Продолжая
начатый очерк, переместимся, наконец, в Центральную Европу и соседние зоны.
В отмеченный период там происходили весьма бурные этносоциальные и миграционные трансформации.
Цитируя Л.Корякову, напомним:
«Эпоха бронзы вошла в историю человечества как время важных технологических открытий, серьезных экономических изменений и социальных контрастов. Уже в третьем тысячелетии до н.э. производящее хозяйство в виде двух основных отраслей: пастушеского скотоводства и металлургии, - заметно изменило культурный и социальный ландшафт южной части умеренного пояса Евразийского континента, а усилившееся воздействие урбанизированных центров Ближнего Востока стимулировало развитие торговли и обмена. Эти тенденции со всей полнотой проявились во втором тысячелетии до н.э., к концу которого в Евразии практически не осталось областей, не задетых влиянием «технологического прогресса». Металл, как предмет широкого спроса, острой конкуренции и социального престижа, вошел в сферу власти и ритуала.
Отдельные регионы «проживали» эти процессы по-своему, в зависимости от конкретных обстоятельств: экологических условий, природных ресурсов, социальной организации, способной направить общество на их освоение, экономического и человеческого потенциала и т.п. Районы с богатыми минеральными запасами получали явные преимущества, привлекая туда группы нового населения».
Вновь отметим знаковые периоды ≈2200 до н.э., ≈1750 до н.э., ≈1240/1180 до н.э. и ≈750/550 до н.э., которые совпадают с фиксирующимися в Европе и Ближнем Востоке
климатическими встрясками .
В этой связи уместно остановиться отдельно на регионе Подунавья европейской Ранней Бронзы.
УНЕТИЦКОЕ общество (≈2300-1700 до н.э.)
Для европейского Бронзового Века археологически можно выделить несколько ареалов, которые начали оформляться в Общности Одиночных Погребений (финал III тыс. до н.э.) на основе последних представителей туземного неолитического населения, ранних «околоиндоевропейских метисов» Колоколовидных Кубков («Beakers») и очередной индоевропейской волны откуда-то с Юго-Востока.
Впрочем, для Л.С. Клейна и Ю. Сафронова миграция шла не через Подунавье, а из него - для исследователей именно Дакия с Паннонией выступают ядром формирования индоевропейцев. Для последователей же Г. Чайлда и М. Гимбутас эти зоны - лишь арена раннебронзовых скотоводческих миграций.
Само же скотоводство активнее всего распространяется по Европе с последующей
традицией Курганных Погребений (≈1700-1200 до н.э.). Как мы далее уточним, сосбственно смены населения археологи не наблюдают. Лишь инфильтрация и переходы к новым социальным, экономическим и идеологическим формам.
В предыдущих постах мы вскользь уже упоминали, что для предыдущего тысячелетия для среднеевропейской полосы имелось две параллельных влиятельных зоны: зона поздних мегалитов, охватывающая территориальные пятна в Атлантике и в Северном море, и связываемая с носителями
традиции Колоколовидных Кубков; и ранний
«Янтарный Путь», спускающийся от Балтики через Эльбу, Вислу и верхний Дунай к Балканам - он-то и связывается с рассматриваемой
Унетицкой КИС.
Янтарный Путь следует рассматривать одновременно и как зону культурных обменов представителей разных хозяйственно-культурных типов. Видимо, его же - и как трассу ранних индоевропейских миграций предыдущей эпохи. Ведь Средиземноморье носило слишком плотный энеолитический пласт, перешедший к раннегородской культуре в Эгеиде уже к середине III тыс. до н.э. Но и мегалитическая Атлантика в её тесных взаимодействиях с консервативными пережиточно-неолитическими рыбаками вплоть до Рейна и Эльбы включительно тоже выпадает из экспансионных ареалов.
Сама экспансия «бикеров» (колоколовидных кубков) до сих пор не прояснена (впрочем,
советую вот этот материал). До сих пор спорят и о её этничности, о её связях с мегалитами и роли в этнокультурных процессах в древней Европе. Здесь мы пока не будем касаться этих сложных вопросов. Но уже заранее можно обозначить следующее:
«Бикеры» не в коем случае не были религиозными миссионерами, равно как и просто купцами. Для первой формы идеологии древнее общество ещё не созрело - миссионерских сотериологических религий вообще не существовало до Ясперсового «Осевого времени»! Что же до второго, то простая купеческая экспансия не могла породить потребности в таких формах керамики и погребений. Опять же, откуда эта привязка к мегалитам древности? А ведь они и сами их потом тоже возводили.
