Окончание Новозеландского путешествия: однодневный стоповер в Сеуле (часть 2) (начало:
первая часть)
5 января, пт: хостел Dongdaemun Inn - дворец Чхандок - дворец Кёнбоккун - обед в кафе - парк-ручей Чхонгечхон - площадь Кванхвамун - корейская деревня Намсанголь Ханок - смотровая на Сеульской телебашне - корейский гриль - хостел Dongdaemun Inn
На заглавном фото: вид на ночной Сеул и око Саурона, снятый с обзорной площадки Сеульской телебашни:
Мы продолжили нашу прогулку вдоль парка-ручья Чхонгечхон, открытому в центре города не так давно - в 2005 году. Вся его 8-километровая территория тянется вдоль одноимённого ручья, дорожки вымощены тротуарной плиткой. В парке есть несколько фонтанов: двухкаскадный, водопад, ритмичный фонтан и фонтан-тоннель. Помимо фонтанов через ручей по всему пути перекинуто 22 моста разной конструкции.
В тёмное время суток весь ручей украшен подсветкой, и говорят, выглядит очень красиво. У нас не было возможности этого оценить лично, потому что на вечер единственного дня у нас уже были другие планы. Но наверняка выглядит романтично, и должно быть корейская молодежь с удовольствием ходит туда на свидания.
Расписная плитка:
Парк Чхонгечхон уникальный: он был разбит на месте автомобильного шоссе и тянется на 8 километров в центральной части Сеула. Проект стоил баснословных денег, и в первое время воспринимался местными жителями неоднозначно. Парк представляет собой в некотором роде углубленную на несколько метров от уровня улиц набережную реки Чхонгечхон с интенсивным вертикальным и горизонтальным озеленением.
Кстати, в Сеуле признаков Нового Года вроде украшенных ёлок мы видели намноооого больше, чем за всю поездку по Новой Зеландии.
Надпись на мосту I Seoul you (очевидно отсылка к I see you) - это маркетинговый слоган города, и я это тоже вычитала уже дома в Википедии.
Очередные люди в масках, спасающиеся, вероятно, от возможной простуды. Смога-то точно не было.
Работники городских служб обивают деревья войлоком. Сложно сказать, надолго ли хватает таких покрытий, но выглядит очень аккуратно.
Каток на одной из центральных площадей. И мы бы тут с удовольствием покатались, но решили, что всё же надо взять себя в руки и дальше осматривать достопримечательности, а не отлынивать.
Довольно типовой персонаж: таких служащих-парковщиков отелей в центре было очень много:
А вот регулировщик-танцор. Он очень грациозно размахивал своей розовой палкой. Почему-то в пальто и шапке он ужасно напоминает о советской моде.
Вы не проголодались, туристики?! Смотрите, сколько у нас всего вкусненького!
Булочки аж как будто светятся изнутри!
И кучи, кучи, кучи разных "шашлычков" из мяса, рыбы, морепродуктов и овощей. Обратите внимание, девочка, поедающая на фото шашлычок, явно не кореянка.
Не хотите "шашлычков"? Тогда можно купить чего-нибудь жареного в коробочках:
Или все-таки шашлычков? Или длинных закусочных роллов?
А суровые сеульцы по-прежнему радовали нас своими суровыми масками
Ёлка-ракушка
Подходим к площади Кванхвамун.
Силуэт девушки мне напоминает одновременно "Рабочего и крестьянку", Лохнесское чудовище (из-за шеи), а также театр теней, причем скорее всего в средневековой Европе...
Площадь Кванхвамун была открыта совсем недавно (в августе 2009 года) и быстро стала очень популярной. По данным сеульской мэрии в будние дни площадь посещают по 40 тысяч человек в день, в выходные и праздничные дни число посетителей достигает 70 тысяч. К 31 января на площади Кванхвамун в общей сложности побывало около 9 млн 610 тысяч человек. Название площади дали ворота Кванхвамун - главные ворота дворцового комплекса Кёнбоккун.
Памятник адмиралу
Ли Сун Сину - корейскому флотоводцу, знаменитому своими победами над морским флотом Японии в Имдинской войне во время правления династии Чосон. Перед памятником в сезон бьет множество фонтанов, но сами мы этого не застали.
Культурный центр
Sejong, где показывают разные мюзиклы и представления. Мы как его увидели, сразу окрестили его "ДК". Какая прозорливость!
Памятник "отцу всех монгол" королю Сечжону, под чьим руководством была создана корейская письменность, окружен фонтанами с помощью которых демонстрируются буквы корейского алфавита.
