Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Параллельно с трансляцией сериала "Чернобыль", Крейг Мэйзин (Craig Mazin), автор сценария и создатель сериала, ведет подкаст, где выдает подробности о создании каждой серии. Помимо прочего, он рассказывает о том, какие решения ему пришлось принять при написании сценария, где требовалось отойти от реальности и почему. В общем, весьма интересно послушать! Вот пятый подкаст в оригинале:
Click to view
Ниже я вкратце законспектировал основные высказывания автора.
Пятая серия:
- Первая сцена, нарезка моментов в безмятежной Припяти, и следующая за ней сцена с Брюхановым, Фомином и Дятловым показывает момент, на который все еще можно было остановить. Но они этого не сделали, так все они рассчитывали на повышение.
- Судя по тому, что Мэйзин читал, Дятлов очень хотел уйти с производства в офисную работу.
- Но вообще в этой нарезке в начале серии Мэйзин стремился показать не просто счастливую жизнь, а ностальгию по той жизни, которой лишились жители Припяти. Припять, город-атомник, был очень хорошим местом. Это показывается в этой сцене. Есть цветы, есть плавательный бассейн, хотя это было нетипично для советских городков такого небольшого размера.
- Стандарным подходом было бы включить эту сцену в самом начале сериала. Но Мэйзин чувствовал, что это бы было неправильно, так как тогда чувство ностальгии было бы незаслуженным.
- Фомина играет Адриан Роулинз (которого, скорее всего, все помнят по роли отца Гарри Поттера), который отлично сыграл на пару с Коном О’Нилом (Брюханов). Было бы интересно посмотреть на Розенкрантца и Гильденштерна в исполнении этих двоих.
- Была сцена с Фоминым, которую вырезали по хронометражу. Ее Мэйзину не хватает, но ничего не поделать: она была связана с другими сценами, которые тоже пришлось вырезать. Фомин пытается совершить самоубийство в тюрьме. Это был реальный случай. Он разбил свои очки и пытался перерезать вены осколками. Из-за этого суд задержался на несколько месяцев. После суда его досрочно освободили из тюрьмы и перевели в психиатрию. Адриан внес в этого персонажа чувство слабости. Фомин слаб и соблазним, и когда происходит катастрофа, такие люди воспринимают стыд особо остро. Неудивительно, что он пытался покончить с собой.
- Еще один аспект: Брюханов спрашивает, не будет ли проблемы со стабильностью, если держать реактор на малой мощности. То есть, у них есть осознание того, что возможны проблемы со стабильностью. На этот момент зритель уже знает, что уже сейчас идет недобросовестная работа.
- Когда Легасова показывают в Москве, уже ясно: непосредственный кризис преодолен, саркофаг возведен. В Вене Легасов не совершил подвига, к которому подводили в 4-й серии, и неудивительно: когда граждане СССР выезжали за рубеж, за ними особо строго следили. Исторический факт: Легасов поехал в Вену, выступил на конференции, говорил довольно долго, причем совершенно не так, как ожидали от советского ученого. Он признал, что были проблемы с обучением, с техникой безопасности, и что операторы АЭС совершили ошибку. Такие вещи были неслыханными от советского ученого. Его очень хвалили, цитата «Наконец-то, советский ученый, которому можно верить» - реальный газетный комментарий. Советский Союз провернул великолепный финт: Легасову разрешили высказать почти все, и это выглядело честно.
- С самого начала надо упомянуть: Легасов вовсе не присутствовал на суде. Здесь имеет место огромное художественное отступление, к которому, однако, пришлось прибегнуть. Суд можно было бы показать в точности, как он был на самом деле, с другими людьми - однако, зрители бы не знали, кто они, и они были бы им безразличны. Поэтому эта драматическая вольность: ни Легасова, ни Щербины там не было. Этим занимались другие люди. Кроме того, суд длился несколько недель, и был довольно тягостным. Решение сделать суд апогеем всего сериала было принято в самом начале. Мэйзин не может начинать проект, не зная, как его закончить. Сцена суда позволила драматически завершить и сюжетные линии, и линию Легасова. Тот выбор, что он сделал в сериале на суде, он сделал в жизни в другом месте. И помимо этого, эта сцена позволила, наконец, показать, что случилось той ночью. Как в детективе.
- Почему суд был в городе Чернобыль? По советским законам, суд должен был проходить в том же районе, где и преступление. От этого легко могли бы отказаться, но предпочли не делать этого: отчасти, чтобы показать народу, что там теперь безопасно. Что было не так, поэтому всем участникам приказывали тщательно мыть обувь. Абсурдное место для суда, всего в 20 км от реактора.
