Первая часть Вторая часть Третья часть Давно меня я настолько не впечатлялся телесериалом. Казалось бы, канал HBO бросил все силы на восьмой сезон "Игры престолов", так ведь нет! Гораздо интереснее оказался мини-сериал "Чернобыль", выпущенный практически параллельно, и уже вышедший на первое место по рейтингам в IMDB.
Параллельно с трансляцией, Крейг Мэйзин (Craig Mazin), автор сценария и создатель сериала, ведет подкаст, где выдает подробности о создании каждой серии. Помимо прочего, он рассказывает о том, какие решения ему пришлось принять при написании сценария, где требовалось отойти от реальности и почему. В общем, весьма интересно послушать! Вот четвертый подкаст в оригинале:
Click to view
Ниже я вкратце законспектировал основные высказывания автора.
Четвертая серия:
- Бабушка из начала серии - пример тех людей, которых было тяжелее всего эвакуировать. Эта сцена вдохновлена реальными воспоминаниями солдата, который прочесывал окрестные деревни. Там была старуха, доившая корову, которая упорно не понимала, почему ей нужно уезжать. Он постоянно опрокидывал ее ведро, а она упрямо начинала снова доить.
- С другой стороны, Мэйзин хотел показать Чернобыль в контексте исторических трагедий России, а особенно Украины - как при царизме, так и во времена СССР. С одной стороны, Украина разделяет Россию и Запад, и при каждой войне туда вторгались в первую очередь. Во-вторых, страна особо пострадала при коллективизации в 30-е годы под Сталиным. В общем, то, что эта бабушка должна была сказать зрителю: «Это не что-то новое, мы всегда так жили.»
- Разумеется, при съемках никакие животные не пострадали. Корову построили искусственную. Доили настоящую корову, а на пол падал муляж. Когда делаешь такой сериал, за кулисами часто происходят такие невольно юмористические сцены - к примеру, чистое поле, по которому катят муляж коровы.
- Тем не менее, у Мэйзина сложилось впечатление, что пожилых людей в СССР очень уважали, и что народ разделял всеобщее уважение к Великой Отечественной Войне и людям, ее пережившим. Поэтому эта сцена так поставлена: когда старик начинает рассказывать о войне, ты молчишь и слушаешь. Даже если ты устал и тебе нужно его эвакуировать, даже если ты вынужден застрелить его корову - ты черт побери слушаешь.
- В этой серии время начинает убыстряться. В первых трех сериях время шло медленно: первая серия покрывала восемь часов, вторая - полтора дня, третья - несколько недель. Здесь же проходит несколько месяцев. Теперь это - долгая война, и совершенно другая перспектива. Тут - не безголовая беготня, не паника, а медленно идущая война. А Людмила и развитие ее беременности показывают временные рамки этой серии.
- Мы не видим строительство саркофага. В этом плане Мэйзин несколько отклонился от реального времени. К концу этой серии в реальности его уже начали возводить. Однако, саркофаг сам по себе не несет большой драматической нагрузки - поэтому решили сконцентрироваться на якобы более простой проблеме: очистке крыши.
- Чтобы ввести в сериал генерала Тараканова, Мэйзин заставил других персонажей объяснять ему, как были названы три секции крыши. На самом деле Тараканов сам дал им эти имена в честь своих племянниц.
- В эпизоде видно, что каждый носит небольшой черный бэджик. На нем записывалось облучение, которому подвергался его носитель. Это - кусочек фотопленки, по степени засвеченности которого замерялось облучение. В случае с радиацией такой силы играют роль три фактора: насколько ты близко, насколько силен источник и сколько времени ты провел. Для «Маши» провели вычисление и определили: на ней человек получал свою пожизненно допустимую дозу за полторы минуты. Это уже со свинцовой защитой и спецодеждой.
- Резина не помогает от радиации, но она защищает от воздуха, в котором летают радиоактивная пыль. Другое дело - свинец. В сцене на крыше они носят что-то, похожее на темную сморщенную фольгу. Это и есть свинец. Зрители могут задаться вопросом, почему оно выглядит, будто это кустарно сделали на коленке? Потому что так и было. Никому не давали настоящей свинцовой защиты, поэтому ликвидаторы добывали себе свинец из других частей АЭС, расплющивали молотком и делали доморощенные фартуки - или же «корзины для яиц».
- Специально для съемок построили макет робота Джокера . Советские луноходы, которые появляются в сериале, в основном сделаны в компьютерной графике. При съемках вместо них были просто тележки с ручками, которые потом заменили на спецэффекты. А вот для Джокера требовался реальный объект, который привозят на грузовике. И он выглядит точно так же, как на самом деле. В Сети можно найти фотографии реального Джокера на свалке в Зоне.
- А поломался Джокер из-за радиации, потому что советские власти отказались рассказывать, насколько ситуация критична. Поэтому немцам сказали, что радиация на крыше - 2.000 рентгенов в час, хотя на самом деле там было 9.000-12.000 рентгенов.
- Чтобы люди не думали, что жертвой этой дезинформации был только Джокер: когда его поместили на крышу и он застрял, зацепившись за кусок графита, на крышу послали несколько людей, чтобы прицепить его к лебедке. Это были первые люди на «Маше». Они его высвободили, и он некоторое время работал, но потом все-таки перегорел. Джокера в конце концов сняли с крыши и выбросили на одну из свалок чернобыльского мусора. Он все еще там лежит.
