Горыныч на Алтае (ВелоСГАУ-2015) ч.5

Было и такое...

1. Вновь утро и завтрак

3. Куда же без фото из палатки

4. Поели, собрались и полетели. Дорога наша пролегает между горами Согучак и Конабель. Вновь обратимся к специалисту по топонимике alexpsw . В пути иногда были намеки на дождь, но если остановиться хотя бы на 5 минут под ним, то  оставался след от велосипеда

6. А это руль Лехи

7. Передышка

8. Еще одна высота

9. На которой нас застал ливень

11. Есть разная ягода

13. В том числе и съедобная

14. А мне под дождем так-то хорошо

15. 10 минут ливня и вновь солнце.

16. Укрытие велосипедов и одновременно дождевой водосборник

17. Заменяем воду из речки на дождевую воду

18. 5 минут солнца и дорога уже парит и подсыхает

19. Едем дальше

20. Спуск не успел полностью просохнуть, да и скорость на спуск украсили одежду тех, кто не имел крыльев. Пересекли реку Юзеля.

21. Типа улыбнулся

22. Подъезжаем к поселку, как потом выяснилось крайнему на несколько дней

25. Уймень (вновь вопрос к alexpsw ) поселок и река имеют одно название

26. Родник

29. Так как все прошлые встречи с местными нам советовали обратиться к варианту с проброской на авто, то сразу, въехав в поселок и увидев шишигу, двинулись к ней. Но хозяев не оказалось.

30. Ищем дальше транспорт и магазин с продуктами

33. Узнали, что есть только одна семья, у которой есть уралы для переправы. А так как из графика чуть-чуть выбились, то решили подождать, когда хозяева приедут на обед, и воспользоваться проброской.

34. Приехали парни на тракторе. Рассказали о том, что до Суучаака (к alexpsw) есть дорога(на картах смогли найти уже после похода, и то 1964 год, а соответственно в походе ни на навигаторе, ни на печатных картах его не было. Догадывайтесь, что нас ожидало впереди...), но на Урале они там не пройдут, так как колея большая, а на велосипеде реально. Максимум могут помочь в переправе через реку, а там уж сами.

35. Макс разведал вместе с одним из парней дорогу к переправе.

36. И мы сразу двинули в путь. Если Урал проедет, то и мы сможем перебраться, чего же людей напрягать, тем более Урал надо дособрать.

37. Вот такая дорога вела нас вперед

38. и вывела к реке Уймень

39. Река бурная

40. Поэтому надо, как минимум найти места, где можно пробросить веревочную переправу, а как максимум - найти мелкое дно.

41. Но самое сложное - это узреть, где пролегает подобие дорогие или хотя бы направление, так как вода и ветер заметают все следы.

42. С Лехой одели обвязки со страховкой, так как местами могло с ног сбить и быстро утащить вниз по течению.

46. Опять накатил дождь, но это не мешало обследовать русло реки Уймень

48. Вновь солнце, а мы всё еще в разведке.

50. И тут слышим, что нам кричат что-то про трактор. Мы спешно вернулись. Оказывается мужики ехали на лесопилку и могли нас захватить с собой на ту сторону реки. Чем мы и воспользовались.

51. Имеющуюся веревку натянули по бортам, так как прицеп предназначен был только для бревен, а растерять вещи не хотелось.

52. Видео переправы Вы видели в начале поста.

54. Вот русло реки, которая по весне и в сильные дожди разливается во всю ширь!

56. Алтай - прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 году до н. э. древние тюрки создали свое государство - каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире термина «алтайская семья» языков (куда входят 5 больших групп: тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки, родство с двумя последними группами гипотетично) и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению - алтаистике.

57. Алтай в силу геополитического расположения - центр Евразии - в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры.

58. Длительное время Алтай был центром государства калмыков - Джунгарского ханства. Русские первопроходцы называли алтайцев белые калмыки. Под властью джунгаров южные алтайцы (алтай-кижи, телеуты и теленгиты) находились до 1756 года, а затем после падения Джунгарского государства добровольно стали подданными Российского государства. В отличие от них северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) значительно раньше вошли в состав России. Находясь под «высокой рукой» белого царя, свыше ста алтайских волостей, улусов и аилов платили ясак в его казну. Став подданными русского государства, население Алтая оградило себя от посягательств иноземцев, а главное - избежало физического уничтожения со стороны цинских войск.

