После Гражданской войны границы Страны Советов стали постепенно закрываться. И уже через несколько лет многие, оставшиеся в родных пределах, вполне могли бы согласиться с Остапом Бендером: «...Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана». Сам Остап в 1931 году еще смог контрабандистскими тропами перебраться на румынский берег Днестра. Да и жители ставшей вдруг пограничной Шепетовки тоже некоторое время сновали туда-сюда, в Польшу и обратно, пока рубежи Родины окончательно не затвердели. Законопослушным же гражданам уже требовались особые причины для выезда за границу. Поездки за кордон, вызывали зависть. Зависть и подозрение, поскольку разрешение на выезд давали "компетентные органы".
Владимиру Маяковскому тоже завидовали, поскольку за границу он выезжал девять раз. Поэт побывал в странах Прибалтики, Польше, Чехословакии, Германии, Франции и даже добрался до Кубы и США, переплыв Атлантику. Завидовать завидовали, но подозрений эти поездки ни у кого не вызывали. И так все было ясно. Семейство Бриков, в котором (или с которым?) жил Владимир Владимирович, совсем не тайно сотрудничало с ОГПУ.
Зависть к "выездным" среди прочего подогревалась сувенирами, которые те привозили из-за границы. Рубашки, брюки, носки и шелковые чулки, парфюмерия - все было вожделенным в стране победившего дефицита, и все "ставилось в строку" тем, кто побывал там, где подобного дефицита не наблюдалось.
Но возвращение В.В.Маяковского из Парижа в конце 1928 года вызвало в Москве не просто волну - цунами сплетен. Поэт купил в Париже автомобиль! Рено! И теперь оно (это Рено) ехало по железной дороге в пролетарскую столицу, где автомобили были редкостью. В основном москвичи пользовались трамваем или извозчиками. На конфискованных у "старой власти" машинах ездило новое, "красное", начальство. Правда, в декабре 1924 года Моссоветом было решено организовать в столице службу такси. Первые таксомоторы, автомобили фирмы "Рено", появились в Москве в 1925 году, а уже через два года по московским улицам ездили 120 автомобилей. Из-за них герою "Золотого теленка", Адаму Казимировичу Козлевичу, не удалось заняться частным извозом в столице:
В тот день, когда Адам Казимирович собрался впервые вывезти свое детище в свет, на автомобильную биржу, произошло печальное для всех частных шоферов событие. В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "рено". Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать.
Приобретение тем более вызывало сплетни, что В.Маяковский к автомобилям был равнодушен и управлять авто не умел. Мало того, и учиться этому не хотел. Кто заказал поэту дорой подарок, ни для кого из московской литературной "тусовки" секретом не было. Конечно же, обожаемая Лиля Брик. Она была первой советской женщиной, получившей автомобильные права.
Выбор машины для возлюбленной оказался не так прост, Начнем с того, что денег на покупку не хватало. Маяковский расчитывал заключить с французскими кинематографистами договор на написание сценария. Но не получилось. Пришлось съездить в Берлин с выступлениями и концертами, так что деньги для покупки недорогого автомобиля появились. Но с мечтами о приобретении "Фордика" или "Бьюика", как это планировалось в Москве перед отъездом, пришлось расстаться. Не хотела Лиля Брик и "Амилькар". Скорее всего оттого, что всего год назад такой автомобиль явился причиной трагической гибели в Ницце Айседоры Дункан. Об этом много говорили в тогдашней Москве: длинный шарф намотался на ось автомобиля, в котором ехала актриса и удушил ее.
Кроме того, что у поэта на руках было не так уж много денег, времени для тщательного выбора автомобиля тоже было в обрез. На несколько дней он исчез из Парижа и уехал в Ниццу. Но не для отдыха на студенном в это время года Средиземном море. У Маяковского в Ницце состоялась встреча с некоей американкой Элли Джонс, с которой он познакомился еще в 1925 году во время поездки в Америку. Тогда с Элли Джонс у поэта произошел жаркий роман, в результате которого родилась девочка. Поскольку В.Маяковский иностранных языков не знал и, следовательно, с англоязычной американкой познакомиться не мог, мы не удивимся, что Элли Джонс была по рождению немка родом из-под Саратова. До приезда в Америку звали ее Елизавета Зибер.
О молниеносной поездке возлюбленного в Ниццу Лиля Брик узнала тоже мгновенно от своей сестры Эльзы Триоле, проживавшей в Париже. Естественно, образ американской пассии следовало из памяти поэта изгнать, и побыстрее. Для этого Маяковского по возвращении из Ниццы познакомили с Татьяной Яковлевой (1906 - 1991). Хотя это и звучит цинично, высокую, длинноногую Яковлеву подбирали «под рост» В.Маяковскому. Не известно, были ли в Париже в конце 1928 года в моде «ноги от ушей», но сердце В.Маяковского Татьяна Яковлева, по-видимому, взяла и этим тоже.