Кстати мегалитах. Считается, что нынешний - каменный - Стоунхендж был возведён представителями Уэссекской культуры вместо деревянного "Вудхенджа", построенного «бикерами». А уэссексы - западное крыло курганных культур. Сами же курганные культуры - наследие культур одиночных погребений в Европе. А на основе курганных культур возникнут поля погребальных урн.
Фух! Прямо тебе «Дом который построил Джек»...
На самом деле всё просто.
В носителях Одиночных погребений археологи и усматривают ранних индоевропейцев. По соседству с ними в Центре Европы ярким самобытным пятном вспыхнула Баденская общность (3200-2800 до н.э.). Как умело доказывает Л.С. Клейн, именно они захватили часть протогородской территории на греческом полуострове и обосновались в Трое (слои Троя-II - Троя-V). В них он видит хетто-лувийцев.
На этом, говоря языком Льва Гумилёва, индоевропейская пассионарность приостановилась...
Последующий материал связан в основном с распространением традиций Шнуровых Культур и культур Боевых Топоров.
Причём последние имели постоянные импульсы с Балтики и Скандинавии, что породило сильную аргументацию Северо-Западной прародины индоевропейцев. Тем не менее, в Скандинавии тоже испокон веков имел место мощнейший доиндоевропейский пласт, как и на Балканах. Как, впрочем, и в Подунавье с Паннонией - ну никак нельзя связать с индоевропейцами носителей линейно-ленточной керамики и земледельцев с расписной посудой энеолита...
...Но мы отвлеклись...
Итак, традиция боевых топоров получает мощный импульс с Северо-Запада (яркий пример - Борнхольмские находки культуры ладьевидных топоров). А традиция курганов двигалась в Европу с Юго-Востока. И эта шнуровая общность лесных свиноводов вошла в такое же состояние стабильного культурного обмена, как и синхронные им степные скотоводы Ямно-Афанасьевской общности.
...То есть с одной стороны, наличие вооружения в обеих культурных территориях подсказывает о совсем немирных отношениях их представителей. Но эти столкновения были стихийными и спорадическими, к особенному эволюционированию военной элиты не приводили.
Хотя сама она уже имела место - но обе макро-общности были в то время ещё изрядно эгалитарными.
В отличие от упомянутых позднемегалитической общности «бикеров» и баденцев, ушедших «на юга».
Замечательнейшим образом наметился вакуум в центре этих культурных провинций!
Как раз на территории Верхнего Подунавья, Чехии и Германии. Именно там образовался интенсивный центр обмена, положивший начало обще-европейскому бронзовому веку: Унетицкая общность.
В ней имели место явные моменты выделения элиты. Погребения стратифицированы. Видны тенденции к изящным изделиям, потребность в янтаре и металле. Занятно, что в Северной Европе в это время появляется достаточно примечательная посуда и особой формы каменные кинжалы - они явно моделируют изделия из металла! Которого тогдашняя Скандинавия ещё не знала. Во всяком случае, туда он не попадал. А в самой Унетицкой общности металл был. Начиная с робких медных изделий на ранней фазе (финал III тыс.), и заканчивая изысканными формами топоров и кинжалов на поздней (ок.1700 до н.э.)
В своей финальной фазе это было уже стратифицированное общество.
У него была идеология и начатки космогонических знаний системного характера. Примером тому служит знаменитый
«Диск из Небры». Рядом обнаружены самобытные боевые кинжалы (иные трактуют как мечи).
Это были монополисты, которые держали за собой право на металл. Конечно, контролировать эти моменты как синронные им хатти в Анатолии (только там речь шла уже о железе), они не могли. И всё же массовое распространение бронзы по Европе случилось буквально сразу за угасанием Унетицкой КИС.
..Совпадение?..
Унетицкие памятники XVII в. до н.э.
Сложно сказать, что именно случилось здесь в семнадцатом столетии до новой эры...
Но Унетицкая КИС распалась...
Возможно, здесь всё же имел место климатический коллапс, наложившийся на демографический оптимум и экономический подъём унетицкого ареала.
Одновременно на востоке "грянула буря", и распалась ямно-катакомбная квази-империя среднебронзового века в Понто-Кавказо-Уральском ареале (этому мы посвящали
предыдущий очерк). И есть основания полагать, что воспоследовавшие за этим миграции ударили по соседям унетицев, а те принялись давить в свою очередь.
Думается, именно милитаризация окружения и климатический кризис привели к угасанию этого яркого историко-культурного феномена.