59. Равноправными языками в Республике Алтай являются русский и алтайский.

66. и это тоже заливается!

67. С ней шутки плохи

76. Это дорога ведет к нашему месту высадки

78. Выгрузились мы все равно на краю русла реки. Камни, песок и бревна, а кругом деревья - так можно описать нашу полянку для обеда.

79. Камни тут разные. Одни нарезаны, как хлеб.

80. Других обработала вода

81. А третьи напоминают ствол дерева в разрезе.

89. Макс сушит тент, перетаскивая с места на место.

91. Подготовка к плотному обеду.

96. Кто-то уже не может ждать, когда будет готова еда!

98. Доедаем крошки, допиваем чай и вновь в дорогу. По карте нам до Суучаака оставалось все ничего, как мы думали...

99. Даже ромашки успели собирать.

100. Нам предстоял перебраться через Сумультинский хребет. находится в северо-восточной и центральной частях Горного Алтая. По вершинам хребта проходит граница Чойского и Турочакского районов Республики Алтай (в северной части хребта), граница Чойского и Улаганского районов (в центральной части хребта) и граница Онгудайского и Улаганского районов (в южной части хребта) и является одним из самых протяженных хребтов Алтайских гор. Его средние высоты превышают 2500 м (высшая точка - 2756 м). В северной части хребет разделяет реки Уймень (с запада) и Пыжа (с востока). На хребте берет свое начало реки Уймень, Чебдар и множество мелких рек. На хребте и у подножья хребта находятся значимые озера: Уймень и Салкел и масса других озер.
Вершины северной четверти хребта невысоки и полностью покрыты лесом, в остальной части хребта они безлесые. В самой северной четверти на хребте преобладают береза и пихта, во второй четверти пихта и кедр. В южной половине лесов мало, они растут исключительно по берегам рек и представлены лиственницей и кедром.
Через хребет не проходят автомобильные дороги. Тропы присутствуют в основном в долинах рек.
По этому хребту и проходит граница Чойского и Турочакского районов Республики Алтай.

101. Я уже давно забыл про то, что обувь мокрая.

102. В гору уже шли пешком, так как ручей размыл дорогу и оголили все камни, что мешало спокойно крутить педали.

103. Хотя были и те кто продолжал ехать дальше.

104. И я в том числе, так лучше медленно ехать, чем идти.

105. В памяти держали маршрут от местных и поглядывали в навигатор и карту. Но у одной развилки все-таки ошиблись, так как пошли по более проезжей дороге. Вышли мы на лесопилку, удивив мужиков. Они нам сообщили, что мы ошиблись развилкой пару километров назад, но так как они уже завершали рабочий день, то предложили вместе вернутсья к нужной развилке.

106. Куда ж деваться, теперь обратно едем. Хотя бы спуск.

107. Добрались до развилки, попращались, пожелав друг другу удачи. Метров через 300 была небольшая полянка, на ней и остановились, так как уже стемнело. А в горах это происходит очень быстро.

108. Перекусили и легли спать. За ночь разок пришлось выскочить из палатки, так как услышал шорох, а на вопрос, кто не спит - тишина и даже шорох прекратился. Но никаких гостей в лагере не увидел, да и следов их пребывания не было. Значит кто-то из своих в палатках "шуршит во сне".

