Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. ПионерЛАГ.2.

Feb 08, 2016 22:26


В продолжении предыдущего текста о Военно-Православном ПионерЛАГ (ДинабурЛаге), - военном поселении, устроенном на "освобожденных от польско-литовского ига территориях" новосозданной Витебской губернии "Северо-Западного края" Российской Империи (РИ) в 1828 году.
Обилие и фактура документов тех лет не оставляет сомнений: ПионерЛаг был создан не только для выполнения специфических (военно-инженерных) задач армии РИ, но и для "перековки" папистов, раскольников и прочих "смутьянов" в законопослушных истинноправославных граждан империи.

Уже 1855 году генерал РИ М.О. Без-Корнилович,  называет вещи своими именами: военное поселение в Динабургском старостве Витебской губернии было создано:
«...для прекращения непрестанных жалоб от крестьян и управляющего ими...» 4.

Как я писал, ПионерЛАГ был обустроен на землях более 250 деревень и единоличных землевладений. В лагерь, совершенно насильно были согнаны более 13 тысяч бывших вольных арендаторов этих земель. И, разумеется, иного люду. И сразу согнанного, и впоследствие "забриваемого в пионеры" из разных уголков "освобожденных местностей".

Это отдельный удивительный факт: в "освобожденном от ига Северо-Западном крае" РИ крестьянам нельзя было быть вольными, платящими налоги (как это было "под игом"  Речи Посполитой)! Включая и истинноправославный! Коих и пришла спасать от "ига" Российская Империя.
Только "крепостными" у феодалов, либо "казенными" невольниками, коль ты земледелием занят.
Казенные земледельцы, - либо сдавались в аренду тем же феодалам (как за плату, так и безвозмездно за оказанные Короне услуги), или использовались РИ по иному государственному назначению (как в том же ПионерЛАГе), - так длилось до отмены "крепостного права".
Но только для истинноправославных сельских обывателей! Над "иноверцами" и "раскольниками" репрессии продолжались и после отмены.

Системное искоренение именно "староверов" (раскольников) в "освобожденном от ига Северо-Западном крае" РИ не только после, а и до (!) его освобождения на землях суверенной Речи Посполитой, но российскими же властями, - это отдельная история.

В данной же части лишь напомню из предыдущей, что на землях Витебщины, предназначенных для обустройство ПионерЛага, из 13 тысяч запланированных и отправленных в "пионеры", изначально около 6 тысяч были католиками, порядка 4 тысяч - староверами, остальные - униатами (греко-католиками) и протестантами (лютеране и кальвинисты).

Как шла "перековка" в истинноправославных "христианскими" методами.

1. Из 4 старообрядческих храмов один был перестроен в главную "бригадную" православную церковь. Оттуда, как и из 3 оставшихся была вывезена вся церковная утварь, включая церковные книги, в епархиальную православную консисторию. Откуда уже ничего не вернулось.
2. Помимо главной "бригадной" православной церкви в каждой из 4-х роте бригады были построены "ротные" православные храмы.
3. Все "пионеры" обязаны были посещать православные храмы по расписанию, совершать таинства, особенно исповеди.
4. Жентьба/выход замуж в ПионерЛАГе были возможны только по разрешению военного начальства и только между истинноправославными. Брак фиксировался православным венчанием и записью в церковной книге.
5. Любой иной брак (даже ранее заключенный), кроме обозначенного в п.4. браком не считался. Дети от таковых браков фиксировались как незаконнорожденные, права их родителей ограничивались.
6. ВСЕ родившиеся в ПионерЛАГе младенцы крестились в "бригадной" церкви в православие. Вне зависимости от вероисповедания родителей и их желания.

Как шла "перековка" в истинноправославных "нехристианскими", живодерскими методами - тут.


В основном по материалам:

1. Исследование истории возникновения поселения и общины староверов в Данишевке в XVII-XIX веках. И.Кирничанская. Институт Русского культурного наследия Латвии (огромный библиографический и архивный материал) 2. Заварина А.А. Русское население Латвии (К истории поселения).
3. А.А. Горбацкий СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ. Монография. Брест 2004.

