Три короткие зарисовки два года спустя старта процесса подготовки закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, начало тут:
МЭРТ дал, бог взял. Подготовлен проект церковной реституции. 12.03.2007. Первая из этих 3-х публикаций, так и вообще переработанный с поправкой на 2009-й год текст изначальной статьи. Что изменилось? Полунамеки на ту же коммерциализацию Церкви стали императивом, люди, облеченные властью, более настойчиво артикулируют стремление "спихнуть" религиозное имущество клерикалам (и пусть себе зарабатывают и содержат всё это). Однако появилась и разноголосица. Зазвучало о перегибах, о том, что не надо проводить кампанейщины, а по каждому зданию, по каждой картине стоило бы проводить отдельное решение.
Статьи:
Мир - народам, земля - христианам. Минэкономразвития придумало, как экономически развить все конфессии. 24.02.2009.
В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный в Минэкономразвития проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", согласно которому все зарегистрированные в РФ конфессии получат право собственности на здания и земли. В таком случае Русская православная церковь станет одним из крупнейших в стране собственников, а государство избавится от необходимости содержать культовые сооружения, что особенно актуально в период финансового кризиса.
Документ, подготовленный Минэкономразвития, предлагает передать церкви в собственность имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании: культовые здания и сооружения с земельными участками, движимое имущество.
В пояснительной записке говорится о необходимости вернуть все церковное имущество, изъятое после Октябрьской революции. "Речь идет не о реституции, а исторической справедливости,- пояснил "Ъ" советник комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко.- Храм должен использоваться по прямому назначению, а не быть мясокомбинатом, например".
Сейчас в России действуют 234 мужских и 244 женских православных монастыря, 16 тыс. православных приходов и 4696 воскресных школ. В ведении Римско-католической церкви находится 220 приходов, правда, треть из них не имеет своих храмовых зданий. В РФ действуют также более 4 тыс. мечетей и около 70 синагог. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тыс. кв. м, земельные участки - от 0,3 до 10 га. Практически все это имущество не принадлежит религиозным организациям, а находится у них в бессрочном безвозмездном пользовании.
В последние 15 лет церковь уже получила в собственность более сотни храмов на основании постановлений правительства (последнее вышло в 2001 году). По сути, речь идет о том, как законодательно закрепить этот процесс.
Эксперты по недвижимости уверены, что если законопроект будет принят, то церковь может превратиться в крупнейшего негосударственного собственника. "Конкуренцию церкви смогут составить только "Газпром" и РЖД,- считает директор по развитию консалтинговой компании Prime City Properties Роман Чепцов.- Ведь только в Москве средняя стоимость 1 га земли составляет примерно $6-7 млн".
Чтобы получить имущество в собственность, религиозной организации необходимо обратиться в уполномоченный орган (предполагается, что им станет Росимущество) с заявкой, в которой она должна "доказать свое право на получение имущества".
"В обязанности религиозной организации входят также поддержание имущества религиозного назначения в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и несение всех расходов на его содержание",- говорится в законопроекте. При этом новый собственник не имеет права в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам.
Законодатели оговорили еще одно немаловажное условие: передача зданий и сооружений религиозного назначения возможна только после решения о предоставлении расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений.
Не сможет церковь получить в собственность и особо ценные объекты - памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО (например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля; всего таких объектов около двадцати).
В Минэкономразвития "Ъ" заявили, что пока документ не прошел окончательных согласований, комментировать его не будут. Впрочем, в 2007 году, когда началась работа по подготовке концепции законопроекта, представители МЭРТа не скрывали, что закон поможет освободиться от бюджетных расходов на содержание церковных зданий. При этом в министерстве предположили, что церковь, получив имущество в собственность, сможет использовать его в коммерческих целях.
"Уже заранее придется согласиться с тем, что церковь станет отчуждать, распродавать приобретенное имущество и заниматься предпринимательством",- заявляла "Ъ" Ольга Соколова, которая в 2007 году занимала должность начальника отдела политики управления государственным имуществом департамента имущественных и земельных отношений МЭРТа.
"Государство передает церкви имущество вовсе не бескорыстно: власть, потеряв доверие народа, решила завоевать авторитет через церковь,- считает зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Владимир Кашин.- Безусловно, в церкви найдутся желающие заняться коммерцией, сдать в аренду помещения, землю. Надо не допустить перегибов: иначе храмы будут в золоте, а нищета и безнравственность будут расти".
"Церковная собственность находится в руках правящего архиерея, который стоит на страже этой собственности,- рассказал "Ъ" пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.- Например, патриарх Алексий II, являясь правящим архиереем Москвы, не позволял сдавать помещения и получать доход, только изредка разрешалось сдавать прицерковные помещения ради восстановления храма".
При этом, по его словам, получив имущество в собственность, церкви придется произвести экономическую реформу. "Если в крупных городах церковь готова принять храмы в собственность, то в селах очень много приходов, которые не смогут самостоятельно содержать храмы,- уверен отец Владимир.- Все это побудит пересмотреть экономику церкви, чтобы помочь бедным регионам содержать здания в надлежащем виде".