...Запись из книги летописца...
Шестой день похода.
Проснулись в самую рань. В шесть где-то. Плотно позавтракали, а собирались как обычно. Хоть и долго, зато тщательно. Слепни. О, эти слепни. Хуже комаров. Их было-то как комаров. Мы отбивались, как могли. И снова в дорогу. После некоторого подъёма снова начался спуск. Ну, как начался. Должен был начаться. Но вместо него начался дождь. И мы ныркнули в удачно стоявшую рядом беседку, предусмотрительно спрятав велы, какие успели, под тент. То, что не успели спрятать, затащили в беседку. Дождь..Это был настоящий ливень! Давно не видели таких обильных дождей. И таких чистых. Как только он прекратился, мы кинулись к велосипедам, а в тент набралось немало дождевой воды. Что сделать с ней? Правильно, выпить, что не выпьется - вылить. Так мы и сделали. После счастливого спуска мы таки добрались до главного пункта в нашем походе - посёлка Уймень, после которого нас ждал перевал. ПЕРЕВАЛ. Нашей целью было найти машину, которая перевезёт через реку. В селе сказали, что такие машины есть, но хозяев надо подождать, когда они приедут, так как все мужчины на работе на лесопилке, а сейчас должны приехать на обед. Мы подождали немного. Захотели с девчонками в магазин зайти, но он оказался закрыт. А когда молодые люди подъехали, то рассказали, что на своём «Урале» там не проедут. Пришлось ехать самим. Тут начались те самые «нехорошие места», которые должны были предупредить путников о том, что НЕ НАДО ТУДА ЕХАТЬ. Лужи, заболоченная дорога, грязь. Но это была дорога. И вполне проходимая. Когда мы подошли к реке, поняли, что имели ввиду местные жители. Закрапал дождь. Пришлось натянуть тент. Рома пошёл искать место для перехода реки в брод и взял с собой Лешу и Макса.

…Вода кипела. Преодолевая пороги и камни, она взмывала вверх. Ничто не было для неё преградой. Говорливая, скорая, сильная, она неслась вдаль. Необыкновенная мощь наполняла её жилы - здесь правила она. Она кормила, она помогала, она устрашала и уносила за собой. Настоящая живая артерия - горная река. Сосны взмывали к небу, ограждая сестру от нежданных гостей, пытаясь удержать её в русле, но, своенравная, она распахивала каждый раз свои объятья для тех, кто жаждал острых ощущений. Красива. Сильна. Бурная река…

Мы скучали и играли в полюбившийся нам «контакт». Но вдруг из-за деревьев показалась собака. За ней неспешно тарахтел трактор. С прицепом. Большим. Мы аж подпрыгнули от радости и начали скакать, чтобы остановить его, привлекая внимание. Мужчины, сидевшие на машине, согласились перевезти нас на другую сторону. Тут и мальчики наши подоспели. Мы шустро загрузились на прицеп, сели и поехали. Это было..непередаваемо. Мы ехали через реку, чрез которую просто невозможно было бы так просто пройти, течение невероятно сильное, вода холодная. Но нас перекинули на другой берег, мы были счастливы. Невероятно. Собака, как ни в чём не бывало, бежала вслед за хозяевами. Мы выгрузились, и решили пообедать. Место живописное нам досталось. Как справедливо заметили ребята, каждая новая стоянка и остановка в ещё более красивом месте. Река, вернувшаяся в русло, открыла каменистое дно, укрытое местами принесёнными издалека стволами деревьев. Мы устроили на них обеденный стол. Камни были необычны: пастельные лазурные, розовые, мятные, фиолетовые… Но это только пока сухие. Пообедали, собрались и снова в дорогу. Доехали до нужного поворота и столкнулись с развилкой. Пока думали, куда ехать, рвали ромашки. Их там тоже куча. Решили повернуть налево. Сначала там была дорога. Потом началась грязь и глубокая, заболоченная колея. Потом камни, по которым стекала вода. Вот что примечательно - на протяжении всего времени с нами вода и пока что она, хвала богам, есть. Мы так поднимались очень долго, мучительно. Считали развилки, думали, куда идти, снова шли. Всё это время нас сопровождали слепни и жара. Когда начало вечереть, мы поняли, что заблудились. Однако продолжили путь. И нашли людей...на лесопилке. К нам вышел человек, рабочий, и предложил помочь. Он вывел нас к нужному повороту, объяснил, где мы можем заночевать и куда нам дальше держать путь. Мы добрели до очаровательной полянки с длинным столом и пеньками вместо стульев, кучей дров и местом для палаток. Пока ребята ставили палатки, мы ходили за водой и разбирали вещи. В ручейке, где мы набирали воду, было много, очень много мааааленьких рачков. Из-за этого вода будто кипела, киша этими очаровательными созданиями. Но воду Максим набрал чистую, так что мы не волновались. Поужинали и легли спать, может не совсем довольные и уставшие, но верящие в новый день.

Вот трек третьего ездового дня. Выложил на сайте проекта "Навигатор".