Корейский язык - изолированный язык и можно усмотреть лишь его некоторое подобие с японским. Эти два языка объединяет также и то, что в них используются заимствованные китайские иероглифы (кандзи в японском и ханча в корейском). Я была очень удивлена, когда узнала, что несмотря на то, что древнекорейский язык зародился еще в 1 веке до н.э., очень долгое время корейская письменность существовала только на ханче, то есть на заимствованных иероглифах. Произношение иероглифов не совпадает с китайским, а также с японскими заимствованиями. В Японии многие кандзи были упрощены, и причем не так, как прошло упрощение в самом Китае, а на ханче упрощений не было, и поэтому их до сих пор используют в традиционном виде, который до сих пор применяется в Гонконге, Тайване и Макао. В Северной Корее ханча уже не используется, а в Южной - очень ограниченно: в академических текстах, иногда на рекламах, заголовках и на визитках. Многие современные корейцы без высшего образования знают от силы пару десятков ханча. Современная корейское письмо хангыль было создано группой корейских учёных в 1443 году по заказу четвёртого царя династии
Чосон Сечжона Великого и есть легенда, что царя вдохновили рыболовные сети, чтобы придумать такой язык. В отличие от ханчи, хангыль намного проще выучить: там всего 51 знак вместо тысяч иероглифов. Однако, созданный язык встретил активное сопротивление грамотной элиты (строго мужского пола), и позже даже был запрещен правительством для официального общения и документооборота. Хангыль был для женщин и для необразованной бедноты. И только в конце 19 века при попытках Японии распространить свое влияние на Корейском полуострове, хангыль стал символом национального движения, и наконец-то стал популярным.
Небольшой пример текста на корейском языке:
아버지는 요리에 관심이 없어서 거의 요리를 하지 않으셨습니다. 그런데 지난달에 어머니가 다리를 다쳐서 요리를 못 하게 되었습니다. 그때부터 아버지는 요리를 하시기 시작했습니다 . 아버지의 요리는 맛있을 때도 있고 맛없을 때도 있었습니다. 그런데 음식의 맛과 관계없이 어머니는 항상 맛있게 드셨습니다. 그 후로 아버지는 요리하는 것을 좋아하게 되셨습니다.
Папа почти не готовил, так как у него не было интереса к готовке. Но в прошлом месяце мама повредила ногу, поэтому не могла больше готовить. С тех пор папа начал готовить. Папина еда бывала вкусной, а бывала невкусной. Но независимо от вкуса, мама всегда ела с удовольствием. После этого папа полюбил готовить.
На площади были остатки какого-то то ли рынка, то ли выставки.
А вокруг площади несметное количество затейливых небоскребов:
Здание мэрии Сеула (его, оказывается, тоже можно посещать)
Еще одна ёлка:
И еще один серьезный охранник в очередного важного объекта:
Современное искусство:
Корея вовсю готовится к зимним Олимпийским играм в Пьхёнчхане, которые начнутся уже через месяц с небольшим. Официальные символы игр белый тигр Soohorang и черный медведь Bandabi. Белый тигр считается животным-талисманом в Корее. Тигры многократно фигурируют в корейских народных фольклоре и искусстве. Они символизируют защиту, страсть и веру. Имя тигра состоит из "sooho", которое означает защиту атлетов и "rang", которое происходит от корейского слова "тигр", а также означает традиционную народную песню провинции Канвондо, где проводилась олимпиада. Второй талисман - азиатский черный медведь Бандаби, служащий символом провинции Канвондо. В корейской культуре медведь символизирует сильную волю и храбрость. Шапочка на медведе похожа колпак Санта-Клауса. Для многих корейцев празднование Рождества растягивается намного за пределы декабря*, поэтому и медведю тоже досталась шапочка. Имя Бандаби происходит от слова "bandal", что означает "половина Луны" и отсылает к традиционной серповидной форме груди азиатского белого медведя. "Би" на конце отражает празднование Олимпийских Игр.
*и кстати, теперь понятно, почему Рождество в Сеуле представлено намного лучше, чем Рождество в Новой Зеландии.
Мы продолжили гулять дальше и ждать, когда же уже стемнеет и можно будет полезть на Сеульскую телебашню.
Чтобы согреться, решили зайти в кафе выпить чаю/кофе. На Вариной карте Сеула было отмечено кафе с кошками, но мы его так и не смогли найти, хотя использовали гугл и даже пару человек спросили по дороге, поэтому зашли просто в небольшое кафе и выпили горячих напитков.
А башня всё дразнит нас своим видом... Но еще не вечер!
