В продолжении
предыдущего текста о Военно-Православном ПионерЛАГ (ДинабурЛаге), - военном поселении, устроенном на "освобожденных от польско-литовского ига территориях" новосозданной
Витебской губернии "
Северо-Западного края" Российской Империи (РИ) в 1828 году.
Обилие и фактура документов тех лет не оставляет сомнений: ПионерЛаг был создан не только для выполнения специфических (военно-инженерных) задач армии РИ, но и для "перековки" папистов, раскольников и прочих "смутьянов" в законопослушных истинноправославных граждан империи.
Уже 1855 году генерал РИ М.О. Без-Корнилович, называет вещи своими именами: военное поселение в Динабургском старостве
Витебской губернии было создано:
«...для прекращения непрестанных жалоб от крестьян и управляющего ими...» 4.
Как я писал, ПионерЛАГ был обустроен на землях более 250 деревень и единоличных землевладений. В лагерь, совершенно насильно были согнаны более 13 тысяч бывших вольных арендаторов этих земель. И, разумеется, иного люду. И сразу согнанного, и впоследствие "забриваемого в пионеры" из разных уголков "освобожденных местностей".
Это отдельный удивительный факт: в "
освобожденном от ига Северо-Западном крае" РИ крестьянам нельзя было быть вольными, платящими налоги (как это было "под игом" Речи Посполитой)! Включая и истинноправославный! Коих и пришла спасать от "ига" Российская Империя.
Только "крепостными" у феодалов, либо "казенными" невольниками, коль ты земледелием занят.
Казенные земледельцы, - либо сдавались в аренду тем же феодалам (как за плату, так и безвозмездно за оказанные Короне услуги), или использовались РИ по иному государственному назначению (как в том же ПионерЛАГе), - так длилось до отмены "крепостного права".
Но только для истинноправославных сельских обывателей! Над "иноверцами" и "раскольниками" репрессии продолжались и после отмены.
Системное искоренение именно "староверов" (раскольников) в "
освобожденном от ига Северо-Западном крае" РИ не только после, а и до (!) его освобождения на землях суверенной Речи Посполитой, но российскими же властями, - это отдельная история.
В данной же части лишь напомню из предыдущей, что на землях Витебщины, предназначенных для обустройство ПионерЛага, из 13 тысяч запланированных и отправленных в "пионеры", изначально около 6 тысяч были католиками, порядка 4 тысяч - староверами, остальные - униатами (греко-католиками) и протестантами (лютеране и кальвинисты).
Как шла "перековка" в истинноправославных "христианскими" методами.
1. Из 4 старообрядческих храмов один был перестроен в главную "бригадную" православную церковь. Оттуда, как и из 3 оставшихся была вывезена вся церковная утварь, включая церковные книги, в епархиальную православную консисторию. Откуда уже ничего не вернулось.
2. Помимо главной "бригадной" православной церкви в каждой из 4-х роте бригады были построены "ротные" православные храмы.
3. Все "пионеры" обязаны были посещать православные храмы по расписанию, совершать таинства, особенно исповеди.
4. Жентьба/выход замуж в ПионерЛАГе были возможны только по разрешению военного начальства и только между истинноправославными. Брак фиксировался православным венчанием и записью в церковной книге.
5. Любой иной брак (даже ранее заключенный), кроме обозначенного в п.4. браком не считался. Дети от таковых браков фиксировались как незаконнорожденные, права их родителей ограничивались.
6. ВСЕ родившиеся в ПионерЛАГе младенцы крестились в "бригадной" церкви в православие. Вне зависимости от вероисповедания родителей и их желания.
Как шла "перековка" в истинноправославных "нехристианскими", живодерскими методами -
тут.
В основном по материалам:
1.
Исследование истории возникновения поселения и общины староверов в Данишевке в XVII-XIX веках. И.Кирничанская. Институт Русского культурного наследия Латвии (огромный библиографический и архивный материал) 2.
Заварина А.А. Русское население Латвии (К истории поселения).
3.
А.А. Горбацкий СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ. Монография. Брест 2004.
Оттуда:
В 1828 году властями была закрыта Пантелишская старообрядческая моленная,
из которой был устроен храм Российской православной церкви, которую 1 января 1829 года освятили во имя Святителя Николая Чудотворца.
Церковь стала называться так: Николаевская округа военного поселения 1-й Пионерной бригады церковь, старшим священником был назначен Василий Лебедев, младшим священником - Иоанн Благовещенский.
Кроме основных обязанностей совершения богослужения и всех таинств в храме, старший священник являлся членом полкового управления и нес ответственность за моральное состояние солдат, он обучал военных кантонистов Закону Божьему. На старшем священнике лежала обязанность вести книги родившихся, сочетавшихся браком и умерших (крещение, венчание и отпевание).
С преобразованием Округа военного поселения 1-й Саперной бригады в военное поселение №15 Округа пахотных солдат Витебской губернии в 1836 году для усиления позиций православной церкви и борьбы с расколом для каждой роты были построены 4 православные церкви : в фольварках Граверы, Малиновка, Липинишки и Шкельтово. 59 Храмы строились по единому плану.
С открытием новых церквей во все капральства 60 округа был разослан следующий приказ начальника Витебского Округа пахотных солдат Генерал-майора Троцкого:
«31.10. 1836 г., №36.
Государю Императору благоугодно было в Округе военных поселений 1-ой саперной бригады, в коем значительная часть военных поселян с семействами старообрядцы,
повелеть устроить в каждой роте Православную церковь, которые ныне … освящены и производится богослужение.
Устроение такого числа Православных церквей посреди раскольников есть видимое попечение Его императорского величества о обращении старообрядцев на истинный путь к Православной церкви, и … я требую от ротных командиров округа первой саперной бригады полного в сем случае содействия давно мною производимого о внушении старообрядцам правил и Закона Правосл.
