Революционный романтик
Владимир Маяковский призывал читателей жить с размахом "чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела" Как и положено романтику, не заметив, что с воплощением в важные предметы, вернее в их названия, могли возникнуть некоторые курьезы.
В прославлении ученых и изобретателей особых проблем бы не было. Кому не известен закон Архимеда,
пистолет "Кольт" или же дизель-мотор? А вот с врачами выходило гораздо хуже. Не очень-то приятно воплотиться в какую-нибудь поганую болезнь Альцхаймера или же в смешной медицинский прибор, вроде кружки Эсмарха. Посему медики - народ циничный. За славой не гонятся и свою долю предпочитают взять деньгами.
Впрочем, иногда слава настигает их самым неожиданным образом. Расскажу-ка я вам историю жизни доктора Эрнста Грэфенберга (Ernst Gräfenberg) (1881-1957), блистательного ученого и знаменитого врача.
"Знаменитого врача?" - удивится большинство моих читателей. Они вряд ли даже слышали о докторе Грэфенберге. Впрочем, о двух его открытиях знает по крайней мере половина человечества. А именно, прекрасная его половина.
Потому что доктор Грэфенберг был гинекологом и одним из первых сексологов тоже.
Он родился в еврейской семье в небольшом городке Адельбзен неподалеку от Гётингена, а медицине обучался в Гётингенском и в Мюнхенском университете. Получив в 1905 году врачебный диплом с отличием, Э.Грэфенберг начал работу в университете Вюрцбурга на офтальмологическом отделении. Вполне возможно, он стал бы выдающимся глазным врачом. Но судьба слегка перетасовала карты. Грэфенберг переезжает в Киль и начинает работу на акушерско-гинекологическом отделении медицинского факультета. Кильского университета. Здесь он проявил себя как замечательный врач и как выдающийся исследователь в области гинекологии. Благо, исследовать ученому-медику в этой области было что. Ведь гинекология в конце 19-го - в начале 20-го века только-только превращалась из ремесла повивальных бабок в отдельный раздел медицины.
С 1910 года Э.Грэфегберг становится гинекологом в больнице берлинского пригорода Шёненберг. Работая здесь он, среди прочего, предложил первый в мире тест на беременность.
Во время Первой мировой войны Эрнст Грэфенберг становится военным врачом на восточном фронте. Но даже в ходе боев он помнит о своей специальности. В саквояже Грэфенберга среди прочего - родовспомогательные инструменты, с помощью которых он неоднократно принимал роды у русских и польских женщин.
После войны Грэфенберг продолжил свою работу и клинические исследования в больнице другого берлинского пригорода, Шарлоттенбурга. Здесь среди прочего доктору Грэфенбергу приходилось делать аборты бедным женщинам (и не бедным тоже!). В результате чего он всерьез задумался о необходимости более гуманного способа контроля рождаемости, поскольку аборты не только убивали нерожденных детей, но еще калечили психику женщин. Эффективные методы контрацепции, по мнению Э.Грэфенберга, должны были стать самым важным инструментом в лечении у женщин психосексуальных расстройств.
В 1928 году он предложил один из первых эффективных внутриматочных контрациптивов, кольцо Грэфенберга, Этот контрацептив представлял из себя спираль из сплава серебра и меди. Спираль сворачивалась в виде кольца, а кольцо это помещалось в полость матки. Таким образом, она механически препятствовала "свиданию" яйцеклетки и сперматозоида. Кроме того, металл сплава изменял кислотность поверхности матки. Это во-первых, снижало скорость движения сперматозоидов, а во-вторых, препятствовало закреплению яйцеклетки на поверхности матки. Так обеспечивалась тройная гарантия того, что сперматозоид не оплодотворит яйцеклетку, и что беременность не наступит. Кольцо Грэфенберга без существенных изменений использовалось в гинекологии до начала 1960-х годов.
Обычно изобретения, предлагаемые врачами, принимаются если не "на ура", то с пониманием. Доктор зря лекарство не пропишет! Однако, изобретение доктора Грэфенберга вызвало много возражений со стороны политиков и религиозных авторитетов. Оспаривалось, во-первых, само право женщины заниматься планированием семьи. А во-вторых, необходимость, правомерность и приличность пропаганды такого планирования. Заметим, что все протестанты были мужчинами.
Кстати, доводы, которыми пользовались в 1920-х годах приверженцы планирования семьи, тоже вызвают нынче некоторую оторопь. Рассуждения о необходимости планирования рождаемости касались в первую очередь представителей неимущих классов и "неправильных" рас. Так что еврея Эрнста Грэфенберга, заварившего всю эту кашу, косвенно обвиняли в расизме. Тяжело остаться добрым доктором Айболитом, работая в медицинской отрасли, столь серьезно затрагивающей не медицинские интересы людей!
