Латвийско-Белорусское. Стало известно, почему норвежская нефть не пошла через латвийские порты.

Jan 28, 2020 04:49


Скандал! Правительство Латвии "потеряло лицо". По вине неназванных владельцев нефтяных терминалов в Латвии и собственной глупости...


Правительство Латвии очень хотело (и правильно хотело) подключиться к вопросу поставки нефти в Беларусь: премьер Латвии Кариньш неделю назад во время визита в Минск встречался и с правительством, и с президентом Лукашенко и заверял, что проблем в том нет, министр сообщения Латвии Линкайтс говорил, что технических проблем нет и дело только за желанием белорусской стороны, МИД Латвии готов был всячески содействовать, а управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш даже посвятил аудиторию в технические детали, справедливо подчеркнув, что хотя "классические порты" под перевалку нефти (Венспилс, Клайпеда, Бутинге) имеют преимущества перед портом Риги, но при ж.д. поставках мазута из РБ с НПЗ Нафтан в порт столицы Латвии, если не гонять обратно "порожняк", а загружать эти цистерны нефтью, то в силу логистики, такая поставка нефти будет наиболее рентабельна (её стоимость приблизится к цене трубопроводной поставки с берега Балтики в Новополоцк).

А вот владельцы всех нефтяных терминалов в Латвии внезапно отказались переваливать норвежскую нефть для Республики Беларусь. Ну вот нефть и ушла из Латвии в соседнюю страну на перевалку в  Клайпеду. Неужто не понятна ситуация? Часть совладельцы  терминалов крепко завязана на российский нефтебизнес, конкурирующий с белорусским, а некоторые ещё и дружат с  теми, кто работает через терминал в Клайпеде. Так что лучше "в стороне постоять". Ну а формально можно всегда "отбрехаться", если нет конкретной угрозы бизнесу со стороны власти.

И, латвийскому правительству, прежде чем заверять Минск в готовности переваливать нефть, следовало бы озадачить... да хоть и свои спецслужбы прояснить вопрос об этой готовности, о бизнесменах этого профиля, работающих в Латвии и т.д. Раз это важный вопрос межгосударственных отношений (вы ж приглашающая сторона, да ещё и власть в своей стране, это ваша задача, обеспечить условия, а не посылать беларусов "на деревню к дедушке"). И, подготовив вопрос, уже действовать.  Иначе - "облом", фиаско. Что и произошло.

Я не писал, думал Рига надавит на нефтекоммерсантов, пригрозит отобрать причалы (и "работай" без них на своём терминале, плати налоги и прочие подати исправно... до самого, до банкротства) или реально отберёт причал-другой для острастки (власть в состоянии это сделать всегда, ибо причал в нашем случае - это, формально, граница страны), ан нет, не та потенция у рижан. Жаль.

Неловкая ситуация и корявые теперь объяснения латвийских должностных лиц. Сочувствую, но они сами виноваты. Если ваших потенций (вы же власть в стране) недостаточно, чтобы убедить коммерсантов не доводить дело до "потери лица" правительства страны, то как же с вами работать той же Республике Беларусь? Правительство Латвии теперь предлагает действительно разумный и интересный проект - совместно строить государственный латвийско-белорусский нефтетерминал, готово, как я понял, даже деньги вкладывать. А вдруг опять какие-либо коммерсанты помешают, на пути встанут? Опять руками будем разводить, да ещё потратив деньги?

Латвия может построить терминал под перевалку нефти для Беларуси. 27.01.2020, Sputnik Latvija

Частные терминалы по техническим или экономическим соображениям отказались от перевалки нефти для Беларуси, министр сообщения Талис Линкайтс не исключает вложения средств в соответствующий государственный терминал

РИГА, 27 янв - Sputnik. Государство готово рассмотреть возможность вложения средств в портовые терминалы, если сейчас у частных владельцев нет возможности принимать какие-то виды грузов, заявил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс на Латвийском телевидении.

Так он прокомментировал сообщения о том, что терминалы в Вентспилсском порту отказались переваливать норвежскую нефть, предназначавшуюся Беларуси, и груз ушел в литовскую Клайпеду.

Об этом рассказал глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс. "Я знаю, что у нас в Вентспилсе есть предприятия, которые сами отказались от транзита норвежской нефти через латвийские порты, боясь чего-то. И она ушла в Клайпеду", - сказал министр.

Талис Линкайтс заявил, что у латвийских портов есть возможность переваливать нефтепродукты и нефть для Беларуси в обоих направлениях. Однако действующие в портах терминалы - частные, и их владельцы сами принимают решения, исходя из бизнес-интересов.

