Здесь был поднят вопрос, почему в последние шесть дней Песаха читается неполный Аллель . Не связано ли это с нашей скорбью по потопленным египтянам. В Шаббат покапался в умных книжках, и такая получается картина.
1. Большинство комментаторов к ША (ТАЗ, АГР"А, Мишна Брура) действительно приводят факт потопления египтян как причину укороченного Аллель (Мы не можем читать полный Аллель в Седьмой День Песаха, тогда и в холь-а-моэд будет неприлично читать Аллель пoлнее, чем в последующий праздник). Арух аШульхан замечает, что эта причина есть ДРАШ, а не "икар адин" (основная, необходимая и достаточная причина). Основная причина вычитывается из Гемары, трактат Арахин
в конце страницы 10а:
מאי שנא בחג דאמרי' כל יומא ומאי שנא בפסח דלא אמרינן
כל יומא דחג חלוקין בקרבנותיהן דפסח אין חלוקין בקרבנותיה
Получается, что причина - техническая. В Песах, во все дни один и тот же Мусаф, то есть все дни Песаха рассматриваются как один "моэд" растянувшийся на 7 дней. В то время как в Суккот, каждый день - отдельный Мусаф и отдельный праздник. Почему же читается хотя бы и неполный Аллель? Такова традиция, праздничный день, стоить восхвалить Вс-вышнего.
2. Тогда зачем же нужен драш с утопленными египтянами? Можно было предположить, что в последний день следует читать Аллель за чудесное спасение. Но нет, Освобождение как таковое мы уже отметили в первый день праздника - Агадой, Седером, вином, мацой и серией Аллель, получится, что в последний день мы веселимся, через Аллель-песню, исключительно по поводу смерти наших врагов, а это делать нельзя - "падению врага твоего не радуйся". Это же ответ для тех, кто хочет заменить благословение последнего дня Песаха с "время освобождения нашего" на "время радости нашей".
3. Вывод. Должно в полном объеме радоваться нашей свободе, и гибель врагов не должна эту радость омрачать, однако из гибели врагов как таковой не следует делать праздника. Отмечу, что никто из комментаторов ША не объясняет выливание вина из второго стакана седера скорбью по погибшим в ходе казней египтянам, - все говорят про "палец Вс-вышнего", Его меч, тайный смысл и пр. Также никто не предлагает укоротить из-за их смерти Галлель в первый день (или в Хануку, или скорбить об убитых врагах в Пурим, или День Независимости )