В 1933 году доктор Э.Грэфенберг на себе испытал последствия внедрения в жизнь "единственно верной" расовой теории. После того, как к власти в Германии пришли нацисты, еврея Грэфенберга уволили со всех занимаемых постов. Друзья, уже покинувшие Германию, убеждали профессора эмигрировать. Однако, Грэфенберг успокаивал их (а главным образом, себя) тем, что и у нацистов есть жены или любовницы. Так что его знания и опыт окажутся полезным даже новой, антисемитской, власти. О, как это напоминает рассуждения профессора Преображенского из "Собачьего сердца"!
И как последующая судьба Эрнста Грэфенберга намекает нам на то, что могло бы произойти с очаровательным героем М.Булгакова, пожелай писатель немного раздвинуть временные рамки своей повести! В 1937 году профессора Грэфенберга арестовали. Ему инкриминировали чистую уголовщину: попытку вывезти из Германии ценную коллекцию марок. Кто знает, может быть именно так какой-то нацистский начальник расплатился со знаменитым гинекологом за оказанные услуги? Потому что, если бы дело Грэфенберга проходило не по линии криминальной полиции, а по линии гестапо, усилия его зарубежных друзей, направленные на его освобождение, оказались бы напрасными.
А усилия эти были велики. К делу подключилось не только Международное сексологическое общество, членом исполкома которого был Э.Грэфенберг. Консульство США по дипломатической линии начало переговоры об освобождении профессора из тюрьмы и предложило германскому правительству серьезный денежный залог за это освобождение. Более того, в Германию приехала Маргарет Сэнджер (Margaret Higgins Sanger) (1879 - 1966), лидер американской лиги контроля за рождаемостью. Эта женщина обладала огромной "пробивной способностью", а главное, была в чести у нацистского руководства Германии. В 1940 году профессор Грэфенберг был освобожден и эмигрировал в Калифорнию, проделав для этого путешествие через Россию и Японию.
Когда Э.Грэфенберг попал в США, ему было почти 60 лет. Казалось бы, карьера врача закончена. Можно быть только "свадебным генералом". А вот и нет! В 1941 году он сдает американский медицинский экзамен и становится практикующим врачом. А в 1950 году делает революционное (без всяких оговорок) открытие.
Грэфенберг исследовал проблему женского оргазма. "Тоже мне проблема!" - скажут некоторые остряки. - "Да у женщины, где не коснись, везде эрогенная зона! То ли дело у суровых мужчин! У них все сосредоточено в одном месте, которым они то и дело гордятся"
Профессор Грэфенберг обнаружил, что и у женщин имеется заветное место, "заводящее" их по полной программе. Этим местом оказалась точка, в которой сходились все нервные окончания, идущие от тканей, устилающих поверхность женской вагины. При раздражении этой точки женщина испытывает оргазм, сравнимый по силе с мужским. При этом медики обнаружили у женщин явления, схожие с мужскими эрекцией и эякуляцией. Эту точку в 1982 году назвали в честь профессора Грэфенберга точкой G.
Но, как обычно, у женщин все оказалось не проще, а сложнее. Выяснилось, что не всякая женщина бурно реагирует на раздражение точки G. И не всякий раз. А у некоторых женщин эту точку так и не обнаружили. Мужчины тут же заявили, что пресловутая точка - происки феминисток и потакающего им профессора Э.Грэфенберга. Но женщины уже зажглись и захотели... О, сколько революций начиналось таким образом! Второй этап сексуальной революции в 1970-х - 1980-х годах прошел под знаком поиска пресловутой точки G. Мужчин учили искать ее, стимулировать ее, доводить тем самым женщин до "настоящего" оргазма, а главное, гордиться своими успехами в этом многотрудном деле.
Сам же доктор Эрнст Грэфенберг закончил свою медицинскую практику в 1953 году. И не по собственному желанию, а потому, что у него обнаружился синдром Паркинсона. Вот опять, возвращаемся мы к началу статьи. Мечтал ли английский врач Джеймс Паркинсон (James Parkinson) (1755 - 1824), чтобы его именем назвали серьезное заболевание центральной нервной системы, им же открытое?
Статья опубликована на сайте
Школа жизниПолезные ссылки:
- Почему точка G так называется?
- Наиболее полная и научная биография Э.Грэфенберга в Интернете. (англ.)
- Оксана Губчакевич. Сексуальный клад доктора Грэфенберга.
- Биография Маргарет Сэнджер, основательницы лиги контроля за рождаемостью
- Он существует: Краткая история бизнеса на женском оргазме