Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. ПионерЛАГ.1.

Feb 07, 2016 21:05

В 1828 г. власти Российской Империи на территории "освобожденной от 300-летнего польско-литовского ига" Витебщины организовали настоящий Военно-Православный ГУЛАГ на землях более 250 деревень и единоличных землевладений. Куда, для начала, совершенно насильно были согнаны более 13 тысяч бывших арендаторов этих земель.

ГУЛАГ на Витебщине именовался как Военное поселение 1-й Пионерской бригады.Обозначим его привычно - ПионерЛАГ (или ДинабурЛАГ, ибо располагался он близ Динабурга).

О специфике работ этого ПионерЛага, особенностях и о том, как люди там оказались - в следующей части.А сейчас - про сам контингент "пионеров".

Репрессивно-силовой отбор в "пионеры", как выясняется, проводился не по проф.пригодности, а по сугубо религиозному принципу: около 6 тысяч были католиками, порядка 4 тысяч - староверами, остальные - униатами (греко-католиками) и протестантами (лютеране и кальвинисты).
Причем, работа устроителей ПионерЛАГа (судя по документам) шла в тесном взаимодействии с наследником Тайной канцелярии - 3-м отделением канцелярии ЕИВ и жандармерией. При этом же, из вышеобозначеных новоприобретенных ("освобожденных от ига") российских граждан готовили не только "пионеров", но и попутно перековывали их дремучие и вредные религиозные заблуждения в благодать истинного Православия (в понимании властей Российской Империи).

Вот до такого государственного, казенного масштабного механизма принуждения к правильному поведению польские паны, "300 лет угнетавшие быдло" (как пишут нынче агитаторы русского мира) под чутким присмотром иезуитов с середины 16-го века (с чем нельзя не согласиться в части притеснения православных и протестантов) - точно не додумались! Были индивидуальные подонки, кто спорит, но не государственная машина такого свойства.Притесняли ль в Речи Посполитой некатолические конфессии - да, кто спорит! Системно притесняли. Но не сгоняли ж некатоликов и "католиков не того качества" массово в лагеря на каторжные работы, где только став "католиком истинным" арестант мог получить небольшие послабления....

Ниже - общие сведения про контингент и реплика про один из применявшихся методов улучшения статистики увеличения числа истинноправославных (ВСЕХ родившихся в ПионерЛАГе детей немедленно крестили в Православие армейским способом, причем, ежели родители были неправославные, дитя регистрировалось как незаконнорожденное).

Сразу скажу, что со старообрядцами никакие меры обращения в официальное православие не сработали: став под гнетом лагерных репрессий "временноправославными" (вступление в православие, к слову, не освобождало от ярма, а лишь несколько облегчало гнет), староверы полным составом бывших "пионеров" по факту ликвидации системы военных поселений прервали всяческие контакты с официальной церковью и немедленно обратились с просьбой в властям Российской Империи о дозволении официально удалиться обратно в раскол.


В основном по материалам:

1. Исследование истории возникновения поселения и общины староверов в Данишевке в XVII-XIX веках. И.Кирничанская. Институт Русского культурного наследия Латвии (огромный библиографический и архивный материал)

Оттуда:

...Почему Данишевка исчезла из рапортов Динабургского уездного исправника? Ответ находится вПолном собрании законов Российской Империи, документе № 1837 от 1 марта 1828 года «О исключении из Губернского ведомства назначенных для военного поселения 1-й Пионерной бригады казенных селений Витебской губернии староства Динабургского...» 1

В длинном списке из 260 деревень Динабургского староства значится «деревня Данишевка фольварка Токаришек, предназначенная для Военного Поселения 1-й Пионерной бригады». Это говорит о том, что казенные крестьяне Данишевки получили статус военных поселян.

В 1855 году генерал М.О. Без-Корнилович, называет вещи своими именами: военное поселение в Динабургском старостве создано:
«...для прекращения непрестанных жалоб от крестьян и управляющего ими...» .4.

15 октября 1827 года заведено Дело о составлении статистических сведений Староству Динабургскому, составляется «Статистическое и экономическое сведение Староства Динабургского … из планов Генерального межевания и экономических описей» 6, а Витебский «Гражданский губернатор А.Сорокунский требует от Витебского Уездного Землемера Шмидта донесений об успехах в окончании Плана Староству Динабургскому» 7.

Даются сведения по народонаселению:

«По последней ревизии 1816 года …мужска пола 2896 душ, женска 2381 душа, большая часть русского народа веры старообрядческой, нежели латышов вероисповедания Римско-католического, а также есть поселившись вольные шляхты и мещане, платившие ежегодную аренду за владение землей» 9.

По данным рапорта Динабургского уездного исправника Витебскому гражданскому губернатору за 1827 год на территории военного поселения 1-й Пионерной бригады проживало 2084 староверов мужского пола и 1948 женского пола, всего 4029 человек.

Когда по указу 1 марта 1828 года земли Динабургского староства были переданы под военные поселения, там находились 4 староверские моленные с общинами:
Пантелишская - 394 мужского пола и 392 женского пола (всего 786 человек)
Данишевская - 385 мужского пола и 700 женского пола (всего 1085 человек)
Ковалевская - 622 мужского пола и 145 женского пола (всего 767 человек) Кривошеевская - 683 мужского пола и 711 женского пола (всего 1394 человека) 95.