Оттуда:

В 1828 году властями была закрыта Пантелишская старообрядческая моленная,
из которой был  устроен храм Российской православной церкви, которую 1 января 1829 года освятили во имя Святителя Николая Чудотворца.
Церковь стала называться так: Николаевская  округа военного поселения 1-й Пионерной бригады церковь, старшим священником был назначен Василий Лебедев, младшим священником -  Иоанн Благовещенский.

Кроме основных обязанностей   совершения богослужения и всех таинств в храме, старший священник являлся членом полкового управления и нес ответственность за моральное состояние солдат, он обучал военных кантонистов Закону Божьему. На старшем священнике лежала обязанность вести книги родившихся, сочетавшихся браком и умерших (крещение, венчание и отпевание).

С преобразованием Округа  военного поселения 1-й Саперной бригады в военное поселение №15 Округа пахотных солдат Витебской губернии в 1836 году для усиления позиций православной церкви и борьбы с расколом для каждой роты были построены 4 православные церкви : в фольварках Граверы, Малиновка, Липинишки и Шкельтово. 59 Храмы строились по единому плану.

С открытием новых церквей во все капральства 60 округа был разослан следующий приказ начальника Витебского Округа пахотных солдат Генерал-майора Троцкого:

«31.10. 1836 г., №36.

Государю Императору благоугодно было в Округе военных поселений  1-ой саперной бригады, в коем значительная часть военных поселян  с семействами старообрядцы,
повелеть устроить  в каждой роте Православную церковь, которые ныне … освящены и производится  богослужение.
Устроение такого числа  Православных церквей  посреди раскольников есть видимое  попечение Его императорского величества  о обращении  старообрядцев на истинный путь  к Православной церкви, и … я требую от ротных командиров  округа первой саперной бригады  полного в сем случае  содействия  давно мною производимого  о внушении старообрядцам  правил и Закона Правосл.
Церкви, приглашая их приносить  свои молитвы в храмы божии и удаляться невозвратно от ереси.
Также наблюдать за Крещением и приобщением св. тайн  детьми их <…>
И приказ сей, как заключающий  настоящее действие о извлечении военных поселений  из заблуждения, читать почасту  при собраниях их...» 61

Военный поселянин, а затем пахотный солдат мог жениться только по разрешению военного командования.

Брак регистрировался в Церковной книге как факт венчания, и молодым выдавалось свидетельство. До 1836 года никаких  пометок о вероисповедании военных поселян нет.

К сожалению,  в Архиве отсутствуют церковные книги новых ротных церквей 1837 - 1841 годов, кроме   Липинишской Равноапостольного  царя Константина церкви, записи представляют собой чисто принципиальный интерес - как фиксировался процесс (факт?) «присоединения к православной церкви»  с 1837 года.

В записях о бракосочетании уже указывается вероисповедание жениха и невесты, но записи о принадлежности к расколу ни у кого нет, зато каждый либо «обратившийся из раскола к истинной церкви», либо «из раскола присоединившийся к истинной церкви».

В книгах Малиновской св.Ильи и Шкельтовской Николаевской церквей 1842 - 1857 г также отсутствуют записи об изменении вероисповедания староверов, о присоединении раскольников к церкви, хотя есть записи о переходе в греко-российскую веру католиков и лютеран.

С осени 1841 года встречаются и такие записи: «У дочери пахотного солдата Ивана Григорьева девицы Федосьи, раскольницы, незаконнорожденный, прижитый с пахотным солдатом Гаврилом Панфиловым» 67. Федосья не приняла православия, брак не состоялся - ребенок незаконнорожденный при имеющемся отце.

Таким образом, присоединение раскольников к православию происходило при бракосочетании или перед ним под угрозой непризнания законнорожденными  их детей.

Этот вывод, сделанный при анализе записей в Церковных книгах, получил подтверждение архивным документом 22 марта 1862 года.