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Татьяна Яковлева, в отличие от Лили Брик, водить авто не мечтала. Но некоторое отношение к автомобилям она все же имела. Во-первых, потому что приходилась внучкой Евгению Александровичу Яковлеву (1857 - 1898), создателю первого русского двигателя внутреннего сгорания и первого русского автомобиля, А во-вторых, ее дядя, художник Александр Евгеньевич Яковлев (1887-1938) стал известен во Франции благодаря участию в двух автомобильных пробегах
вездеходов «Ситроен - Кегресс»: трансафриканском, «черном» и в трансазиатском, «желтом».
Яковлевы издавна служили на флоте. Но Александр Евгеньевич традиции изменил. В восемнадцать лет он поступил в Академию художеств. Диплом об окончании этого учебного заведения А.Е.Яковлев получил только в 1913 году. Не потому, что все эти годы бездельничал. Как раз напротив. С 1906 года времени на учебу ему не хватало. Яковлев профессионально работал художником в петербургских журналах, и уже с 1909 года начал участвовать в художественных выставках.
Тогда уже стало модным писать картины в импрессионистской манере. Но картины Александра Яковлева можно было бы назвать неоклассистическими. Сумасшедшего буйства красок на них не было, человеческие фигуры и предметы Яковлев старательно прорисовывал. Поэтому преподавателям-академикам его картины нравились. Летом 1917 года А.Е.Яковлева направили за счет Российской Академии художеств в страны экзотические: в Монголию, в Китай и в Японию. Путешествие заняло два года. Но по его окончании выяснилось, что отчет о поездке на Дальний Восток давать некому. Да и жить, собственно, негде. В Петрограде художника не ждали, и в 1919 году А.Е.Яковлев осел в Париже. Его экзотические картины из восточной жизни привлекли внимание. В 1924 году Александра Евгеньевича включили в экипаж трансафриканского автопробега, который готовила фирма
«Ситроен», в качестве художника. В 1926 году по окончании этого славного пробега А.Е.Яковлева наградили орденом Почетного легиона. В 1931 - 1932 годах он участвовал во втором автопробеге фирмы «Ситроен», через всю Азию: от Дамаска до Вьетнама.
А.Е.Яковлев был эмигрантом. Но почему-то в Советской России его врагом не считали. В 1928 году в Ленинграде в залах Академии художеств состоялась выставка его работ. А немного раньше, в 1925 году, советские власти позволили выехать в Париж его племяннице, Татьяне Яковлевой. Татьяна родилась в Пензе и, проживя там девятнадцать лет, уже хорошо знала смысл советских слов «разруха», «эксплуататор» и «паек». Что такое туберкулез она тоже уже знала. Так что не отыщись парижский дядя, который не только вытащил племянницу во Францию, но тут же отправил ее на излечение в Ниццу, советской литературе был бы нанесен невосполнимый урон. Поколения советских школьников так бы и не узнали, что такое настоящая любовь. А так В.В,Маяковский научил их основам пролетарской "Кама-сутры":
Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
В начале 1980-х годов этот метод сублимации полового влечения продемонстрировал советскому кинозрителю А.Челентано в фильме "Укрощение строптивого"
Как положено поэту, Маяковский влюбился в новую знакомую без памяти. И тут же стал звать Татьяну Яковлеву уехать вместе с ним в Москву и участвовать в строительстве социализма. Отозваться на эти призывы Татьяна Яковлева не спешила. Но пока суд да дело помогла советскому поэту выбрать недорогой и симпатичный автомобиль, четырехцилиндровый "Рено-NN" мощностью в 6 л.с.
В конце декабря 1928 года машина поездом уехала в Москву. А Татьяна Яковлева осталась в Париже. К немалому душевному облегчению Лили Брик. Да, вероятно, и к собственному счастью тоже. Потому что в противном случае трудно сказать, в каком Тайшете завершился бы ее жизненный путь.
Статья опубликована на сайте
Жизнь замечательных имёнСтатья опубликована на сайте
Школа жизни Полезные ссылки:
- Автомобиль Маяковского
- Та же статья на сайте Autonews
- Последняя модель Владимира Маяковского
- Даешь автомобиль! Симпатичный!
- Весной 1929 года Лиля Брик на автомобиле, подаренном Маяковским, совершила автопробег "Москва-Ленинград".
- Автомобиль Лили Брик на стихи Маяковского.
- Биография и картины А.Е.Яковлева на сайте "Старатель"
- Биография А.Е.Яковлева в связи с продажей его картины на аукционе Сотбис в июне 2010 года
- Татьяна, русская душою. Биография Татьяны Яковлевой.
- История одной любви. Маяковский и Татьяна Яковлева.
- Один или вдвоем в Париже.
- С именем Татьяны Яковлевой связана еще одна романтичная история. Цветы от Маяковского.
- Единственная дочь Маяковского
- Как выглядело первое московское такси?
Click to view