Кроме староверов, здесь жили православные, униаты, католики, протестанты.

В 1829 году старший священник Василий Лебедев, составляя статистические сведения, сообщал, что за год в Округе военного поселения 1-й Пионерной бригады родилось 238 детей, из коих 45 детей от родителей Греко-Российского исповедания,
11 - от униатов

и 182 - от раскольников, что составляет 76 %. 96

Подводя итоги численности раскольников в 1836 году, начальник Округа пахотных солдат Витебской и Могилевской губерний генерал-майор Троцкий в своем Рапорте генерал-майору Фон Фрикену собщает, что:

«так как существованию военных поселений Витебской губернии исполнилось 8 лет, то и сего возраста (от 1 года до 8-ми лет) детей старообрядцев уже не состоит» 74.

По секретному Высочайшему повелению от 05.03.1828 г. за № 1152-м, которое упоминает Начальник Округов пахотных солдат генерал-майор фон Фрикен в рапорте Директору Департамента военных поселений Господину Клейнмихелю 8 мая 1837 года, всех новорожденных Округа военного поселения крестили в Николаевской церкви. 69
До 1836 года при записи новорожденного отмечалось вероисповедание родителей - раскольников буквой «р».
С осени 1841 года встречаются и такие записи:

«У дочери пахотного солдата Ивана Григорьева девицы Федосьи, раскольницы, незаконнорожденный, прижитый с пахотным солдатом Гаврилом Панфиловым. Федосья не приняла православия, брак не состоялся - ребенок незаконнорожденный при имеющемся отце..» 67
О постоянном стремлении военного командования вырастить из детей военных поселян и пахотных солдат истинных приверженцев господствующей церкви свидетельствуют и названия утраченных дел Фонда 744 Управления штабов округов военных поселений и пахотных солдат Витебской и Могилевской губ., оп. 2 Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА):

-"О приобщении Св. Тайнам старообрядцев детей мужеска и женска пола" -(л.4), -«Об окрещенных младенцах и присоединении их в грекороссийскую веру» - (л.4 об),

-«О приобщении детей старообрядцев Св. Тайнам» (л. 17),

-«Относительно приобщения детей старообрядцев Витебского округа»- (л. 27, 32 об., 45).75

В 1855 году Генерал М.О.Без-Корнилович пишет о населении Округа пахотных солдат: «В Округе жителей обоего пола более 13,000 душ, из них католиков более половины, между православными есть много старообрядцев» 97

21 сентября 1856 года издается Высочайший указ «О передаче округов пахотных солдат в Новгородской, Витебской и Могилевской губерниях в ведомство Министерства уделов». 55

(прим. т.о. Военно-Православный ГУЛАГ был ликвидирован. А что стало с его бывшими обитателями, применительно к конфессиональности? На пока судьба униатов, католиков, лютеран, кальвинистов мне неизвестна, а вот про старообрядцев можно сказать определенно - они вернулись к своей религиозной традиции, - миссия властей Российской Империи по полностью провалилась).

В предписании Министра Внутренних Дел Витебской Губернии Динабургскому Уездному суду 20 февраля 1862 года отмечается, что на территории округа около 500 раскольников, не принявших православия. 98

(прим.: это лишь "официальные" раскольники-староверы, ещё 4193 человека тогда ожидали дозволения "удалиться в раскол", давно прекратив общение с никоновским праославным духовенством):

В 1861 году ни «раскольники», ни «обращенные в православие» в книгах Малиновской Св. Ильи и Шкельтовской Николаевской церкви уже не упоминаются, записи говорят о том, что все крестьяне только православного вероисповедания. Правда, среди них больше нет записей о крестьянах деревни Данишевка и некоторых других.
Почему? Куда они исчезли на сей раз?
Ответ на эти вопросы мы получим из Донесения №3059 1861 года сентября 13 дня Штаб - офицера корпуса жандармов, находящегося в Витебской губернии, подполковника А.М. Лосева, который выполнял поручение Витебского Гражданского Губернатора

«разузнать секретно о причинах отпадения от православной церкви в раскол причисленных к ведомству Палаты Государственных Имуществ двух приходов - Граверского и Шкельтовского».

На месте оказалось, что прихожане не только Граверской и Шкельтовской, но и Липинишской и Малиновской церквей, в общем числе 4193 души обоего пола, которые во время присоединения их из раскола к православной церкви находились в военном ведомстве и составляли округ пахотных солдат, «перестали исполнять обряды православного вероисповедания и подали прошение Его Высочеству Князю Константину Николаевичу и Г-ну Управляющему Министерством Внутренних Дел о дозволении им совратиться опять в раскол». 99

Ранее по теме:

1 Об "освободителях от польско-литовского ига". Военно-Православный ГУЛАГ РИ. МогилевЛАГ.1.2 Об "освободителях от польско-литовского ига" и их методах. Цензура.1.

3 Лекарства не помогли. Беларусизация - это беспробудный горячечный бред о поляках и освободителях.

тайная канцелярия, ГУЛАГ, РБ, РИ, истинное православие, аракчеевщина, тюрьма народов, литература, язык, РМ, цензура, держиморды, военные поселения, ВКЛ, маразм, старообрядцы, охранка

Previous post Next post
Up