- Слова Хомюк к Легасову о том, что на суде будут специалисты-ядерщики, которым будет не все равно. Это отчасти вдохновлено реальными событиями. Суд был небольшим, самого Легасова там не было. Но в научной среде после Чернобыля шли ожесточенные споры. Некоторые считали, что откровенность Легасова привлечет излишнее внимание к тем ученым, что помогали скрывать информацию о дефекте РБМК. Другие же стремились огласить эту информацию. Те, что желали скрыть информацию, стали брать верх. Легасов вошел в странный период своей жизни, где вместо наград и повышений, которые ему следовало бы получить, ему досталось обратное - его начали избегать и вычеркивать из наградных списков. Кроме того, его здоровье ухудшилось. И самоубийство Легасова не было первой попыткой. Он совершил попытку самоубийства и попал в больницу. Так что именно записи, пленки, которые он оставил после себя, помогли переубедить научное общество.
- Так что в реальной жизни он говорил правду о том, что произошло, и его собственные коллеги отвернулись от него. Те, кто относился к истеблишменту. Они боялись, что их привлекут к ответственности за более ранние случаи, которые они помогали их замять. А люди во главе СССР ничего этого не знали и полагались на экспертизу ученых.
- Поэтому все это было драматизировано и сильно ужато - но это был единственный возможный путь для Мэйзина, не превращая это в мыльную оперу о политике в Курчатовском институте.
- Суд проходил во Дворце культуры в городе Чернобыль. Его переделали в зал суда. На сцене поставили три больших стула для судей, повесили занавес. Декоратор Люк Халл проделал большую работу: если сравнить декорации и реальный зал суда, они почти идентичны.
- Вставка от декоратора Люк Халл: забавно, что декорация, которая выглядит предельно просто, потребовала огромной работы - она не должна была выглядеть слишком торжественно. Атмосфера сцены вдохновлена заседанием конгресса в «Крестном отце II», та же энергия, такое же шумное эхо в зале. От микрофонов тянутся провода, бумаги рассыпаны беспорядочно… это неидеально, это - идущий процесс, тянущийся уже долгое время, и все участники устали.
- Насколько это типичный советский показательный процесс: это, скорее, последний из советских показательных процессов. На этот момент их давно не было. Мэйзин изучил протоколы ранних показательных процессов, к примеру, над Зиновьевым, чтобы оценить, какой язык использовался на них. В данном случае прокурор по званию был выше, чем судья. Речь, которую он произносит в начале взята, отчасти, из речи Брежнева, возможно, к юбилею «Спутника». Мэйзин просто не мог поверить, что там действительно звучали такие слова: «наши единственные принципы - принципы ленинизма».
- Прокурора играл актер Майкл МакЭлхаттон, игравший Русе Болтона в Игре Пристолов. Все его сцены вошли в сериал.
- Правда ли на этом суде делались такие презентации? - Нет. Эти показушные процессы, как правило, состояли из допросов. И большой частью таких процессов были признания обвиняемых в том, насколько они виноваты. Часто они пытались выставить себя как можно более виноватыми, чтобы избежать пули.
- Мэйзин использовал заметки, которые делали на суде присутствующие. Дятлов упорно не признавал свою вину. Так что эти презентации должны, скорее, разъяснить происходящее телезрителям. Однако, все описания самого происшествия абсолютно верны, вплоть до секунды.
- Почему, несмотря на тягу Голливуда к упрощению, Мэйзин решил преподать своим зрителям научную лекцию: потому что это правда. Для него было важно, что после того, как зритель познакомился с этим ученым, со всем, через что он прошел, и с этой инквизицией, которая ищет виноватого - он услышит правду. Ну и потому что причина взрыва вообще сама по себе удивительна, это в некотором роде маленькая драма о людях и о принятых ими решениях. Мэйзин ее понимал, и хотел, чтобы зритель тоже ее понял.
- Фразы Дятлова - реальные. Напрмер «Вы прокрастинируете» - он постоянно это говорил своим подчиненным.
- У Дятлова была репутация сложного, требовательного человека, который никогда не был доволен. Позже он делал пространные заявления, которые Мэйзин считает неубедительными. Дятлов сконцентрировался на недостатке реактора, игнорируя факт, что он проявляется только тогда, когда реактор находится в абсолютно неработоспособном состоянии. Он знает, что тест, который он проводит, совершенно не имеет смысла, но он хочет поставить галочку и отрапортовать, что тест завершен. Дятлов ведет себя безрассудно и глупо, но он, конечно, не думал, что ситуация может стать опасной. Всегда была возможность заглушить реактор, и осознание того, что существует аварийная кнопка, всегда действует очень успокоительно.
- И поэтому это замешательство на их лицах после взрыва: они не ожидали, что после нажатия аварийной кнопки он произойдет. И из-за того, что датчик показывал такое повышение уровня радиации после нажатия кнопки, они считали, что причина в другом: что датчик дефективен, что взрыв произошел в баке с водородом, а не в реакторе… ведь у них не было логического объяснения. У Дятлова был опыт, но Топтунову было всего 25 лет, и он работал на ЧАЭС всего 4 месяца. А большинство рабочих на ЧАЭС даже не знали, что проводятся испытания. Никто до этого не скомбинировал следующие шаги: отключить насосы, качающие воду в ядро; полностью удалить контрольные стержни, кроме 6 (из 211). И, кстати, практически сразу после Чернобыля изменились предписания, сколько стержней можно одновременно удалять.