- Идея «биороботов» родилась из-за того, что они пытались сделать все, чтобы ее избежать. Все эти идеи - залить крышу расплавленным свинцом, стрелять по графиту взрывающимися пулями - предлагались в реальности. И в конце единственным вариантом осталось послать людей.
- Людей завозили туда партиями, это были призывники. Инструктаж, который дает им генерал Тараканов процентов на 90 - реальные слова самого Тараканова. Есть документальный фильм, где можно их услышать. Рассказчик документалки - один из ребят, которые цепляли Джокера к лебедке - говорил, что это звучало, как молитва. Поэтому если что-то в этой речи звучит странно или «не сценарно» - то потому, что это его точные слова. Как и его речь в конце серии.
- Сцена вылазки на крышу снята в реальном времени и длится 90 секунд.
- Вся очистка «Маши» проходила так: три тысячи человек посменно выбегали на крышу, бросали один-два куска вниз и все, их миссия в зоне была завершена.
- В этом сериале создатели редко прибегали к трюкам, необычным движениям камеры, потому что это бы помешало реалистичности. Но при написании сцены Мэйзин понял, что камера должна сопровождать участника очистки все это время, чтобы сделать ощутимым, насколько страшные эти 90 секунд.
- Чтобы понять, откуда взялись ликвидаторы, создали вторую сюжетную линия с юношей Павлом. На ликвидацию были призваны сотни тысяч человек. Линия Павла должна была представлять их всех.
- В книге «Чернобыльская молитва» было много историй ликвидаторов. Один из них рассказал свою историю: они ходили от деревни к деревне с охотничьими ружьями и убивали домашних животных. Этот человек был опытным, огрубелым воякой. Он описал там одну сцену, которую не включили в сериал из гуманных соображений, о ней чуть позже.
- Идея Мэйзина была такая: послать вместе с этим опытным воякой невинного юношу и показать действие с его точки зрения. Мы видели, что делает с людьми радиация, но мы еще не видели, что с ними делают принятые ими решения.
- В отношении солдатского лагеря создатели сериала старались быть как можно достовернее. Их создавали в чистом поле, или же занимали существующие структуры. Создатели сериала посетили один такой лагерь - лесную турбазу со сказочной тематикой. Поэтому там был лес, здания, а кроме того - деревянные статуи русалок. В этот лагерь, к примеру, послали Брюханова. Гид показал киношникам яму, полную сапог, которые ликвидаторы оставили после себя.
- Ликвидаторы были в основном мужчинами. Женщины, правда, тоже имелись, и Мэйзин пытался узнать, как много их было. Их было около 3.000-5.000 из примерно 600.000 человек, как правило, медсестры и поварихи.
- «Корзина для яиц» именно так и называлась. В воспоминаниях одного из ликвидаторов он не только описывает ее, но и призывает автора: пиши об этом! Мы их делали! Мы их так называли и их носили!
- Многие из солдат в запретной зоне были ветеранами Афганистана. В такой войне легко потерять базовые нормы поведения. И на их место приходят новые, более простые: «не заставляй их страдать». Бачо рассказывает Павлу историю о том, как он убил человека в первый раз. Эта история подразумевает то, что он его убил не быстро, и что этот человек страдал. И видимо, это стало его личным кошмаром и причиной, почему он не хочет заставлять страдать животных.
- Сцена с лозунгом, который стал названием эпизода - тоже из воспоминаний одного из ликвидаторов. Мэйзин просто не мог поверить в это. Если бы это придумал сценарист, его бы предали анафеме за такой штамп. Лозунг «За счастье всего человечества» висел на транспаранте над заброшенной деревней.
- Сцена с щенками тоже реальная. И сцена после этого, которая была снята, но которую решили вырезать, тоже. О ней можно проесть в книге «Чернобыльская молитва». Вкратце говоря, один из щенков не был убит. И когда трупы животных свалили в яму и начали заливать ее бетоном, ликвидатор увидел, что один щенок в этой груде жив, и хотел застрелить его, чтобы облегчить его страдания. Но у них не осталось патронов. Мэйзину было плохо, когда он писал эту сцену, и ее даже сняли, но посчитали перебором. Нельзя пересекать черту, где может показаться, что ты получаешь удовольствие от того, что шокируешь зрителя. Цель для зрителя - почувствовать то, что ощущает Павел.
- Сцена с Дятловым: он осознает, что происходит что-то за кулисами, и он уверен, что вину взвалят на него, и что эта наивная идиотка ничего не изменит. Для него бессмысленно то, что она делает - поиски фактов в этом мире? Зачем? И в некотором роде он прав.
- Сцену с КГБшником в библиотеке придумали, чтобы передать зрителю факт, что существовал реальный отчет ядерного ученого Волкова, описывавший недостаток конструкции реактора РБМК. До этого было несколько «мини-Чернобылей»: эффект, который привел к Чернобыльской катастрофе, наблюдался в меньшем масштабе на других реакторах РБМК. То есть, уже знали, что при определенных условиях такое может произойти. Но никто не ожидал, что реактор подвергнут таким нагрузкам, которым подвергнул его Дятлов в ту ночь.
- В отличие от первых трех серий, которые заканчивались довольно драматично, четвертая - на траурной ноте, где показывают женщину, потерявшую ребенка. Этот финал должен выразить правду: это правда, что молодых людей посылали туда, где они облучались; что женщины теряли детей. Это трагедия, она продолжается, и для них счастливого конца быть не может.