..И вот, вокруг буквально расцветают буйным цветом многочисленные курганные культуры, с кинжалами и медными украшениями. И именно сейчас, и именно на периферии бывшей Унетицкой общности распространяются боевые колесницы, а воители используют самые натуральные мечи: специализированное оружие военного искусства. То есть вовсе не около-охотничьи топоры и копья более примитивных соседей в лесах и на морском побережье...
В Скандинавии появляется металл.
Изделия там причудливы и явно восходят к Центральноевропейским образцам...
А в Подунавье распространяются меандры, спирали и всевозможные изображения водоплавающих птиц, которые плавн оперекочуют в памятники Лужицкой КИС и во фракийский Гальштат... Вообще, орнаментика в микенских погребальных комплексах и её явные параллели на Кавказе и Зауралье того времени обретает полноту примерно в это время, а изделия дунайских мастеров - её отголоски.
Именно Дунай влиял, как уже упоминалось, и на мастеров Скандинавии. Пример тому - «Повозка из Трундхольма».
Солнечная колесница выполненная из золочёной бронзы. ок.1600 до н.э.
Любопытно следить за расширением торговых и социальных связей до юга Апеннин, средней Скандинавии и самых дальних Британских островов (в частности,
читаем у Монгайта). Хотя на островах в это время доминирует всё же местное, доиндоевропейское население. Равно как и в Бретани, на Пиренеях, на Корсике и в Сардинии. Упомянутые «бикеры» в этих зонах имели явное культурное влияние, которое оставалось и после угасания этой традиции, но они всё время были там пришлыми элементами.
Впрочем, в Британию приходят вторженцы из Арморики: около 1650 г до н.э. здесь распространяются традиции курганных погребений. И вот это уже явно новый этнос. Очередная волна нового населения имела место около тысячного года до н.э. Но были ли это предки непосредственно кельтов - пока сомнительно...
Есть все основания заключить, что в эпоху европейской Средней (1700-1200 до н.э.) и Поздней Бронзы (1200-900 до н.э.) ключевую роль в транскультурном обмене играло Придунавье. Именно Дунайские Бронзы повлияли на развитие роскошного ареала Северных Бронз. В этой ситуации Янтарный Путь сместился на Вислу и Средний Дунай (в позднем неолите он пролегал западнее).
Поднобно Сабатиновской и Срубной общностям на Украине, эти общества носили явный милитарный характер. Имела место социальная стратификация. Товарообмен между европейскими ареалами вёлся довольно плотный (явные седы микенцев в Британии). Конкурентность росла. Назревал «взрыв»...
Он случился на рубеже триннадцатого века до новой эры в связи с новым культурным веянием, а спустя несколько поколений выплеснулся за пределы европейского материка...
Экспансия культур ПОЛЕЙ ПОГРЕБАЛЬНЫХ УРН (≈1250-750 до н.э.)
Для исландского аналитика Акселя Кристианссона,
это первая исторически фиксируемая европейская экспансия (с.40). Собственно, письменные источники раннегреческого и финикийского мира позволяют пролить свет на многие события этого периода. В то время как начало этого этапа вполне уместно связывать с событиями, описанными хронистами египетского Нового Царства и Хеттской державы накануне их коллапса.
Ресь идёт о достославных «Походах Народов Моря», которые мы некогда
уже упоминали, но эти события вне всяких сомнений заслуживают специального рассмотрения. Здесь же мы пока что не станем касаться свидетельств разрушений в Анатолии, Леванте и на границах Египта. Нашим объектом всё ещё остаётся древняя Европа...
Общую картину археологических культур Балкано-Дунайского круга этого времени
упоминает Л.С. Клейн в своей книге
«Древние миграции и происхождение индоевропейских народов». Можно также отослать читателя к капитальной компиляции советского времени от Л. Монгайта
«Археология Западной Европы» (Т.2).
При беглом взгляде становится очевидно, что детская фраза «они первые начали» в отношении Ближнего Востока вполне правомерна. Именно четырнадцатым веком до нашей эры датируется взлёт египтеского Нового Царства. Второй и Третий Рамзесы совершают сокрушительные вторжения в Сирию. Междоусобицы в Междуречье не прекращаются. Хетты ведут экспансивную политику в Анатолии и Закавказье. Экспансивность микенских ванактов также должна объясняться именно этими треволнениями.
