Складывается впечатление, что активность группировки "Аш-Шабаб" имеет примерно ту же природу, что и события в Мали - только в данном случае в ней заметна гораздо большая внешняя проектность. Создается предлог для иностранной "помощи" - а фактически, мягкой оккупации еще одной африканской страны.
Вооруженные силы Кении невелики. Сухопутные войска составляют по численности около 20 тысяч человек. Структурно в них нет войск, приспособленных для противопартизанской войны, а все сколь-либо пригодные для этой цели и имеющие реальный опыт сейчас находятся в Сомали. Кенийцы не имеют полноценной пограничной службы и аналога внутренних войск. В какой-то степени борьба с террористами может быть переложена на плечи армейского и полицейского спецназов - но их численность такова, что вряд ли они сумеют контролировать даже ситуацию в столице. 20 боевиков, захвативших молл Westgate, экспериментально подтвердили такое предположение.
В складывающейся ситуации Кения может быть поставлена перед необходимостью обратиться за помощью к какой-либо западной стране и фактически повторить малийский сценарий. Проблему таким образом вряд ли удастся решить - в Мали французские войска просто оттеснили боевиков, нанеся им минимальные потери. Вряд ли в Кении получится иначе.
Поддержка со стороны Африканского союза для Кении имеет скорее моральный характер, поэтому внезапная активизация "Аш-Шабаб" за пределами Сомали стала для кенийцев совершенно неожиданным и неприятным сюрпризом. В ситуации, когда все готовились праздновать очистку Сомали от исламистов, которые действительно терпят там поражение, их переход к эффективным непрямым действиям вызывал у кенийцев непонимание своих дальнейших действий.
Кения важна, как страна, через которую должен пойти нефтепровод из Южного Судана. К настоящему моменту предварительные работы по его проектированию близятся к концу, а окончание строительства предполагается к 2016-2017 году. Для Южного Судана это вопрос существования, для его северного соседа - тоже. В случае строительства нефтепровода Судан практически лишится возможностей диктовать условия Южному Судану и утратит ключевое значение для транспортировки нефти в направлении своих терминалов в Порт-Судане. Финансовое положение Судана таково, что начало транспортировки южносуданской нефти через Кению станет для него полной катастрофой и вполне может привести к крушению режима Омара аль-Башира - одного из последних динозавров эпохи до Арабской весны.
В нефти из Южного Судана крайне заинтересован Китай. Именно он готов профинансировать значительную часть работ по прокладке нефтепровода в направлении кенийского порта Ламу и модернизацию самого порта. Вполне возможно, что как раз здесь нужно искать ответ на вопрос об активизации "Аш-Шабаб", действия которой стали отличаться совершенно нехарактерным для этой не очень крупной и автономной группировки уровнем планирования.
Об этой ситуации
я писал еще в 2012 году, как о вероятном развитии событий, собирая разные данные о процессах в Экваториальной Африке. Интерес США к южносуданскому нефтепроводу уже тогда был очевиден - и поэтому вполне возможно, что речь идет о логичном продолжении тогдашних событий.
Иностранный контингент, введенный на территорию Кении под вывеской защиты ее от террористов, может иметь "в уме" дополнительную задачу - контроль территории, по которой будет проходить будущий нефтепровод. Это вполне вероятно, так как порт Ламу находится неподалеку от сомалийской границы - и "Аш-Шабаб", чьи позиции были сильны как раз на юге Сомали, вполне может периодически давать повод для того, чтобы такой контингент оправдывал свое присутствие бесконечно долго.
Все это, повторюсь, очень напоминает Мали, в которой Франция, не слишком усердствуя в борьбе с террористами-туарегами, взяла под контроль урановые месторождения севера страны, а американцы под тем же предлогом сумели выбить у правительства Нигера разрешение на строительство авиабазы беспилотных летательных аппаратов. Вполне возможно, что перед кенийским правительством тоже будет поставлено условие, по которому оно будет вынуждено разрешить строительство подобной базы на своей территории. Беспилотники - прекрасный инструмент контроля территории, на которой нет средств противовоздушной обороны, и идея-фикс нынешнего директора ЦРУ Бреннана. А что именно БПЛА будут контролировать - партизан или нефтепровод - это зависит от воли тех, кто командует этими аппаратами.