Экваториальные пляски (1)

Aug 04, 2012 13:31



Вполне тянет на сенсацию сообщение о том, что Судан и Южный Судан договорились между собой по поводу транспортировки нефти. Сенсацией настолько серьезной, что пока не понятно - правда ли это. Слишком много плясок с бубном вокруг южносуданской нефти, слишком крупные внешние интересы завязаны на нее - точнее, на ее транспортировку, чтобы вот так буднично безо всяких посторонних Север и Юг договорились между собой.


Для начала небольшая карта. На ней обозначены два маршрута транспортировки южносуданской нефти - на восточное побережье Экваториальной Африки и на западное. На востоке нефтепровод заканчивается в кенийском Ламу. Это название несколько раз фигурировало в сообщениях, которые сопровождали информацию о недавних действиях кенийской армии против боевиков сомалийской "Аш-Шабааб". Вот никому не мешали сомалийцы, жили себе потихоньку, беспредельничали - но как только было произнесено волшебное слово "Ламу" - боевики из местных юродивых превратились в исчадия ада. Ату их.

Кстати, чтобы так уж ату - то не получилось. Да не очень-то и хотелось - скажем прямо. Но пограничные с Кенией провинции зачистили. В буферную зону воткнули кенийский контингент, подперли его советниками из США - и пока вроде бы успокоились.

Чудны дела твои, Господи!

Однако Кения - не единственная проблема. В южном Южном Судане, как в каждом порядочном африканском государстве, есть свои отморозки. Правда, и тут не без местной экзотики - исламисты Аш-Шабааб могут нервно покурить возле пальмы и неумело перекреститься. Тут речь идет о парнях покруче - об угандийской Господней армии сопротивления (в английской аббревиатуре это обозначается как LRA - Lord’s Resistance Army). Кто хочет, может почитать через поисковик, что это за чудо - но сплав парахристианского сектантизма с африканскими корнями дал на выходе такое юдо, что США вполне серьезно окружают его аж четырьма вполне полноценными базами в Уганде, ДРК, ЦАР и Южном Судане. На карте будущее окружение представлено четырьмя черными человечками. На местных коммандос надежды мало - потому придется работать без дураков. Самим - ибо как известно, если хочешь, чтобы было сделано хорошо - делай сам.

Проблема в том, что LRA угораздило появиться на свет, как группировке нилотского племени ачоли. Это племя - почти в миллион голов - проживает в Уганде и в Южном Судане. Экономики никакой, кроме той, что была при дедах-прадедах. Охота и собирательство. Плюс набеги на соседей - причем как раз набеги и есть базовая отрасль экономики. Миссионеры пытались внушить боевитым туземцам страх перед Страшным Судом, но сумели лишь изменить целеполагание - теперь ачоли не мучаются, запоминая своих бывших многочисленных богов, их вполне устроила идея монотеизма, как более простая по мировосприятию. Все остальные таинства учения в основном прошли мимо их сознания - теперь они сокрушают врагов своих с единственным Именем на устах.

Армия Господня рекрутирует молодых ачолийцев - и с учетом традиционной для данной местности фертильности недостатка в людских ресурсах не испытывают. И представляют нешуточную угрозу для окружающих. Для будущего нефтепровода - особенную. И тут деваться некуда - придется угрозу купировать.

Нефтепровод из нефтяных полей Южного Судана хотят строить китайцы. Других желающих нет. Китайский интерес понятен - нефть, которую можно транспортировать, минуя Суэц, Ормуз и Баб-эль-Мандеб, дорогого стоит. Слишком велика вероятность расстроить ритмичные поставки нефти, заперев любой из этих проливов. Ламу в этом случае - при всех минусах и нюансах - приобретает вполне стратегическое значение. Интерес Запада и США тоже понятен - пусть китайцы строят. У них денег много.  А мы воткнем на пути пару препятствий - так, на всякий случай. Задел на будущее. Мало ли, зачем понадобиться.

А тем временем...

Западный коридор к другому побережью - немного посложнее как в инженерном отношении, так и в смысле конфликта интересов. Тут включаются чисто американские интересы. Так как речь идет уже не только о южносуданской нефти, но и южно-чадском месторождении Болобо. Оно было открыто Экксон Мобил, эксплуатируется корпорацией Chad Cameroon Pipeline Development Project, в которой хозяйничают Шеврон и Экксон Мобил - понятно, американцы. Заманчиво перенаправить добываемую нефть подальше от беспокойного многострадального и очень уж геморройного маршрута (на карте он обозначен красной линией, идущей от Чада через Камерун в направлении камерунского Криби). Консорциум начал было строить нефтепровод Чад-Камерун стоимостью в 4 миллиарда долларов, но в 2008 году Всемирный банк плюнул и вышел из него.

Официальной причиной была названа "неспособность правительства Чада выполнить ту часть соглашения, которая гарантирует направление значительной части доходов от экспорта нефти на национальные программы социального развития и борьбы с нищетой". В переводе со всемирнобанковского это озачает, что воровали местные туземцы в гораздо больших масштабах, чем это принято, и с чем ВБ был готов мириться. Помимо воровства Чад, а глядя на него и Камерун, часть ухищенного стали пускать на закупку оружия. Добро бы - правильного, американского. Так нет - они по дешевке стали закупать всевозможный неликвид по окрестностям. Ну кому такое понравится?

(продолжение следует)

Судан, Экваториальная Африка

Previous post Next post
Up