Концепция школы. Часть 1 Концепция школы. Часть 2. Альтернативное образовательное пространство Концепция школы. Часть 4. О фолиантных фобиях Концепция школы. Часть 5. Школа Ирис У детей в жизни будет ещё много времени на то, чтобы помучиться, пострадать, перебороть, принудить себя, применяя в различных ситуациях те или иные ресурсы своей психики. Пока дети - дети, их основная задача - эти ресурсы обозначать, изучать, копить и применять естественным образом, то есть без понуканий и науськиваний, долженствований и приказов.
И даже желательно (рискую получить по лицу) без стимулов («стимул» - это, оказывается, название кнута, которым раньше стегали лошадей)…
Как сделать так, чтобы наши дети смогли сберечь себя и окружающих, а, следовательно, наш мир, который мы последовательно и целенаправленно ведём к разрушению?
Начать им доверять, вырастить их другими, свободными от предрассудков, не прививать им своих ценностей и приоритетов (судя по происходящему, у нас они «перекошены»), а дать формировать свои. Развивать воображение, дать возможность обсуждать, учиться сотрудничать (умеем ли мы?), идти демократическим путём. Выйти на путь созидания.
Что для этого надо сделать в образовании?
Что-то упразднить, а что-то внедрить. Ультимативный отказ от школ оправдан только в одном случае: если эти школы будут и в дальнейшем такими же, как сейчас. Это будет выбор меньшего из двух зол: взращивание аутичных «травоядных» индивидуумов, страдающих от неумения абсорбироваться в социуме - в противовес воспитанию всеми правдами и неправдами социализированных «хищников» (которым волей-неволей «насадили» знания, «бразильским способом» - поплывёшь или утонешь - бросили в воду).
Мы здесь для того, чтобы сотрудничать, ибо мы здесь не одни, и это неспроста. Меньше десяти сверстников - куцая среда для социализации. Нужно выводить человека «в свет». Значит, нужна…
Школа.
Но не та.
Значение греческого слово schola: "свободное время, досуг".
Почему бы всё человеческое время не представить, как «свободное»? Чем «досуг» отличается от «работы»? Говорят же, что величайшее счастье для человека - это когда его хобби совпадает с работой. Почему бы не сложить обучение с досугом?
Малыш развивается постоянно, каждую секунду, любой предмет, действие или явление для него - возможность познать. А что, если не понукать, не «подращивать»? - кстати, а как это? И это то, что мы пытаемся сделать с ребёнком лет с полутора, «уча» ходить (без нас не пойдёт?), «говорить» (то есть правильно произносить те или иные слоги или слова: наблюдала недавно раздражённую маму, твердившую, что слышать «идиотское слово «бибика» больше не собирается, пока малыш не скажет «машина», она с ним не разговаривает), читать (описан опыт хоумсулеров, которые учились читать сами) и проч. Тянем росток за листья, морковку - за ботву. Учим детей в детском саду сидеть за партами в три года, ибо «придётся в школе» - это, конечно, можно объяснить незнанием возрастной психологии, отрицанием очевидных истин о постепенном становлении мозга и развитии организма в целом, но в каких пределах?
Продолжить опыт доверия естественной тяге человека к развитию необходимо и в школе.
Нет, он не вырастет невеждой.
Конечно, если мы не будем (а мы, конечно, будем - добро пожаловать к психологу или на психотренинги!) навешивать на него свои тревоги по этому поводу, ведь они побуждают нас к действию: недовольству «ленью», принуждению к «занятиям», осуждению.
В последнее время в обществе модны тренинги и различные «практики», психологические курсы и семинары. Мы, взрослые, занялись самотерапией.
И слава Богу.
Что мы делаем?
Доигрываем.
Мы не доиграли в детстве.
Какое право мы имеем лишать наших детей того, чего лишили нас? Осознав, что это не более чем месть («не ты первый», «я тоже через это прошла», «кому сейчас легко»), мы сделаем первый шаг к пониманию ребёнка в себе - и, следовательно, нашего ребёнка.
Как может измениться школа, чтобы дать ребёнку всё то, что ему необходимо, и забрать всё то, что ему мешает?
Предлагаю упразднить:
-- вынужденное сидение на одном месте во время урока.
Дети против своей природы запихиваются в замкнутые пространства классов, в узкий промежуток между партами, на 35-45 минут, во время которых происходит фронтальная пытка знаниями.