Люк, похожий на бритвенные лезвия:
Мы забрели в торговый район Мёндон. Типичная Азия с обилием разноцветных вывесок, разных магазинчиков, кафешек и уличной еды. Там я купила себе два набора из палочек и ложек, которые с гордостью относятся к моей
коллекции, и которыми я всегда пользуюсь дома вместо стандартных столовых. У меня таких ложек 5 штуки: одна из азиатского магазина в Берлине, одна с Алиэкспресса, одну я выменяла на свою ложку в домике в Норвегии, и вот две из Кореи. Со времен последнего фото моей коллекции ложек (апрель 2018) у меня не очень много что поменялось: ну, может быть появилось несколько штук, но не очень много. Это же все-таки коллекция, которой я пользуюсь, и раз в отдельный отсек для ложек уже больше ничего не помещается, то пришлось остановиться в своей любви скупать все странные ложки, а заодно иногда и странные вилки :) Надо как-нибудь ее снять и провести ревизию.
Там же в Мёндоне я купила себе две пары носков: одну светло-изумрудную с желтыми банными уточками, а другую белую в синий горошек с пингвинами на отворотах. Ах, какие в Корее были очаровательные носки! Впрочем, очаровательные носки были и в Китае, и я точно знаю об их наличии в Японии. К сожалению, носки - это не такая прочная вещь, как ложки, и их у меня уже нет.
Маскоты Олимпиады в другом исполнении:
Мне нравится, как выглядят надписи на хангыле. Впрочем, я вообще падка к надписям на азиатских языках. Я большими усилиями себя перед каждой такой поездкой сдерживаю, чтобы не начать набивать голову еще каким-нибудь азиатским языком. В голове и
китайский-то держится с большим трудом, хотя мне он очень-очень нравится. Не хватало еще сделать вместо остатков китайского себе в голове компот из всего подряд!
Перед визитом на башню мы решили пойти погулять по традиционной корейской деревне Намсанголь Ханок (Namsangol Hanok Village 남산골 한옥마을). Вход в деревню бесплатный, и народу там было совсем немного.
Уже вечерело, и часть фото из деревни довольно мрачные. Но мы в любом случае там хорошо побродили.
Нечто среднее между соломенным чучелом и Рождественской ёлкой с сапожками.
Корейский деревенский быт:
На храме висели зажженные фонарики. Красиво!
Деревня располагается совсем рядом с холмом, на котором находится башня.
Фигвам!
Все пруды были покрыты слоем льда.
А башня-то продолжает нас приманивать!
Нечто вроде воздушных змеев.
Сапожками была украшена не только ёлка. Они также были развешаны на веревках.
Какие-то дядьки кучковались у очагов и деловито чем-то занимались. Мы так поняли, что там можно выпить чаю и погреться у костра, но спрашивать постеснялись. Возможно, в деревне иногда бывает открыта торговля как минимум едой и сувенирами, по-крайней мере, место под это было. Но в наш визит там было пустынно. И это даже и неплохо.
Аттракцион для бедных: примерь ханбок дешево и сердито! Посмеялись всласть!
Еще немного внутреннего убранства деревенских домов. Некоторые дома выглядели очень зажиточно и, пожалуй, не так уж и по-деревенски.
Прекрасная зимняя капуста, которую я люблю в любое время года и в любой стране, но розовые "цветки" в зимнем Сеуле были особенно прекрасными.
Вечереет и нам пора на башню! Ура!
Небо потихоньку розовело.
На башню, расположенную в парке Намсан, можно попасть на фуникулёре, а можно пойти пешком. Мы решили наверх забраться пешком, и заодно полюбоваться сумеречными видами с дорожки, а обратно уже ехали на фуникулёре.
С дорожки открывались прекрасные виды.
У башни прицеплены горы замочков, которые являются очень популярными также и в Китае. Благодаря спросу на замочки, во всем остальном мире держатся высокие цены на металл.
Масштабы впечатляют, мы даже в Китае такого не видели.
Телебашня Сеула Seoul N-Tower - современный символ города высотой 236 метров, и вместе с холмом Намсан достигающий почти 500-метровой высоты. На самой её вершине оборудована смотровая площадка - лучшее место в городе, откуда можно полюбоваться городскими панорамами. Внутри башни расположено большое количество кафе и сувенирных магазинов. Всего в башне 5 уровней, но непременно стоит в конечном итоге попасть на самый высокий из них: именно здесь располагается вращающаяся панорамная площадка с рестораном.