"Не могу сказать, что у предпринимателей не было интереса. Наверно, не пришли к правильным экономическим условиям", - сказал Линкайтс.

Он рассказал, что многие терминалы - и в Риге, и в Вентспилсе - получили предложения белорусской стороны.

"Было бы хорошо, если некоторые терминалы находились в собственности государства. Белорусская сторона тоже привыкла работать с государственными структурами. Надо смотреть, можем ли мы вложить средства. Если есть грузы, есть готовность их отправлять, но нет терминала, где их можно было бы обслуживать, государство готово рассмотреть вопрос о таких вложениях", - заявил Линкайтс.

Ранее управляющий Вентпилсским портом Андрис Пурмалис заявил, что причиной отказа местных терминалов переваливать нефть для Беларуси могли стать технические нюансы. "Может быть, причина в том, что специфика продукта была не такая, при которой сам терминал может грузить. Может, там нужен подогрев, может, наоборот, охлаждение или какие-то дополнительные условия по окружающей среде", - сказал он.

Как сообщалось, норвежское судно Breiviken доставило 24 января в порт Клайпеды 80 тысяч тонн нефти сорта Johan Sverdru, предназначенной для белорусского нефтеперерабатывающего завода "Нафтан". Доставка ее до НПЗ осуществляется по железной дороге.

Представители Литовских железных дорог уточняли, что в сутки планируется отправлять по 90 вагонов или два состава по 40-50 вагонов каждый. Весь груз предполагается доставить в течение двух недель.

Первый состав с норвежской нефтью прибыл в Новополоцк 26 января.

Баларусь не исключает, что и в дальнейшем будет работать с норвежской нефтью. "Важен и тот аспект, что приобретается сырье без посредников, непосредственно у одной из компаний, которая участвует в проекте по добыче нефти на норвежском шлейфе. К тому же у нас сложились хорошие отношения с поставщиками", - заявил гендиректор предприятия Александр Демидов.

Ринкевичс пристыдил бизнес Латвии: не дают работать с Россией, так идите в Беларусь. 26.01.2020, Sputnik Latvija

Латвийские бизнесмены жалуются на то, что им мешают работать с Россией, а когда предлагаешь им Беларусь, оказывается, что они не готовы, посетовал глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс

Царит пессимизм: латвийские порты о грузообороте и сокращениях. 26.01.2020, Sputnik Latvija

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс и управляющие Рижского и Вентспилсского портов подвели итоги года и рассказали о дальнейших действиях в условиях сокращения грузооборота

Латвия готова перекачивать нефть в Беларусь: Линкайтс заявил, что технических проблем нет. 19.01.2020, Sputnik Latvija

Технически Латвия готова перекачивать через свою территорию нефть, и если Беларусь заинтересована, то Рига - готова. Об этом заявил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс

Реальные деньги: Латвия вступила в бой за нефть для Беларуси. 16.01.2020, Sputnik Latvija

Латвия заинтересована в организации транспортировки нефти в Беларусь через свои порты, заявил премьер Кришьянис Кариньш во время визита в Минск.
Министр сообщения Латвии Талис Линйкайтс сообщил 15 января, что там пока не получили от Беларуси запрос на поставки нефти.
Ранее управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш заявил, что в вопросах возможных поставок нефти в Беларусь Вентспилсский и Клайпедский порты имеют преимущества, хотя и в Рижском порту два терминала изучали такую возможность, но дальше тестовых поставок дело не продвинулось. Рижский порт никогда не импортировал сырую нефть, в отличие от Вентспилса, который был классическим портом для работы с углеводородами. То же самое касается Бутингского терминала в Литве. "Поэтому у этих портов могу быть преимущества. Однако все сейчас упирается в решения белорусской стороны", - сказал Зелтиньш.
"Плюс Риги в том, что мазут с нефтеперерабатывающего завода в Новополоцке везут на терминал BLB, а обратно отправляют пустые цистерны. С тем же успехом в Риге их можно наполнить нефтью, которая потом направилась бы в Новополоцк, тем самым логистические издержки бы снизились. В свою очередь, для Рижского порта это было бы сложнее, потому что нефтяные танкеры мы можем принимать только в терминале Naftimpeks, а новополоцкий мазут везут в терминал BLB в Вецмилгрависе. Технически это сделать можно, но это предложение пока что не вылилось в реальные грузы", - сказал Зелтиньш.

транзит, Норвегия, БНК, РБ, фиаско, транспорт, нефть, Нафтан, ж.д, Латвия, фрахт, импорт, РФ, власть, Летува, логистика

Previous post Next post
Up