Как изобретали швейную машину?

Jul 29, 2012 00:10


В центре Вены, на Карлсплац, посреди зеленого скверика стоит бронзовый бюст, тоже изрядно позеленевший. Бюст поставлен в память Йозефа Мадершпергера (Josef Madersperger) (1768 - 1850), изобретателя швейной машинки.

Думаю, что для большинства моих читателей надпись на этом памятнике - откровение, так же как и даты, свидетельствующие о том, что швейная машинка была изобретена во времена Наполеона. А если учесть, что имя Мадершпергера практически никому из нас не известно, закрадывается в голову мысль, что Австрия, вроде давнишнего Советского Союза, устроила в свое время битву за приоритеты в науке и технике. А дошлые историки отыскали в архивах забытого изобретателя, который всем говорил, что хочет изобрести швейную машину, и у которого дальше эскизов и чертежей дело не пошло.

Но оказалось, что дело обстояло и сложнее, и интереснее.  Процесс создания швейной машинки был отчасти похож на процесс изобретения самолета, у которого, строго говоря, нет одного-единственного изобретателя. Те же братья Райт - не первые и не последние в целой шеренге героев-первооткрывателей и смельчаков-испытателей из разных стран.

Точно так же, среди тех, кто пытался механизировать труд портных - изобретатели и механики из самых разных стран. Первым в этом строю называют Чарльза Вейсенталя (Charles Weisenthal). Фамилия сразу же выдает в нем немца Карла Вайзенталя, эмигрировавшего из Германии в Великобританию. В 1755 году он получил британский патент на необычную иглу. У иглы этой было два острых конца, а ушко для нитки находилось посередине. Такую иглу можно было бы использовать для шитья с помощью специального механизма. Сам же этот механизм,  скорее всего, так построен и не был.

В 1790 году англичанин Томас Сент (Thomas Saint) получил патент на первую в мире швейную машину. Сама машина не сохранилась, но по дошедшим до нашего времени чертежам смогли сделать ее модель. Машина эта  сшивала  ткань или кожу. Судя по всему ее как раз и использовали для пошива сапог. Иглы в машине не было, дырки проделывались специальным шилом. Через них вручную протаскивалась  нитка. Затем ткань или кожа сдвигались (опять-таки, вручную)  вперед на длину стежка. Снова делалась дырка, нитка на этот раз пропускалась снизу вверх. Таким образом копировались движения, которые производит портной, сшивая два куска материи.

Я не для красного словца сравнил изобретение швейной машинки с изобретением самолета. Еще на заре авиации стало ясно, что не следует копировать крылья птиц и создавать махолеты. Точно так же изобретатели  швейных машин постепенно стали понимать, что их изобретение не должно копировать действия человека-портного. Уже упомянутый Йозеф Мадершпергер, которого австрийцы почитают как изобретателя швейной машины, всю жизнь и все свои средства положил на создание, пожалуй, самого сложного "механического портного". В 1815 году он подал патент на швейную машину, а затем бОльшую часть своей жизни занимался ее совершенствованием, потратив на это также изрядное количество денег. В 1841 году опытный экземпляр этого  серьезного агрегата был представлен на промышленной выставке и получил там бронзовую медаль. Однако изобретатель так и не нашел производителя для своего изобретения. Единственный экземпляр швейной машины Й.Мадершпрегера находится нынче в Венском техническом музее. И, кстати, в рабочем состоянии!

Одна из любимых баек патентоведов - история о том, что изобретатель швейной машины И.Зингер запатентовал не саму машину, а швейную иголку с отверстием для нитки у острого конца, и уж этот патент никто не смог обойти. Эта байка весьма далека от реальности. Не И.Зингер изобрел иглу, которая до сих пор "трудится" в швейных машинах, а Йозеф Мадершпрегер первый использовал такую иголку в своем "механическом портном".

Приблизительно в то же время француз Бартелеми Тимонье (Barthélemy Thimonnier) (1793  - 1857) построил у себя на родине первую в мире действующую швейную машину, и не одну. Тимонье предполагал получить правительственный заказ на пошив военной формы. По его мнению, для такого массового производства стоило оборудовать "механическими портными" специальную мастерскую. Машина Тимонье была сделана из дерева и использовала специальную иголку с крючком на конце. Иголка прокалывала ткань, крючком захватывала нить и протаскивала ее через сделанное уже отверстие на другую сторону ткани, образуя петлю. Через эту петлю проходила следующая, фиксируя таким образом, предыдущий стежок. Машина Тимонье считается первой действующей швейной машиной. Самолет наконец-то оторвался от земли! Но... Прослышав об изобретении Тимонье, соседи-портные, боясь потерять свой заработок, сожгли мастерскую со всеми установленными в ней машинами.


