Современная массовая культура западного образца в основном
ликвидировала представления о существовании каких-либо неоспоримых истин и связанных с ними абсолютных ценностей. В качестве исключений приобрели бесспорность два постулата. Это, конечно же, собственно тезис об отсутствии упомянутых истин, дабы не утруждать потребителя парадоксом лжеца-критянина, а также утверждение о
самоценности человеческой жизни как последний рубеж защиты индивида от экзистенциального кризиса. Существует, безусловно, также ряд вопросов, рассмотрение которых полагается неполиткорректным; однако активность, проявляемая обществом вокруг этих вопросов, позволяет принять их также в качестве относительных и спорных, не пополняя ими (возможно, пока) этот короткий список исключений.
Итак, ценности, последовательно эксплуатируемые западной культурой на протяжении тысячелетия (религия, семья, работа, народ и т.п.) подвергнуты релятивистской деградации и в связи с этим утеряли способность быть ориентирами для позиционирования индивида в обществе. Новая же ценность, принесенная массовой культурой - человеческая жизнь - совершенно непригодна для какого-либо позиционирования по причине фактического равенства всякого индивида перед её лицом.
В результате этих процессов возникает кризис уникальности: индивид ощущает недостаточность отличия своей позиции в обществе от позиции других индивидов и стремится как-либо компенсировать эту недостаточность. Оборотной стороной, соответственно, оказывается кризис принадлежности, также вызванный девальвацией исторически сложившихся сообществ - семейных, профессиональных, религиозных. Одним из простейших путей компенсации является внешняя индивидуализация, и мы наблюдаем её в форме популярных ныне модификаций внешности - пирсинг, татуировки, «тоннели» и т.п.; этот метод пока распространён более в молодёжной среде. Второй вариант компенсации - демонстрация наличия собственного мнения по возможно большему числу вопросов (учитывая же вышеупомянутый тотальный релятивизм масс-культуры, всякая дискуссия обычно и сводится к такой демонстрации) и группировка в сообщества в связи с этим мнением.
В связи с этим проясняяется одна из важнейших функций масс-медиа в современном обществе: предоставление информационных поводов для самопозиционирующих высказываний. В свете этой функции становится понятнее и принятая ныне форма подачи материала масс-медийными источниками, и феномен «холиваров» в комментариях к такому материалу, и особенности поведения юзеров в сообществах.
Картинка позаимствована с
«Луркоморья», первоисточник установить пока не удалось.
fb