- Кроме того, была еще одна ошибка, которую не смогли подробно показать: когда Топтунов отключает локальное управление на глобальное. Здесь Топтунов, скорее всего, совершил ошибку. Неизвестно, почему в этот момент упал уровень энергии. Это не должно было случиться. Либо выключатель был дефективным, что сомнительно, или Топтунов не сбросил число на нужную величину, и поэтому уровень энергии упал.
- Откуда известна вся последовательность действий посекундно: благодаря компьютеру СКАЛА. Это - центральный компьютер, записывающий все инструкции на панели управления, поэтому все решения были запротоколированы. Кроме того, в последующие дни после аварии Топтунов и Акимов подверглись допросу, равно как и Киршенбаум со Столярчуком - кстати, они оба выжили. Так что была собрана общая картина. А вот Дятлов на суде утверждал, что он был в туалете, что он не приказывал им поднимать мощность, что это они решили самовольно. И тут становится ясно, что Дятлов - не просто упрямый, а что это - определенный тип человека, который может перечить советскому судье на показном процессе. И он до смерти так и не сознался.
- Про красные и синие дощечки: первоначально Мэйзин хотел использовать разноцветные шарики. Он знал, что единственный способ, которым это можно объяснить - такой, какой бы понял он сам. Он говорил с ядерными физиками, читал о ядерных реакторах, и понял: это - система баланса. Теперь нужно показать, как это работает. И когда решили сделать дощечки, ему очень нравится, что надписи на них - на русском. Так что иностранные зрители не смогут понять, что там написано. И что самое главное - это и не нужно!
- Вмешательство Щербины в процесс на его кульминации - такого произойти, конечно же, не могло. Это - результат развития отношения персонажей в сериале. Есть замечательная фотография реальных Щербины и Легасова, кажется, из Вены - они смеются, у них явно дружеские отношения. Когда Мэйзин увидел эту фотографию, он подумал: «Здесь - настоящая дружба.» Поэтому он считал, что в такой ситуации Щербина поддержал бы Легасова.
- Сцена с КГБшником: на самом деле с Легасовым произошло вот что - ему дали вернуться на свою работу, но уменьшили обязанности. На следующих выборах главы Курчатовского института он проиграл, и был в шоке. Перед Чернобылем это вряд ли произошло, ведь он был убежденным коммунистом - собственно, это показано в этой сцене. А его отец был не просто убежденным коммунистом - он проверял благонадежность других. Мэйзин считает, что после Чернобыля и возрастающей дискуссии о надежности реакторов РБМК, в научном обществе появился страх, что Легасов будет обличать других ученых. И он начал терять связь с научным обществом. У него появились проблемы со здоровьем, усталость и депрессии.
- У Мэйзина появилось ощущение, что именно интенсивное занятие посмертными мемуарами Легасова прибавило смелости открыто говорить о проблеме РБМК, хотя бы в связи с его самоубийством. Это невозможно было игнорировать. Поэтому это невозможно было подавить.
- Мир знал о роли Легасова в ликвидации Чернобыля, он был лицом советской науки в Вене. И тут он взял и покончил с собой, ровно через два года после аварии. И в своих мемуарах он четко говорит о необходимости реформ в науке. Поэтому следствием была бóльшая открытость в области науки - и реакторы РБМК были модифицированы, чтобы уменьшить риск аварии. Был уменьшен положительный пустотный коэффициент. Графитные наконечники контрольных стержней, которые привели к взрыву, были переделаны. Были написаны новые правила.
- В эпилоге есть цитата Горбачева о том, что Чернобыль, возможно, привел к развалу СССР. В результате Чернобыля произошли две вещи. Одна из них: огромные денежные расходы. Их никто не предвидел и денег на них особо не было. А вот вторая - огромная ложь по отношению ко всему миру. В данном случае СССР скрыл, что опасность грозит целому континенту. В результате страна была обличена, как бесчувственная и трусливая, и так от этого и не оправилась. Нация, одержимая тем, чтобы не быть униженной, в результате, подверглась унижению. И СССР начал шататься. Против самого Горбачева был путч. Он не удался, но одна за другой, советские республики начали объявлять о независимости, и страна развалилась.
- О том, что Мэйзин узнал нового для себя во время работы над сериалом: В таких обстоятельствах, когда совершаются такие преступления, просто удивительно, насколько редко удается идентифицировать кого-то конкретного, кто был бы виноват. Между людьми существует некая мысленная договоренность, чисто бытовая. Когда мы переходим дорогу на зеленый свет, у нас общая мысленная договоренность с другими людьми - что они остановятся, когда им горит красный. Мы всегда это делаем и полагаемся на других. И ошибки, которые делает человек, смешиваются с ошибками, которые совершают другие, и с теми ошибками, о которых еще даже не знают. И Мэйзин не убежден, что люди способны существовать с другими людьми, вовсе не прибегая к лжи. Иногда она необходима, но с крупной ложью нужно быть осторожными, так как в конце концов правде будет все равно, она одержит верх. Поэтому, когда кто-то явно лжет, это нужно обличать, и именно поэтому важно было сделать «Чернобыль» именно сейчас.