Минский метрополитен: силуэты новых станций (1981)

May 08, 2012 06:40

Статья И.Козловой "Силуэты новых станций" из журнала "Метрострой" №4 за 1984 год:

Важным штрихом к портрету столицы Белоруссии станут первые метровокзалы (две станции уже переданы в руки отделочников). Архитектурный облик восьми станций пускового участка метро Минска несёт определённую идейную нагрузку, их оформление и названия увязаны с местонахождением на трассе.

Станция "Институт Культуры" (В.Ивлечев - Белгоспроект). Назначение этого подземного вокзала - обслуживать крупный перспективный жилой массив города. Конструкции односводчатой станции - из монолитного и сборного железобетона. Свод, несущий основную художественную нагрузку, "прорезан" в определённом ритме падугами. В его архитектурных элементах предусмотрены плоские декоративные люстры. На торцах перрона - художественные панно из стекла и смальты с включением скульптурных барельефных композиций, идея которых служит белорусской культуре. Стены подземных переходов и кассовых залов также украшены панно. Кассовый зал - колонный. Стены и колонны облицованы мрамором, полы - гранитные.




Односводчатая станция "Площадь Ленина" (Л.Левин, Ю.Градов - Минскпроект). Необычность конструктивного решения - в новой форме свода и в значительной по сравнению с другими станциями протяжённости под землёй (один выход - к железнодорожному вокзалу, второй - на одноимённую площадь); архитектурного - в оригинальной планировке платформенного зала, его освещении, информационной установке и др. Лейтмотив торжества ленинских идей звучит в пламенном сиянии алого знамени из оргстекла с подсветкой в центре станционного вестибюля и в цвете основного облицовочного материала стен платформы - тёмно-красного мрамора. Освещение перонного зала задумано скрытыми светильниками за боковыми надплатформенными карнизами. Последние служат одновременного информационным поясом. Основную задачу в создании образа станции "Площадь Ленина" автор сформулировал так: добиться современности, простоты и своеобразия. И она решена успешно.

Под Центральной площадью Минска строится станция "Октябрьская" (Ю.Вдовин, М.Тренин - Метрогипротранс). На торцевых стенах платформенного зала авторы предложили оформить художественные панно. Реализовать идею воплощённого в жизнь Октября в её историческом развитии - такова, по словам Ю.Вдовина, цель архитекторов и художников проекта. На панно будут отображены революционные события, годы Первых пятилеток, Великая Отечественная война (Хатынь, партизанское сопротивление) и время мирного созидания Белоруссии. Основной материал - плиты из белого мрамора разных оттенков. Высота вестибюля позволит выполнить эти панно строгими и впечатляющими одновременно. Платформенная часть станции - трёхпролётная, из монолитных железобетонных покрытий. Метровокзал будет отделан гранитом и мрамором сортов "коелга", "возрождение", "сюскюнсаари". Колонны подземного вестибюля, облицованные светлым мрамором с вкраплением полос из цветного металла, расширяясь в верхней части, постепенно переходят в свод. Они подчёркивают монументальность станции и в то же время лёгкость её интерьера. В капителях колонн установят основной источник света - люминисцентные светильники. Поскольку "Октябрьская" (так же, как "Площадь Ленина") планируется пересадочной на вторую линию Минского метрополитена, в центре платформы запроектирован лестничный сход.





Колонны станции "Площадь Победы" (Б.Ларченко - Минскпроект) несут на себе не только её своды, но и основную смысловую нагрузку. Поскольку они переходят снизу в электроосветительный колокол, то смотрятся как вспышки победного салюта. Задачу поможет решить неманское стекло. Основной отделочный материал - белый мрамор в сочетании с металлическими полосами должен создавать у пассажиров мажорное настроение торжественности. Полы на посадочной платформе будут выложены из красного, остальные - из серого гранита. Путевые стены украсят фризы с геральдикой на военную тему. На входах в верхнем вестибюле задуманы художественные витражи из стекла. Название станции обязывает ко многому, считает автор проекта, особенно в городе, наиболее сильно пострадавшем в годы Великой Отечественной войны. И мера ответственности архитектора позволила преобразить станцию метро в подземный праздничный зал.