В башне, разумеется, было куча галдящего народа, и окна частично бликовали, но С. удалось снять неплохие снимки на память:
Вид на башню с огоньком Саурона с телебашни Сарумяна.
У нас все получится!!!
После посещения башни мы спустились с холма на фуникулёре + лифте и пошли искать место для ужина. У нас был запланирован корейский гриль - это именно та единственная корейская еда, про которую я знала до поездки, и единственная корейская "достопримечательность", которую я непременно хотела увидеть :))) Таких гриль-ресторанчиков в Корее очень много, так что мы без проблем нашли подходящее место.
С. устал от прогулки (а скорее всего еще и от НЗ, где ему впервые пришлось немало проехать на праворульном кемпере), а я позирую в Маринином свитере. И мы ждем начала действа.
А действо меж тем оказалось еще более красочным, чем я об этом читала. Гриль-рестораны устроены так: на каждом столе есть углубление, куда приносят корзину с тлеющим углем, и вытяжка. В меню нужно выбрать только вид мяса, который ты хочешь, а все многочисленные тарелочки с соусами, закусками и овощами, приносят в любом случае. Мы с С. выбрали по одному виду мяса, а Марина решила заказать не гриль, а лепешку (так тоже, разумеется, можно).
Часть из закусок вполне нормально опознавалась. А часть так до сих пор и осталась тайной. Мой абсолютный фаворит корейских закусок - свежие зеленые листья размером примерно с ладонь почти академической листовой формы, в которые можно заворачивать мясо. Пачку точно таких же листов я нашла в супермаркете недалеко от хостела и притащила их в Германию, где ела со всем подряд и даже крошила их в салаты вместо салатных листьев. К сожалению, пачка была без подписи, а в магазине я их определила по внешнему виду, так что название их я не знаю до сих пор, но у них был совершенно отчетливый вкус, не похожий на все другие листья/салаты, которые я пробовала до и после этого.
Мы честно съели все закуски, ну, разве что острый соус не доели до конца.
Корень лотоса я знаю еще из Китая, и даже иногда покупаю его в Ростоке в азиатском магазине.
Гриль нагревается, а первый кусок мяса (и два шампиньона) уже стоит на краю стола и ждет, когда его пожарят.
Жарить мясо положено не самим, хотя, возможно, если ты кореец и опытный посетитель таких ресторанов, то могут и разрешить. Мы точно не знаем, и были рады, что к нам пришёл профессионал, принес решетку на угли и начал кулинарное шоу:
Мясо парнишка ловко переворачивал щипцами и резал специальными ножницами на более мелкие кусочки. Готовое мясо он сразу метал нам на тарелки, чтобы мы могли не откладывая есть.
Пока мы начали первый сорт мяса, парнишка жарил второй.
И снова нарезал его. Это было без преувеличения самое лучшее мясо в ресторане/кафе, которое я ела в своей жизни. Оно таяло во рту! И закуски были очень вкусные и разнообразные. Удовольствие не самое дешевое: за двоих мы заплатили 54 евро (71000 вон), но оно того однозначно стоило.
Уже только за гриль-рестораны можно поехать в Корею еще. Да и мы не против на самом деле, особенно если выдастся оказия.
Маринина лепешка с креветками и луком. Она была чуть солоновата, но тоже вкусная.
Кто-то хорошо покушал! Понятно, что девушка была на гриле не одна, и что обилие тарелочек вовсе не значит, что там было очень много еды. Но картина очень забавная.
А мы, окультуренные и наевшиеся корейской еды, побрели по ночному Сеулу в хостел.
Да, мы не голодные, но перестать снимать корейскую уличную еду невозможно!
Вот, тут на фото в правом нижнем углу тоже эти самые прекрасные листья, которые я была бы даже готова выращивать при наличии у меня огорода и огороднического пыла.
*UPD После публикации записии Серёга Ч. на фейбуке и Маринка в Wattsup одновременно написали, что растение называется "Перилла". И я уже нашла
познавательную статью, как можно периллу выращивать в огороде или на подоконнике.
Кто-то расположился пировать в палатках:
Наш долгий день в Сеуле подошел в концу, и поездка в НЗ почти закончилась. На следующий день мы утром позавтракали в хостеле, добрались на автобусе до аэропорта, оттуда у нас был рейс во Франкфурт, снова с прекрасной корейской самолетной едой (лучше мы пока не встречали, по-крайней мере, в эконом-классе). Из Франкфурта мы на поезде добрались до Ганновера, там Марина пригнала свою машину со стоянки недалеко от вокзала, мы поехали к ней, обменялись фотографиями и на своей машине глубокой ночью поехали домой в Росток.