Ну, древнерюс так древнерюс. Вообще-то в поездке мы собирались погрузиться в ивановский и шуйский конструктивизм и авангардизм, промышленный дизайн, производственную эстетику, но что уж теперь. Грех было, единожды начавши, по пути не завернуть в маркетингово обделенный город, которому так и не удалось в советское время стать частью Золотого Кольца, -
Юрьев-Польский.
В "Кольцо" он не попал, несмотря на свою явную древность и белокаменный Георгиевский собор XII века, похожий на такие же церкви в Переславле и Владимире, красивый монастырь, он же Кремль, и общее благолепие. Есть разные версии, почему так получилось, - от автодорожно-бытовой до идеологически нагруженной.
Сначала версия 1.
«Золотым кольцом» назвал цикл своих статей о 8 древних городах вокруг Москвы известный журналист Юрий Бычков, который в 1967 г. совершил такую автопоездку по заданию газеты «Советская культура». Крюк решил не делать, а круг - замкнуть. Поэтому Иваново в «Золотом кольце» есть, хотя какие там особые древности, кроме Щудровской палатки. А Юрьев-Польский - нет. Он в стороне от дороги, заезжать туда искусствовед поленился.
Версия номер два - что
препятствием послужила история. Если конкретнее - жуткая междоусобная битва русских князей при Липице. Мол-де один идеологический начальник решил, что о такой позорной
мачамбе, корысти и предательствах иностранным туристам рассказывать незачем. Им, татарам, недоступно. Что подумают о нашей великой Родине. Пусть будет только Александр Невский и прочие обэйзенштейненные персонажи.
Трудно сказать, как оно было на самом деле, скорее всего - просто стечение обстоятельств, когда сначала в газете написано, потом все друг за другом повторяют, а потом это закрепляют в официальных документах такие же попугаи, только при финансах и чинах. В любом случае сейчас есть еще и
«Большое Золотое кольцо», куда напихано все что не лень, и
«Серебряное», и только что не стеклянное-оловянное-деревянное, не удивлюсь, если такие появятся. Надо же осваивать деньги под госпрограммы в рамках нацпроекта «Развитие внутреннего туризма» или как его там.
Мы этому развитию поспособствовали как могли. И саморазвитию тоже. Есть такое развлечение - искать на изукрашенных резьбой фасадах
Георгиевского храма в Юрьеве-Польском разных диковинных зверей. Я еще в прошлый раз, когда была здесь в марте 2022 г. (охренеть удачное выбрали время для путешествий по родной стране) кого тут только не разглядела. Вплоть до счастливой китоврасины какой-то с букетом цветов или рожком мороженого - «8 Марта, бабе цветы и пломбир».
Но в этот раз мы искали слона, которого в тот раз я не приметила. Найти его довольно сложно, если не знать, где. Тем же самым были заняты две немолодых и очень старательных тетушки (ну, немолодых - то есть моих лет, но очень активных и вокультуренных). И я начала было прикалываться насчет китоврасины и 8 Марта. Но наткнулась на наивное - что, правда? Так и называют? А когда так назвали? И поняла, что язык не повернется над такими доверчивыми и недалекими смеяться. «Это как детей обижать», - согласится потом второй участник поездки. Он, пока я собиралась выяснить неизвестное у сидевшего рядом местного жителя, все это дело попросту загуглил. Слон с хоботом оказался в неочевидном и не отовсюду видном месте высоко на фасаде, где вход в храм. Хороший слон, годный. Туристкам тоже показали, поделились.
Вот он, красавец, над головой не пойми кого.
Вот, смотрите. Вот он еще раз - слон. На этом фото и на следующем, с увеличением.
"И хобот ему оторвет!"
Немного подискутировав, каким образом каменная резьба умудрилась за столько веков не слиться со стенами и не развалиться (а черт знает, но все-таки вряд ли ее делали заново), мы обошли храм кругом.
Погода очень способствовала, май не чета марту. Белый камень и синее небо. Тепло и красиво. А рядом в их юрьев-польском «кремле» (на самом деле Михайло-Архангельском монастыре, конечно) пахло скошенной травой и сиренью, которая только начинала распускаться. Зашли в храм, прогулялись по дорожке, посмотрели на стенах выставку наличников из снесенных деревенских домов. На лужайке, конечно, ушлые местные деятели воткнули-таки традиционную хрень для фото - «Я люблю Юрьев-Польский», но и ладно, красоту не испортишь, древнерюс и не такое переживал, пережил же.