Церкви, приглашая их приносить свои молитвы в храмы божии и удаляться невозвратно от ереси.
Также наблюдать за Крещением и приобщением св. тайн детьми их <…>
И приказ сей, как заключающий настоящее действие о извлечении военных поселений из заблуждения, читать почасту при собраниях их...» 61
Военный поселянин, а затем пахотный солдат мог жениться только по разрешению военного командования.
Брак регистрировался в Церковной книге как факт венчания, и молодым выдавалось свидетельство. До 1836 года никаких пометок о вероисповедании военных поселян нет.
К сожалению, в Архиве отсутствуют церковные книги новых ротных церквей 1837 - 1841 годов, кроме Липинишской Равноапостольного царя Константина церкви, записи представляют собой чисто принципиальный интерес - как фиксировался процесс (факт?) «присоединения к православной церкви» с 1837 года.
В записях о бракосочетании уже указывается вероисповедание жениха и невесты, но записи о принадлежности к расколу ни у кого нет, зато каждый либо «обратившийся из раскола к истинной церкви», либо «из раскола присоединившийся к истинной церкви».
В книгах Малиновской св.Ильи и Шкельтовской Николаевской церквей 1842 - 1857 г также отсутствуют записи об изменении вероисповедания староверов, о присоединении раскольников к церкви, хотя есть записи о переходе в греко-российскую веру католиков и лютеран.
С осени 1841 года встречаются и такие записи: «У дочери пахотного солдата Ивана Григорьева девицы Федосьи, раскольницы, незаконнорожденный, прижитый с пахотным солдатом Гаврилом Панфиловым» 67. Федосья не приняла православия, брак не состоялся - ребенок незаконнорожденный при имеющемся отце.
Таким образом, присоединение раскольников к православию происходило при бракосочетании или перед ним под угрозой непризнания законнорожденными их детей.
Этот вывод, сделанный при анализе записей в Церковных книгах, получил подтверждение архивным документом 22 марта 1862 года.
По секретному Высочайшему повелению от 05.03.1828 г. за № 1152-м, которое упоминает Начальник Округов пахотных солдат генерал-майор фон Фрикен в рапорте Директору Департамента военных поселений Господину Клейнмихелю 8 мая 1837 года, всех новорожденных Округа военного поселения крестили в Николаевской церкви. 69
До 1836 года при записи новорожденного отмечалось вероисповедание родителей - раскольников буквой «р».
О постоянном стремлении военного командования вырастить из детей военных поселян и пахотных солдат истинных приверженцев господствующей церкви свидетельствуют и названия утраченных дел Фонда 744 Управления штабов округов военных поселений и пахотных солдат Витебской и Могилевской губ., оп. 2 Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) (предоставленные Еленой Агеевой):
-"О приобщении Св. Тайнам старообрядцев детей мужеска и женска пола" -(л.4), -«Об окрещенных младенцах и присоединении их в грекороссийскую веру» - (л.4 об),
-«О приобщении детей старообрядцев Св. Тайнам» (л. 17),
-«Относительно приобщения детей старообрядцев Витебского округа»- (л. 27, 32 об., 45).75
С открытием же четырех ротных церквей командование потребовало от священников
«за точным исполнением сего (распоряжения) иметь строгое наблюдение, с ответственностью за всякое со стороны их упущение или послабление старообрядцам». 76
На территории Округа находились 3 храма - моленные, кроме Данишевской, были еще Ковалевская и Кривошеевская.
«За сделанным запрещением устроены чугунные и деревянные доски вместо колоколов, в отправлении в них службы не было запрещения»,
- признает Генерал-майор Троцкий 77. И храмы были действующими, о чем говорят многие факты: и младенцев крестили наставники - в 1861 году все они окажутся в списках «совратившихся в раскол» 78
Со строительством 4 православных церквей, с усилением работы по обращению раскольников в истинную веру вопрос о наличии этих 3 старообрядческих моленных на территории Округа остро встал.
Генерал-майор Троцкий лично побывал в старообрядческих моленных в деревнях Данишевке, Кривошееве и Ковалеве, после чего высказал предложение закрыть эти моленные, о чем обратился с рапортом 26.10.1836 г. 80,
но генерал фон Фрикен благоразумно ответил:
« … я нахожу, что предложение генерал-майора о закрытии оных, в настоящее время не может быть приведено в исполнение, ибо....уничтожение моленных возродило бы между ними неудовлетворенность, но её следствием, будут, несомненно, побег и другие беспорядки. По сим уважениям, я полагаю: моленные дома в д. Данишевке, Кривошееве и Ковалёве оставить по-прежнему...» 81
При объезде моленных Генерал-майор Троцкий обнаружил в них рукописные книги:
«Я нашел главные книги, как и Евангелие, рукописными…»
В ответ фон Фрикен отдает распоряжение:
«Имеющиеся при упомянутых моленных церковные рукописные книги, показанные в представленном списке, отправить на рассмотрение в Витебскую Духовную Консисторию, и если они признаны будут Консисторией не вредными, то возвратить по принадлежности. В противном случае, оставить оные в Консистории. Затем местному начальству иметь наблюдение, чтобы впредь при богослужении в моленном доме не были употребляемы церковные рукописные книги, равно и печатные, не принятые в Православной церкви». 83
Перечисленные рукописные книги, отправленные в Консисторию, оттуда так и не вернулись.
Ранее по теме:
1
Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. МогилевЛАГ.1.2
Об "освободителях от польско-литовского ига" и их методах. Цензура.1. 3
Лекарства не помогли. Беларусизация - это беспробудный горячечный бред о поляках и освободителях.4
Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. ПионерЛАГ.1.