Первая часть Вторая часть Давно меня я настолько не впечатлялся телесериалом. Казалось бы, канал HBO бросил все силы на восьмой сезон "Игры престолов", так ведь нет! Гораздо интереснее оказался мини-сериал "Чернобыль", выпущенный практически параллельно, и уже вышедший на первое место по рейтингам в IMDB.
Параллельно с трансляцией, Крейг Мэйзин (Craig Mazin), автор сценария и создатель сериала, ведет подкаст, где выдает подробности о создании каждой серии. Помимо прочего, он рассказывает о том, какие решения ему пришлось принять при написании сценария, где требовалось отойти от реальности и почему. В общем, весьма интересно послушать! Вот третий подкаст в оригинале:
Click to view
Ниже я вкратце законспектировал основные высказывания автора.
Третья серия:
- «Дайверов» все так называют, хотя они не были настоящими дайверами, это были инженеры, которые хорошо знали коридоры в подвалах ЧАЭС.
- По информации Мэйзина, дайверы вообще завершили свою миссию в кромешной темноте. Но чтобы зрителю было хоть что-то видно, в сериале им дали маленькие советские фонарики с ручным динамо.
- Острая лучевая болезнь действительно настолько коварна, как показано в сериале: после первоначального облучения, напоминающего ожоги, наступает краткий период улучшения, потому что повреждения на клеточном уровне проявляют себя только через какое-то время.
- По сценарию эпизод начинался со сцены, где у Дятлова видение его сына. У реального Дятлова был сын, который умер от лейкемии, когда ему было 10 лет. Сам Дятлов в то время работал на судостроительном заводе в Сибири, где конструировал ядерные реакторы для подводных лодок. На одной из них произошла авария, в результате которой он получил почти смертельную дозу радиации. А его сын вскоре после этого заболел лейкемией и умер - возможно, что он заразился от облученной одежды Дятлова. Первоначально планировалось включить эту сюжетную линию в сценарий. Но она оказалась слишком не связанной с непосредственными событиями, показанными в сериале, и выглядела, как флешбэк из обычного телесериала.
- А вот правда про Дятлова: все описывали его, как очень неприятного, упрямого человека. Он относился к радиации без должного уважения, как, например, электрики, которые слишком вольготно обращаются с электрическим током.
- Сцена с первомайскими демонстрациями и первым секретарем горкома Минска должна была быть в начале третьей серии, после того, как непосредственная опасность термоядерного взрыва была предотвращена, и наступила передышка.
- Для Мэйзина было важно наглядно показать то, что происходит с жертвами радиационной болезни.
- Сцена с Людмилой, где она врет насчет беременна ли она: на самом деле врач спросил ее «у вас есть дети»? И она соврала: «да, двое». И только поэтому врач ее пропустила к мужу.
- Шахтеры не были обычными рабочими в СССР. Они были крутыми, их даже Горбачев побаивался. У них была в некотором роде привилегированная позиция, так как вся страна зависела от угля. В Чернобыле участвовали как шахтеры из Тулы, так и из Донбасса и других регионов.
- В сериале сократили линию Брюханова и Фомина, которых арестовали довольно быстро. На самом деле это заняло какое-то время. Например, именно Брюханову под угрозой расстрела поручили организовать жидкий азот для холодильной установки.
- Как оказалось, туннель под бетонной плитой оказался ненужным, потому что бетонная плита выдержала ядерный мелтдаун. В результате каждый четвертый из 400 шахтеров, копавших туннель под ней, без нужды погиб от последствий радиации.
- Про голых шахтеров: есть многочисленные воспоминания о том, сколько одежды на самом деле они с себя снимали. Несколько шахтеров рассказывали, что раздевались догола, именно по той причине, что показана в сериале из-за жары в 50°C.
- Сцена, где Легасов ругается с Горбачевым из-за 30-километровой зоны эвакуации: эта сцена не реальная, она была написана, чтобы создать развитие для персонажа Легасова, который был вполне лояльным коммунистом. Сама же зона действительно была, и Рыжков выбрал ее радиус совершенно без какой-либо научной основы. К счастью, эту зону потом расширили.
- HBO и Sky организовали съемочной группе поездку в Припять. Там нужно было проходить контрольные пункты украинской армии, с многократными проверками на излучение. А экскуросовод их группы в свое время был эвакуирован из Припяти ребенком.
- Сам город Чернобыль - на самом деле маленький городок, гораздо более удаленный от ЧАЭС, чем собственно Припять. Там стоит небольшой Дом Культуры, в котором и проводился суд над Дятловым, Брюхановым и Фоминым. От этого ДК у Мэйзина осталось гораздо более гнетущее впечатление, чем от самой ЧАЭС.
- А вот когда Мэйзин ходил по собственно Чернобыльской АЭС, он понял, насколько просто было отрицать случившееся. Она настолько огромная и создает такое чувство безопасности - что тут может случиться? Они прошли по ЧАЭС довольно далеко: дошли до третьего реактора и его контрольного центра, где счетчик Гейгера вдруг начал тикать сильнее. Гид их успокоил «мы тут пробудем максимум минуту».
- О показанной в сериале роли КГБ: тут у Мэйзина ощущение, что КГБ особо не волновало, кто что знает. Скорее, их беспокоило, кто что расскажет на публике. И один из ученых даже попал за это под суд, но к счастью, к той поре СССР распался.
- Слово «ликвидатор» звучит по-русски гораздо страшнее, чем по-английски, потому что в русском это синоним «eliminate».
- Сцену в тюрьме КГБ снимали в бывшей тюрьме КГБ в Вильнюсе. Она находится прямо в центре города. Теперь это музей.
- Когда Хомюк говорит Легасову, что инженеры нажали АЗ-5, после чего последовал взрыв, на лице Легасова очень странная реакция, которую Джаред Харрис сыграл идеаально. У зрителя ощущение, что это для него не является сюрпризом. Будто он что-то вспоминает.
- Поиск правды - часть той реальности, в которой эта трагедия развилась. Именно поэтому эту историю нужно было рассказать так, на протяжении 5 часов. В формате кинофильма это бы не сработало.
- Но на текущий момент мы вот что знаем: сериал уже задал конкретные временные рамки. Часы тикают: происходит взрыв, а два года спустя этот человек умирает. В этой точке сериала, посредине, мы видим, как этот бикфордов шнур загорается, и в конце концов он приведет к смерти главного персонажа.
- В отличие от Топтунова (25-летнего главного инженера), зараженного радицией Акимова (начальника смены) зрителю не показывают. Показывают только реакцию на лице Эмили Уотсон, которая уже видела до этого Игнатенко и Топтунова. Тут - тонкая граница, чтобы не скатиться в пошлость. Например, в первой версии было сцены с пожарником Василием Игнатенко были более обильными, и менеджер HBO попросил их урезать, иначе это выглядело чересчур - будто создатекли сериала смакуют это. И он был прав. По описаниям, Акимов, когда он умер, практически почернел. Этого даже не снимали, не делали грима для актера.
- От первоначального облучения пострадали не только мужчины, но и две женщины - охранницы на ЧАЭС.
- То, как обращались с трупами, что показано в конце сериала - правда. Ликвидаторы Чернобыля захоронены на Митинском кладбище в Москве.
- В после аварии начале имела место некая дискриминация, граждане со страхом относились к беженцам из Припяти, если их селили по соседству. И очень долго господствующим мнением было, что во всем виноваты такие люди, как Акимов и Топтунов. Что не полностью является неправдой, но также далеко не является всей правдой.