Художественно-декоративное оформление Минского метрополитена исключительно многогранно: сколько станций - столько граней его архитектурного облика. Отличительная черта "Якуба Коласа" (А.Зензин, М.Пирогов - Белгоспроект) - соответствие духу белорусского народа. Именно она выделяет "Якуба Коласа" из всего ряда проектов. Кропотливо, тщательно исследовали авторы материалы для отделки, уточняли детали оформления. И вот принят окончательный вариант: широко использовать керамику, разноцветные в стиле традиции белорусской архитектуры изразцовые плитки, которыми составят национальный орнамент. Его решено расположить в центре подземного вестибюля - в облицовке колонн. Тему народного зодчества подчёркивают оригинальные станционные перекрытия в виде наклонных рёбер, которые ассоциируются с деревянными стропилами деревенских домов в Белоруссии. Декоративные элементы акцентных мест перонного зала, кассовых вестибюлей и подземных переходов посвящены национальной поэзии. Светящиеся структуры в подземных переходах, выполненные из неманского стекла, созвучны белорусскому эпосу и фольклору. Освещение пассажирского зала предусмотрено с помощью специальной установки отражённого света - над путями за боковыми односторонними карнизами и над платформой - за двусторонними карнизами. Для освещения кассовых залов приняты светильники с подвесным потолком из художественного стекла. В отделке станции будут применены естественные материалы - гранит и мрамор. В одном из двух подуличных входов на станцию со стороны ЦУМа разместятся торговые киоски и рекламные витрины-выставки универмага.





Станция колонного типа "Академия наук" (А.Зензин, М.Пирогов - Белгоспроект). Рядом находятся Академия наук БССР, институты и учереждения, которых немало в этом районе центральной магистрали Минска - Ленинского проспекта. Тема оформления станции также отвечает её названию. О дистижениях современной науки, в частности белорусской, подстрочно читаем мы в проекте. Выражает замысел архитектора геометрически строгая форма главного зала, решённая с помощью ритмически повторяющегося ряда плит покрытий. Той же задаче подчинены декоративные панно в подземных переходах и на торцевых стенах в лестничных зонах. Станция будет выполнена в светлых тонах; колонны - из белого мрамора; их углы, цоколи и верх отделаны нержавеющей сталью, цоколи стен - лабродоритом. Полы покроют тёмным полированным гранитом. В конструкции продольных балок подземного вестибюля вмонтируют светильники. Они призваны высвечивать потолок зала, остальная часть которого будет освещена отражённым светом.

Односводчатая станция с двумя подземными вестибюлями - "Парк Челюскинцев" (Б.Юртин - Минскпроект). Четыре лестничных схода расположены по обе стороны Ленинского проспекта. Большую зелёную зону отдыха минчан образуют находящиеся здесь Ботанический сад АН БССР, парк имени Челюскинцев и бульвар по улице Толбухина. Основная тема станции - гимн природе. Ей подчинён цвет облицовки путевых стен платформенного зала - серо-зелёный гранит. На торцевых стенах перонного вестибюля будут выполнены из декоративной керамики животные и растения. Свод станции расчленён крупными элементами, которые в сочетании с продольными нишами придают ей своеобразный облик. Большую роль в художественном оформлении должно сыграть освещение. В центральной части свода с шагом 12 м разместят люстры из неманского стекла в соответствии с ритмичным членением свода.




Своеобразным памятником дружбе русского и белорусского народов станет станция колонного типа "Московская" (Л.Погорелов - Минскпроект). Художественное оформление её соответствует традиционной характеристике Москвы как белокаменного города: основной облицовочный материал стен и колонн вестибюлей - белый мрамор "коелга". Из этого мрамора на путевых стенах платформенного зала будет выложена плитами композиция на тему Москвы - "Москва в дымке". Для отделки колонн, пола и некоторых декоративных элементов зала принят металл золотистого цвета. Его блеск и торжественность тёмно-красного гранита на полах явятся контрастом превалирующей светлой гамме красок. Для освещения всех помещений станции предложен единый приём - подвесной потолок в кессонах перекрытия из белого оргстекла, дающий рассеянный свет. В подземных переходах стены будут облицованы полированным светло-серым гранитом, ступени и лестничные площадки - тёмно-красным.
 

Минск, проекты, Минский метрополитен, метро

Previous post Next post
Up