На фоне этих сверхдержав тогдашнее Подунавье, Побужье и Поднепровье являли собой уютные ниши десятков своеобразных «варварских королевств» позднебронзового века. Это был довольно обширный круг культур, объединяемых археологами в Общность Урновых Полей или
полей погребальных урн ("Urnfield Culture") (она же неформально зовётся у нас «Урнопольская культура»).
Её парадокс состоит в том, что ключевая для неё форма погребений в виде урновых кремаций распространяется по огромному европейскому ареалу без смены населения! То есть, фактически, вся зона бывших
культур Курганных Погребений («Tumulus culture») трансформирует свою ритуальность.
При этом, когда спустя несколько поколений по Европе распространяется гальштатская традиция, в более чем половине случаев это опять же происходит не как экспансия, но как решительная смена идеологии и материальной культуры на местах, с явным продолжением предшествующих традиций.
Впрочем, вполне обосновано мнение, что так обычно происходит во время прихода некоей новой элиты, которая внедряет новое мировидение, новую стратификацию общества, но само оно продолжает развивать собственные устои.
Что неоднократно отмечается в исследованиях этнических процессов, всё это время собственно смены населения в Европе уже не происходит. Прослеживается изменение доминирования той или иной этнической группы, но её «костяк» прослеживается аккурат с 1700-х годов до н.э. и до финала античности (дальнейшая Эпоха Миграций внесла свои коррективы).
Так обстоит дело с эллинами, италиками, кельтами, германцами, балтами. Как следствие, культуры Поздней Бронзы в лесной и лесостепной зоне между Вислой и Днепром уже принято рассматривать как прото-славянские (Тщинецко-Комаровская КИС).
Иллирийский же и фрако-фригийский этносы играли некогда не меньшую, если не большую, этнокультурную роль в Европе, чем те же эллины, а потом и кельты, но после падения Римской Империи эти этнические массивы стали угасать, чтобы впоследствии раствориться в славянских народностях Балкан. Современные албанцы на этом фоне выступают истинным реликтом.
middle Bronze Age cultures: Europe c.2000 to 1500 BC
(
http://www.eupedia.com/europe/neolithic_europe_map.shtml)
Не стоит забывать и тот факт, что не все индоевропейские массивы дожили до нынешнего времени.
В этой связи особое место занимает проблема венедов Померании, их связь с венетами Адриатики и якобы их бриттский язык по замечанию Тацита. Возможно, они в большей степени были иллириками, но их срединное положение делало их языковой и этнический массив весьма многоплановым.
К слову сказать, Унетицкая КИС, Дунайские курганные культуры и Лужицкий массив прекрасно ложатся именно на будущие области иллирийцев и венедов.
Как предполагает Л.С. Клейн в
уже цитированной книге, на рубеже первой и второй четверти второго тысячелетия до н.э. происходили миграции непосредственных предков исторических этносов по Восточной Европе. Причём с упоминавшимся ранее Этапом Многоваликовой Керамики (после развала катакомбного этно-"кастового" социума) связаны и иранцы (срубно-андроновская общность), и греки (Буджакская к-ра), и фригийцы с армянами (культуры Анатолии), и фракийцы (Сабатиновская КИС, а также, видимо, Ноа).
Именно фракийская элита катакомбного времени по его мнению попадает на границы ахейско-пеласгийских владений и воцаряется в Микенах, Тиринфе и Пилосе.
То есть,
как уже отмечалось ранее, микенская аристократия - не греки, но их родня: фракийцы. Близкородственные будущим дакам и гетам...
Лично я убеждён, что окончательный распад индо-иранской общности относится именно к этому времени. И связан имено с событиями
ямно-катакомбного коллапса. Язык митаннийцев ещё достаточно смешанный. Подобная же неразделившаяся ветка просуществовала в восточном Иране до ранненового времени...
Опять же, в это время были и метисы. В частности, среди тех народов, кого по языковой схеме ставят в разные этноязыковые семейства. Например, весьма древним смешением иранцев и фракийцев предстают предки киммерийцев -
белозёрская культура. Думается, что сабатиновская общность - их родня. Их сроднило этносоциальное положение в кластрово-корпоративной державе ингульских катакомбников. Равно как их бывшее более привелигерованное положение должно было сроднить предков индоариев и греков. Вот почему оба этнических массива были буквально вытеснены (за небольшими исключениями) за пределы Причерноморья. Что б вновь возникнуть здесь спустя тысячелетие...
