Ахелой и Геркулес, Томас Харт Бентон, 1947
Иногда название картины ничего не говорит. Однако, сама картина завораживает. И непонятность содержания только увеличивает волшебное воздействие изображения. А потом каким-то образом становится ясным и название картины, и её символизм. Очарование первого впечатления от этого только увеличивается. В нынешней прогулке по музею у меня уже был такой «солнечный удар», скульптура с названием, которое тоже отсылает к античной мифологии, «
Венера и Адонис». Ах, какая красивая женщина! С какой любовью она смотрит на юного любовника! А главное - ей уже наперёд известна их будущая короткая совместная жизнь и его ранняя трагическая смерть.
Картина занимает всю стену!
Картину «Геркулес и Ахелой» художника Томаса Харта Бентона в музейном зале не заметить невозможно. Внушительный размер - 159.6 сантиметров в высоту, 671.0 сантиметров в длину. Чтобы показать масштабность картины, приходится фотографировать её, прижавшись к противоположной стене.
Размер имеет значение! Картина была написана в 1947 году как
мурал (настенная роспись) для универмага в Канзас-Сити, который специализировался на продаже готовой одежды для женщин. Женщины на картине есть, женская одежда тоже присутствует. И тема картины, хотя и базировалась она на древнегреческом мифе, была весьма актуальна для родного штата художника, Миссури. Экономика которого в то время базировалась на сельском хозяйстве, да и сейчас это - сельскохозяйственный штат. Основой же земледелия в этом районе Среднего запада были воды двух рек, Миссури и Канзаса. Именно в это время, после войны, Инженерные войска США начали сооружение дамб и каналов, чтобы устранить частые катастрофические наводнения двух названных крупных рек и привести их воду на поля.
Томас Бентон в своей картине выразил и восторг крупными инженерными работами, и надежду на радужное будущее, которое будет обеспечено этими грандиозными работами. Самовыражению ничто не мешало. Он уже слыл среди профессионалов рядовым художником из далёкой глубинки, который ничего выдающегося не нарисует, поэтому не стремился никому ничего доказать.
Профессионалы ошиблись. Томас Бентон стал заметным явлением в американском искусстве 20-го века. Со своим видением мира и своим стилем. И с картинами, выставленными в крупнейшей национальной художественной галерее.
А вот дальше для понимания картины необходимо знание мифического сюжета. Кто такой Геркулес, он же Геракл, все знают: силач, герой и полубог, сын Зевса, совершивший множество подвигов. Вот один из таких подвигов изобразил на своей картине Томас Бентон.
Видите в центре картины мускулистого по пояс обнажённого мужчину, который держит за рога могучего и упрямого быка? Это Геркулес. В быка же превратился бог рек и потоков Ахелой. Он рогами прорывал в земле новые русла, вызывая изменения течения рек, а следовательно, потопы.
Сила Геркулеса в этом сражении оказалась больше силы упрямого быка. Геркулес укротил противника, обломав ему один рог. Однорогий бык - это уже не столько страшно, сколько смешно. Чтобы не выглядеть несуразно, Ахелой обменял у победителя свой рог на знаменитый рог изобилия, который выпросил у богини-козы Амальтеи. Да, и такие персонажи, одушевлённые животные, встречаются в древнегреческих мифах. Эти ребята были такие затейники! Чего только не напридумывали!
Рог изобилия уже подарен, и изображён на картине чуть правее эпического сражения. И уже сыплются из него всякие плоды земли. Но люди не прочь и сами трудиться на облагороженной земле. Тут тебе и фермер, собирающий кукурузу в правой части картины, тут тебе и снопы пшеницы, выставленные в левой части. В центральной части картины трудятся дровосеки, а вон, на горизонте, приветственно размахивает своей
стетсоновской шляпой ковбой. Неподалёку в зелёном лесу - ферма: дом и рядом с ним - резервуар для воды. Напоенная земля плодоносит, а по укрощённой реке плывет пароход. Его можно разглядеть в правой части, где фермер убирает кукурузу. Изобилие и плодородие, почти как на ВДНХ.
Следует сказать, что в 1947 году в США изобилие и плодородие ассоциировались с
планом Маршалла американской помощи в восстановлении Европы, разрушенной едва ли не до основания.
Можно сесть напротив картины и получать эстетическое удовольствие, разглядывая её издалека. А можно подойти поближе и прогуливаться вдоль почти что семиметровой картины, отыскивая всё новые подробности, и понимая, что Геракл - это герой, и Ахелой - та ещё силища, но картина, конечно, совсем не про античность, а про самую что ни на есть современность. Воля и труд человека дивные дива творят!
10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Всему голова 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Венера и Адонис 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Пурпур ей к лицу 10.04.2024. Разные картины из Смитсоновского музея американского искусства в Вашингтоне 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Охота на бизона 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Геркулес и Ахелой За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)