По  секретному  Высочайшему повелению от 05.03.1828 г. за № 1152-м, которое упоминает Начальник Округов  пахотных солдат генерал-майор фон Фрикен в рапорте Директору Департамента  военных поселений  Господину Клейнмихелю 8 мая 1837 года, всех новорожденных Округа военного поселения крестили в Николаевской церкви. 69
До 1836 года при записи новорожденного отмечалось вероисповедание родителей - раскольников буквой «р».

О постоянном стремлении  военного командования вырастить из детей военных поселян и пахотных солдат истинных приверженцев господствующей церкви свидетельствуют  и названия утраченных дел Фонда 744  Управления штабов округов военных поселений и пахотных солдат  Витебской и Могилевской  губ., оп. 2 Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) (предоставленные Еленой Агеевой):

-"О приобщении Св. Тайнам  старообрядцев  детей мужеска и женска пола" -(л.4), -«Об окрещенных младенцах и присоединении их в грекороссийскую веру» - (л.4 об),

-«О приобщении детей старообрядцев Св. Тайнам» (л. 17),

-«Относительно приобщения  детей старообрядцев  Витебского округа»- (л. 27, 32 об., 45).75

С открытием же четырех ротных церквей командование потребовало от священников
«за точным исполнением  сего (распоряжения) иметь строгое наблюдение, с  ответственностью за всякое со стороны их упущение  или послабление старообрядцам». 76
На территории Округа находились 3 храма - моленные, кроме Данишевской, были еще Ковалевская и Кривошеевская.
«За сделанным запрещением устроены чугунные и деревянные доски вместо   колоколов, в отправлении  в них службы не было запрещения»,
- признает Генерал-майор Троцкий 77. И храмы были действующими, о чем говорят многие факты: и младенцев крестили наставники - в 1861 году все они окажутся в списках «совратившихся в раскол» 78
Со строительством 4 православных церквей, с усилением работы   по обращению раскольников в истинную веру вопрос о наличии этих 3 старообрядческих моленных на территории Округа остро встал.
Генерал-майор Троцкий лично побывал в старообрядческих моленных в деревнях Данишевке, Кривошееве и Ковалеве, после чего высказал предложение закрыть эти  моленные, о чем обратился с рапортом 26.10.1836 г. 80,
но  генерал фон Фрикен благоразумно ответил:

« … я нахожу, что предложение генерал-майора о закрытии оных,  в настоящее время не может быть приведено в исполнение, ибо....уничтожение моленных возродило бы между ними  неудовлетворенность, но её  следствием, будут, несомненно, побег и   другие беспорядки. По сим уважениям, я полагаю: моленные дома в д. Данишевке, Кривошееве и Ковалёве  оставить  по-прежнему...» 81

При объезде моленных Генерал-майор Троцкий обнаружил в них рукописные книги:
«Я нашел  главные книги, как и Евангелие,  рукописными…»

В ответ фон Фрикен отдает распоряжение:

«Имеющиеся при упомянутых моленных церковные рукописные книги, показанные в представленном списке, отправить  на рассмотрение в Витебскую Духовную Консисторию, и если они признаны будут Консисторией не вредными, то возвратить по принадлежности. В противном случае, оставить оные  в Консистории. Затем  местному начальству  иметь наблюдение, чтобы впредь при богослужении  в моленном доме не  были употребляемы  церковные рукописные книги, равно и печатные, не принятые в Православной церкви». 83

Перечисленные рукописные книги, отправленные в Консисторию, оттуда  так и не вернулись.

Ранее по теме:

1 Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. МогилевЛАГ.1.2 Об "освободителях от польско-литовского ига" и их методах. Цензура.1.

3 Лекарства не помогли. Беларусизация - это беспробудный горячечный бред о поляках и освободителях.
4 Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. ПионерЛАГ.1.

тайная канцелярия, ГУЛАГ, РБ, РИ, истинное православие, аракчеевщина, тюрьма народов, литература, язык, РМ, цензура, держиморды, православные репрессии, военные поселения, ВКЛ, маразм, старообрядцы, охранка

Previous post Next post
Up