Точно так же и упомянутые венеды-венеты. Этот племенной союз между Балтикой и Адриатикой должны были составить любопытнейшие метисы, сочетающие в себе картину мира и язык одновременно предков кельто-иллирийцев и балто-славян. Есть мнение, что именно они являют собою основу
Лужицкой культуры эпохи перехода к железному веку (XIII-V до н.э.).
Прочие предки кельтов, италиков и иллирийцев в это время уже тоже должны были распространиться по Западной и Центральной Европе. Скорее всего их составили рейнская и южнонемецкая КППУ. Чуть позже наследники этого массива распространяются в Италии, среди потомков Апеннинской культуры и общности террамар. Именно среди них первых стал распространяться
Гальштат...
цветовая схема слева: Европа 1200 до н.э. (Культуры Полей Погребальных Урн):
Южнонемецкая («центральная») КППУ (красный), Северная («Порейнская») КППУ (оранжевый),
Кновизская культура (сизый), Лужицкая культура (пурпурный), Дунайские культуры (хаки),
Террамар культура (синий), Атлантическая бронза (зелёный) и Нордическая бронза (жёлтый)
Вот это переломное время очень важно: 1250-1200 до н.э. Примерно тогда имел место климатический сдвиг, привёдший к изрядной аридизации Евразии. Это время коллапса староассирийского царства.
Время кризиса Хеттской империи... Крушение Митанни...
Не даром легендарный царь Микен примерно в эти дни вознамерился сокрушить Трою.
Разумеется ни о каких похищенных невестах в реальности речи не было - эпос есть эпос.
И хотя мотив деревянного коня в Восточном Средиземноморье явно не выдумка, но к диверсантам во главе с Одиссеем реальность отношения скорее всего не имеет...
В «Илиаде» вполне правдиво описано как потрёпанный микенский флот уходил за горизонт. Он и ушёл!
А парадокс дальнейших событий был в том, что эта десятилетняя война обескровила микено-тиринфских ванактов. Наверняка по региону вспыхивали восстания данников. Попыток же объединить страну явно не делалось по причине амбиций этой пост-катакомбной аристократии. Утратив свою сакральную роль, и став вполне себе светскими царьками, они тем не менее, не могли согласиться стать винтиком в чьей-то державной машине... Проще было согласиться на масштабнейший в истории грабёж.
В сравнении с которым Троянский поход мерк, как блекли и походы гиксосов и кутиев...
Мы вновь говорим о походах «Народов Моря»...
Весь европейский Юг сорвался в эту авантюру. И очень похоже на то, что дунайско-лужицкий костяк был инициатором. Его южное ответвление в те дни, видимо, и состояло из предков армян и фригийцев - они увидели возможность захватить хеттскую монополию на редкой прочности металл: железо. Да к тому же и выход к Кавказу - лакомая перспектива...
Вот почему окончательно сокрушив хеттов и Трою, эта знать, прихватив с собой своии армии и общинников, обратно в Европу уже не возвращалась. Их ждал путь к Закавказью...
Вероятно, к ним присоединилась львиная доля микенских колесничих - поскольку по окончании этой европейской экспансии в Азию микенские города были в запустении.
Дорийцы захватили в них власть и влияние неспешно и без кровопролитий. Попросту по праву нынешнего сильного.
Кстати, они тоже ходили в этот поход. И вернулись. С индустрией железа.
...Единственные во всей тогдашней Европе...
Уже накануне Средиземноморье ощущало эти события.
Уже с воцарением микенской династии в Эгеиде, острова Западного Средиземноморья вливаются в новый рынок морской торговли. Микенцы ходят даже к берегам Ирландии! Им нужно олово. Им нужны мечи.
А на Болеарских островах, Корсике и Сардинии возникают иерархизированные родовые захоронения с оружием. И по всем островам начинают строиться родовые башни: все эти нураги, торри, талайоты (в особенности их много, что характерно, в ареалах медных рудников)...
Возникают каменные корабли предков - «наветас»...
нураге (Сардиния), талайот (Мальорка), торре (Корсика)
Пика эти циклопические сооружения достигают как раз после походов «Народов Моря».
Вообще, период 1100-750 до н.э. - особая пора.
Финал эпохи Бронзы.
Одновременно - распространение
традиций Гальштата и рост кельтского влияния в Европе...
Не говоря уже о шедеврах скандинавских металлургов и художников (ср. петроглифы Бохуслана!)...
И всё это на фоне распространения номадизма в степях Евразии, возмужания этруссков в Италии и становления полисов в архаической Греции...
В эту пору укреплённые «замки» распространяются по Европе...
