - кредиторы, а проходящий обыватель язвит… 81 дивизия отмечает, что очень часто приходится видеть на рынке лиц комсостава, продающих свои вещи. Жены комполитсостава 11 кавдивизии Туркфронта (где, как указывалось, положение особенно тяжело) занимаются проституцией, чтобы добить пропитание семье… Самоубийства, принявшие эпидемиологический характер в Кр Армии за первую половину с.г., в значительной мере вызываются тяжелым материальным положением военнослужащих: из 132 выясненных случаев (первая треть года) 80 так или иначе вызваны этим мотивом (всего случаев 239)… Там [в 3 Кавк. Стр. дивизии] нередки заявления партийцев, что «самоубийство - наш удел», и там же анкетирование партийцев отмечает, что мысль о самоубийстве появилась у 31 чел. из 114… Политуправление Западного военного округа снова доносит: «Материальная необеспеченность комполитсостава в июне месяце выплыла с особой резкостью. Жалобы на нужду и необеспеченность продолжаются. Задолженность кооперативам и частным лицам достигает 75 % получаемого оклада. Выходом из положения является продажа вещей и обмундирования».

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РККА, Командиры КА, комсостав

Previous post Next post
Up