"Если религиозные организации будут владеть имуществом, то они станут независимыми от государства, так как власть потеряет рычаги давления",- уверен сопредседатель Совета муфтиев России муфтий Нафигулла Аширов. При этом он открыто говорит о том, что "у общины будет так называемое вакуфное владение, которое будет сдаваться в аренду для содержания общины".
"Мы будем сдавать свободные площади в аренду,- признался председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган.- Но все полученные средства пустим на социальные проекты, например, открытие столовых для малоимущих".
По информации "Ъ", в середине марта законопроект должен быть рассмотрен на заседании правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений, которую возглавляет вице-премьер Александр Жуков.
Павел Ъ-Коробов
Как церковь возвращала утраченное. История вопроса. 24.02.2009.
Массовое возращение религиозным организациям имущества, национализированного в годы советской власти, началось после подписания президентом Борисом Ельциным 23 апреля 1993 года указа "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества". Впоследствии верующие не раз просили власти ускорить процесс.
Например, в августе 2000 года архиерейский собор РПЦ обратился с такой просьбой к президенту Владимиру Путину.
Еще одним важным этапом в процессе реституции стало принятие Госдумой 24 сентября 2004 года закона о безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения.
Активная работа с руководством страны дала свои результаты: по данным РПЦ, в 1988-2008 годах она увеличила число своих монастырей в России с 21 до 478, а приходов - с 6,9 тыс. до более 16 тыс.
Борьба церкви за имущество сопровождалась рядом крупных скандалов.
Так, 2 августа 2004 года в Москве прихожане захватили храм Воскресения Христова в Кадашах, в котором располагались реставрационные мастерские центра имени Грабаря. Реставраторы не могли покинуть здание, так как не получили от государства нового помещения.
В августе 2008 года судебные приставы опечатали помещения Историко-архивного института РГГУ на Никольской улице, которые по решению арбитражного суда переданы Заиконоспасскому монастырю.
Другие конфессии также участвуют в реституции, но не всегда успешно.
В 2005 году Высший арбитражный суд отклонил просьбу мусульманских организаций об открытии мечети в здании Ставропольской картинной галереи.
Верующие получают не только недвижимое имущество, но и культурные ценности.
В 2006-2007 годах Владимир Путин лично передал РПЦ икону Смоленской Божьей Матери и фрагмент Ризы Господней, хранившийся в Московском Кремле, а в декабре 2007 года РПЦ добилась возвращения всех реликвий, находящихся в кремлевских запасниках.
Некоторые музеи пытаются противодействовать этому процессу. Например, в ноябре 2008 года Третьяковская галерея не разрешила церкви использовать в богослужениях икону "Троица" Андрея Рублева.
Что еще отдать церкви? Прямая речь. 24.02.2009.
Любовь Слиска, первый зампред Госдумы:
- То, что ей принадлежало. Может, так мы избавимся от груза грехов наших предков. А сверх того, наверное, земли. Монастыри ведут хозяйство эффективнее многих собственников, в Псковской области урожаи собирают как на Кубани.
Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области:
- Все, что ей необходимо для полноценной жизни. Мы в Тверской области не так давно передали церкви здание, в котором находился музей. Будем строить помещение для тверского отделения Госфильмофонда, а занимаемое им историческое здание передадим Оршинскому монастырю.
Виталий Гинзбург, академик РАН, лауреат Нобелевской премии:
- Хватит уже. Сколько всего передано и понастроено для церкви! В кризис тратить средства на церковь как минимум неуместно. И вообще, я против дальнейшей клерикализации страны. Это очень опасно. Не случайно ПАСЕ еще в 2007 году приняла резолюцию N 1580 об опасности креационизма для образования. К резолюции присоединились академии наук десятков стран. А наша даже отказывается вынести резолюцию на обсуждение. Это позор.
Оганес Оганян, глава комитета Совета федерации по экономполитике, предпринимательству и собственности:
- Все, что было незаконно изъято во времена советской инквизиции. В Москве, например, в районе Воздвиженки по соседству с церковью святого Антипа находится небольшое двухэтажное здание, ранее принадлежавшее церкви. Почему бы московскому правительству не вернуть его?
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова:
- Объекты, служащие и светскими памятниками, и церковными, должны оставаться у государства. Те же, что исторически принадлежали церкви, должны быть переданы ей как, например, Успенский собор Московского Кремля.
Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский:
- Церкви надо передать ее святыни или хотя бы дать возможность верующим к ним прикладываться. Иконы, которые хранятся в музеях, мощевики - церковь создала эти святыни, веками хранила, а потом их у нее отняли и обвиняют, что она не сможет их хранить. Между тем антикварные салоны на Западе заполнены предметами русского церковного искусства.
Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина:
- Разве мы чего-то церкви не вернули? Церковь святого Антипа отдали, а художественные произведения - иконы, картины и скульптуры - во всем мире хранятся в музеях. У церкви нет условий, которые необходимы для их сохранения. Поэтому не надо проводить кампанейщины, а по каждому зданию, по каждой картине проводить отдельное решение.