-- необходимость вчитываться в сухие страницы учебников.
Живя в мире визуальных монстров, экшна и немыслимого количества наглядных образов, мы можем себе позволить вместо необходимости расшифровывать серые научные формулировки дать детям мир во всех его проявлениях и во время образовательного процесса.
-- груз интроекций.
Огромный объём непереваренной информации засоряет психику, а не развивает её.
-- конкуренцию (баллы, тесты, оценки, соревнования, виды иерархии).
Борьба за власть, средства, которыми достигается победа, стремление быть лучшим вызывают неврозы, тревоги, навязывают сомнительные ценности, смещают акценты и воспитывают людей, желающих и вполне способных разрушать, а не созидать.
Предлагаю внедрить:
-- движение, различные виды передислокации во время урока
В отличие от обычных физминуток и пауз это должны быть смены видов деятельности, работа в кругу, а не «фронтом», подгрупповая работа, игры и тренинги с возможностью менять положение тела.
-- возможность выбора занятия
Многокомнатная среда, наполненная развивающим оборудованием и населённая учителями-кураторами (коучами, тренерами), носителями каждый своего Предмета. Мы можем предложить детям два-три ежедневных общих (достаточно обширных и насыщенных) занятия в расписании, остальное время может быть посвящено подгрупповой и индивидуальной работе.
-- обязательное психологическое сопровождение и тренинги общения, сотрудничества, личностного/духовного роста, формирование способностей к самообучению.
Коммуникация и социализация - вот одни из важнейших сторон определения человека в обществе. Десятиминутная перемена - не самый эффективный способ этому научиться. Для этого необходим специальный блок в образовательной среде. Кроме того, применяя некоторые открытия в области работы мозга, тренируя его, применяя специальные техники, мы можем помочь нашим детям усваивать больше информации без ущерба для их здоровья (к примеру, эйдетика развивает память и образное мышление, практика йоги балансирует все системы организма и помогает жить в гармонии с собой).
-- большой спектр занятий художественно-эстетических направлений: танец, музыка, театр, живопись, интеграция этих областей с другими: историей, литературой, математикой, философией и естествознанием.
Формируя воображение, мы создаём предпосылки для развития всех видов мышления, включая научные и диалектические. Проживая предмет в воображении, дети познают его. Мы учимся с помощью театральных постановок, просмотра кинофильмов, музицирования, рисования.
-- богатую опытную среду.
Пусть дети учатся сенсорно. Химия, физика, естественные науки - всё это требует множества экспериментальных действий. Оборудование должно быть обширно и доступно под руководством знающего специалиста.
-- людей, настроенных и умеющих не научать, а наблюдать, помогать и направлять. Обеспечить этим людям также психологическую и методическую поддержку и возможность саморазвития на тренингах, стажировках и курсах.
-- систему самооценивания.
«Единственная полезная и осмысленная мерка - это рост и изменения самого ребёнка. Если тесты и использовать для оценки, то они должны помогать каждому конкретному ребёнку найти подходящие пути своего развития, определить, в каких областях ему нужна помощь, в чём его слабые и сильные стороны. Важно то, что ребёнок узнаёт о самом себе. Если начать применять какие-то методы самооценивания, то в результате удастся снизить у учеников тревожность и напряжение, а это поможет им более спокойно и стойко сносить объективные оценки, которые в конечном итоге очень желательно свести к измерению того, насколько ученик предрасположен к той или иной области и дисциплине, в чём ему нужна помощь, в чём его таланты». Эда Ле Шан
-- элемент игры во всех областях и видах деятельности - независимо от возраста ребёнка.
Мы все находимся в огромной игротеке, являясь попеременно персонажами разных ситуаций, историй, постановок. А детей учим быть «серьёзными» - а, как известно, «все глупости мира делаются именно с этим выражением лица» (Мюнхаузен). Перевоплощаясь в рыцарей, сеньоров и вассалов, выстраиваясь в ряды молекул и сочиняя сказки про магнитные поля, приплясывая и напевая, мы достигаем гораздо больше, чем просто «Овладение-Учеником-Знанием, Положенным-для-Сдачи-Теста» - мы учимся жить, мы ЖИВЁМ. И учим жить детей. Так - учим. А не способом типа «Эдваааард, мальчик мооой!»