Да, им далеко до Тиринфа или средиземноморских нураге... Кавказские башни Урарту тоже были вне конкуренции (к слову, думается, что родовые башни средневекового Северного Кавказа - урартское наследие). Но европейские городища I тысячелетия до н.э. тоже внушают уважение.
В это время происходит пик производства мечей. Причём как достаточно длинных, так и коротких. Обоеострых и однолезвийных... Змееподобные скрамасаксы и махайры - излюбленное оружие в тогдашней Иллирии и Скандинавии...
Типовой гальштаттской «фишкой» выступают антенновидные фигурные рукояти.
Восхитительно то, что их форма, равно как и очертания клинка, в Центральной Европе и среди киммерийцев Предкавказья практически идентичны! Либо имеем дело с миграциями, либо с активнейшим военным импортом (сравнимым с каролингами эпохи викингов), либо, что Фракия и Киммерия вправду выделились из одного этнокультурного массива и поддерживали между собой регулярные связи теснейшего рода...
В это же время распространяется усовершенстованное защитное вооружение: кирасы и шлемы с плюмажами.
«В поздний период распространения полей погребений во всей Центральной Европе и отчасти в областях, где сказывалось влияние среднеевропейских культур, - от Балкан до Скандинавии, появляется новая символика культа солнца. Важнейшим элементом этой символики были стилизированные изображения птиц (может быть лебедей, или вообще водоплавающих птиц) в сочетании с кругом, колесом, повозкой (...)
Водоплавающая птица служила солнечным символом, связующим небесную и земную сферы, символом плодородия и стоит в том же ряду, что и концентрические круги, крест, колесо, бычьи рога и т.п. Встречаются культовые четырёхколёсные повозки в виде котла» (Монгайт А.Л.,"АЗЕ", т.2., с.76-77)
Культовая повозка из кургана X в. до н.э. Пеккатель, Германия. (высота повозки 35,5 см)
«В поздний период полей погребений распространяется обычай хоронить вождей и воинов на повозках, части которых тоже бывают украшены изображениями птиц» (Монгайт А.Л., там же, с.77).
И опять же, помимо мечей общая культово-социальная роль повозок и котлов роднит сукупно фракийцев, иллирийцев с кельтами и киммерийцев со скифами. Думается, в позднем бронзовом веке их общества имели схожие милитарно-олигархические формы. Этим же объясняются и фортификации того времени.
«Конец культуры полей погребений наступил неодновременно в разных частях Европы вследствие различных причин. В VIII в до н.э. через Среднюю Европу прокатилась волна переселенцев, возможно в связи с появлением киммерийцев в Северном Причерноморье.
Весьма вероятно, что одновременно в Среднюю Европу вторглись северные племена.
Это привело к упадку среднеевропейские племена полей погребений. В южной и западнонемецкой группе вновь оживились элементы древней курганной культуры, произошла ассимиляция племён культуры полей погребений». (Монгайт А.Л., там же, с.77).
И вот эта оговорка лично для меня знаковая.
Где-то к VIII в до н.э. выходцы из Скандинавии завладели рынком культур погребений.
Последние их представители в лице Лужицкой культуры остались при делах и явно вошли с протовикингами в коалицию: взаимный импорт отлично фиксируется для этого времени.
Именно это дало скандинавам необъятные количества металлического сырья. Объёмы роскошных изделий из бронзы в Северной Европе VIII-VI вв. до н.э. просто грандиозны, а уровень их обработки потрясает воображение! Не случайно бронзовый век продержался здесь особенно долго...
явно культовые золотые и позолоченые предметы, напоминающие элементы облачения
Таких вот "шляп" было найдено множество...
1. Весьма примечательны детали складных стульчиков: явное свидетельство субкультуры знати;
2. Особенностью данной эпохи является изобилие ритуальных музыкальных инструментов: парных лур...
А упадок Северных бронз и одновременно Лужицкой культуры в Центральной Европе стоит связывать с экспансией кельтов... Точнее следует говорить о культурной экспансии
традиции ЛаТен: её восточную часть связывают с историческими ретто-иллириками, а западную - с кельтами-галлами.
...Железный век вступил в полную силу...
Опять же парадоксальным образом роднятся многие идеологические, эстетические и даже бытовые черты кельтов и скифов, включая элементы костюма, оружие, музыкальные инструменты, характер повозок... Нет, разумеется, между кочевниками степей и воинственными обитателями оппидов общего мало.
Но то общее, что всё же имеется, - настолько фундаментально, что заставляет задуматься...
Впрочем, это уже совсем другая тема...