В 1834 году свою швейную машину спроектировал американский изобретатель Уолтер Хант (Walter Hunt) (1796-1859).  Фактически в здесь уже были все узлы современной швейной машины: специальная игла с ушком у острия, две шпули с нитками, находящиеся по разные стороны от сшиваемых кусков ткани, и челночный механизм, фиксирующий стежок, протаскивая вторую нить через петлю сделанную из первой нити.

Хант запатентовал свое изобретение, но так и не создал действующую швейную машину. Почему? Он боялся, что такая машина лишит работы множество женщин-швеек. Безработица! Социальные потрясения! Проклятия изобретателю, как главному виновнику всех бед! Оно ему нужно?

Тем более, что в голове Ханта идеи буквально роились. Он оказался одним из первых изобретателей автоматического оружия, придумав механизм перезаряжания для винтовки Винчестера. А еще в 1849 году он придумал английскую булавку, которой мы пользуемся до сих пор. Почему же булавка "английская", а не "американская"? Да потому что англичанин Чарльз Роули (Charles Rowley) всего полгода спустя запатентовал изобретение Ханта в Англии под своим именем.

Запреты и самозапреты в науке и технике бессмыслены и бесполезны. Всего через 10 лет после Ханта, в 1844 году, другой американец, Элиас Хоу (Elias Howe) (1819 - 1867), запатентовал и изготовил швейную машину, делавшую двойную строчку со скоростью 300 стежков в минуту. С такой скоростью ни один портной работать не мог бы.

Казалось бы, теперь можно начинать выпуск швейной машины и ожидать, что покупатели повалят за новинкой валом. Ничего подобного не произошло. Портные приглядывались, вздыхали, чесали затылки но 100 долларов - изрядные в то время деньги выкладывать не желали. В растройстве чувств изобретатель покинул США и уехал в Великобританию.

Когда через несколько лет он возвратился, его ожидал неприятный сюрприз. Некто Исаак Мерритт Зингер (Isaac Merritt Singer) (1811 - 1875) успешно продавал швейные машины собственной, как он утверждал, конструкции. Между тем, Хоу увидел, что в машине Зингера использованы все его изобретения. Технические новшества Зингера состояли в том, что он снабдил швейную машину Хоу столиком, «лапкой», которая прижимала материал к рабочей поверхности, и ножным приводом, благодаря которому швея могла работать обеими руками. Кроме того, в своей машине Зингер использовал иголку с ушком у острия, которой не было в машине Хоу.

Поэтому в 1854 Элиас Хоу подал в суд на компанию И.Зингера. И выиграл тяжбу. С каждой проданной швейной машины компания Зингера должна была перечислять ему 25 долларов.

Впрочем, это не помешало И.Зингеру и его компаньону стать миллионерами. А швейная машинка, вопреки страхам Уолтера Ханта, дала многим тысячам человек достойный заработок, а миллионам - дешевую и качественную одежду.

image Click to view


P.S. А в швейцарском армейском ноже есть лезвие с отверстием. С его помощью можно, например, сшить кожу.

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Полезные ссылки:
  1. Биография Йозефа Мадершпрегера на сайте Венского окружного музея (нем.)
  2. Статьи о Йозефе Мадершпрегере на Википедии (англ. и нем.)
  3. Могила Й.Мадершпрегера
  4. Швейная машина Й.Мадершпрегера демонстрируется в Венском техническом музее
  5. Памятник Й.Мадершпрегеру
  6. Биография Й.Мадершпрегера (англ.)
  7. Научные приключения. Й.Мадершпрегер (англ.)
  8. Краткая история швейных машин
  9. История швейных машин на сайте музея американского наследия (англ.)
  10. История создания швейных машин
  11. История швейных машин: от Адама до Зингера
  12. История создания компании SINGER
  13. Швейная машина в живописи
  14. "Швейные" памятники




Старинная швейная машина "Бернина"


Швейная машина в разрезе



В Нью-Йорке, на "самой модной" улице, на Пятой авеню, в 1978 году был поставлен ностальгический памятник старому нью-йоркскому портному. Автор - Judith Weller, уроженка Израиля





Рисунок на стене возле магазина "Бернина" в Иерусалиме


А в 2017 году рисунок поменяли. Теперь здесь Италия

А.Зингер, Й.Мадершпергер, швейная машинка, школа жизни

Previous post Next post
Up