О самоотождествлении

Jun 08, 2013 01:23



Одним из наиболее заметных проявлений сложившегося постмодернистского общества является тотальный релятивизм сознания современного человека. Для индивида этого мира допустимы и равноистинны почти любые точки зрения, вне зависимости от их содержания и авторства. Исключение из этого правила делается лишь для одного случая: априори вне закона высказывание о ложности чьего-либо мнения. Заявление о несогласии с каким-либо утверждением допускается (и поощряется) как частная точка зрения; претензия же на объективность расценивается как агрессия и пресекается незамедлительно.

Хорошо иллюстрирует эту ситуацию такие частные случаи высказываний, как причисление объекта к множеству - операция, традиционно принимающаяся как один из эталонов для определения умственных возможностей человека. Как только множество теряет конкретно-вещественный смысл - «предметы мебели», «обувь» и т.п. - данная операция немедленно теряет не только однозначность, что вполне понятно, но и дискутабельность. Бессмысленно, к примеру, задавать вопрос о том, является ли некий предмет фактом искусства, или же о том, является ли некое «учение» наукой; принадлежность к этим множествам ныне определяется единственным критерием - мнением индивида.
Наиболее ярко данное явление проявляется в случаях, когда объектом причисления ко множеству оказывается сам индивид. Идея существования объективных критериев для самоотождествления с неким множеством отбрасывается как иезуитский формализм; единственным же критерием остаётся акт выбора, сводящийся, фактически, к произнесению вслух формулы самоотождествления. Так появляются «христиане», не знающие о существовании Библии, «учёные», не подозревающие о существовании научного метода познания, «правозащитники» без представлений о законодательстве и прочие забавные персонажи современного мира. Характерно, что попытка оспорить принадлежность подобного индивида к «избранному» им множеству встречает жёсткое сопротивление со стороны не только индивида, но и общества.

В этом ощущается некий исторический регресс сознания, возврат к магическим представлениям о мире, согласно которым поименование предмета способно менять его сущность.

Картинка: «Высокое мнение», художник Евгений Романенко.
fb

Культура, Мысля

Previous post Next post
Up