Кстати, по названиям монастырей и церквей сразу видна «специализация регионов». В речных и приморских городах будет масса Никольских церквей, в торговых тоже. Около тюрьмы Анастасия Узорешительница, около кладбища - храм Всех Святых или Всех Скорбящих Радости. Еще именные церкви около владений помещиков в честь их самих и домочадцев. А если иконы сплошь посвящены святым-военнослужащим - Георгию Победоносцу, Александру Невскому, Михаилу Архангелу, Сергию Радонежскому еще и т.д., можно не сомневаться: тут и крепости были, и разные битвы, и линии обороны. Молиться нужно в правильную сторону.
Внутри этого монастыря-музея я никогда не бывала, вечно он пребывал закрытым. С удовольствием восполнила пробел. Заодно купила себе каких-то немудрящих сувениров в музейной лавке. И, конечно, как было не поискать среди гроздьев сирени пятилистные цветочки. Нашла! Желание было загадано, а потом еще одно - «для масштабирования», по словам моего спутника. Второе было тут же потрачено по дороге - на нейтрализацию пробежавшей поперек пути черной кошки.
Впрочем, что там кошка. На улице 1 Мая, по которой мы ехали, обсуждая всяческие приметы, обнаружился (хоть и не был заснят на ходу) роскошный кованый флюгер в виде ведьмы на метле. Правильный адрес-то - потому что Первомай для тружениц метлы и котла - как для чиновника первый рабочий день после возвращения с Питерского форума (Давос ныне не актуален). Как раз накануне-то, 30 апреля - Вальпургиева ночь.
О. Вот и ведьмы, легки на помине. Встретились нам в местной сыроварне, куда мы завернули взять кофе, но ограничились парой бутылок какого-то холодного березового кваса, хорошо что не с мякотью в виде опилок. Туда же зарулила группа теток разного возраста и комплекции в полицейской черной форме. Явно какая-то кадровая или финансовая инспекция в местное отделение полиции, которое как раз у храма и располагается. Завезли, видать, проверяющих в «сырный бутик», чтоб фермерских деликатесов прикупили, подобрели и зубами не очень клацали. Сыроварню эту я еще в прошлый раз приметила, она отличная, но затариваться продуктами нам было не с руки.
Ох, какие же эти тетки были типажи, Терри Пратчетт бы обзавидовался даже со всей своей обширной галереей ведьм! Ж-вариант полицейской формы - вещь, редкостно уродующая любую женскую фигуру. Военная или таможенная - и то не настолько. Видимо, то, что изначально предназначали пузатому гаишнику, сидит на дамах как на корове сед… ой, простите, как на газели попона (вес самки газели в живой природе - помним, да? - килограммов 80-100). Или как на ведьме сюртук. Выглядели дамы в форме форменными… ну ладно, тут не в кургузых юбках и мешковатых кителях дело. Выражение лиц, походка, повадки.
У прилавка топтались унылая высокая и сутулая молодая дылда в балетках (видимо, «принимающая сторона»), толстая хозяйственная кубышка «легче перепрыгнуть, чем обойти» на тяжелых ногах (экономист? бухгалтер?), энергичная и бодрая, по виду - аудиторша «я всех вижу как облупленных». И - с видом макабрического торжества на лице, единственная - в хорошо сидящих брюках и гимнастерке, крашеная в русый блонд тетка модели «завотделом кадров, на зуб не попадайся, первый отдел рулит!» Ох какие!
Мы в их меню, к счастью, не входили и двинулись своей дорогой. По пути, как обычно, завернув на заправку уже недалеко от Иваново. Расчехлили заслуженный термос, на котором впору уже звездочки рисовать, как сбитых старушек на жигулях или мессершмитов на небесном тихоходе, - Верея, Вязьма, Смоленск, Витебск, Углич, Рыбинск, Калязин… Всюду с собой таскаем. И еще второй, с бульоном. И бутерброды.
Правда, на заправке были куплены еще хот-доги, которые нам нараспев и сдобно расхваливали честными-честными голосами две продавщицы. «Вкусный хот-дог! Свежий! Полезный! - Да для чего полезный-то? - Для желудка… эмммм… ну… для настроения, вот!» И для бизнеса, скорее всего, хоть и правда были эти джанки вполне неплохими.
Идею их пользы для своего желудка горячо одобрял и подтверждал шлявшийся рядом большой рыжий пес. Деликатный, но настойчивый. Однако двое собачников а) со стола кусочничать фауне не дают и б) запрещенкой не кормят - ну куда собаке сосиски, огурцы, три соуса и хлеб. Вот нам - да. А животному - «здесь ничего твоего нет!», как я нашему Шанику всегда говорила. Пес отошел и лег на солнышке рядом, вдруг передумаем.
Как же здорово - прихлебывать что-то из термоса и ледяной баночный кофе, неспешно болтать, растянуться на скамейке около уличного стола, распрямляя позвоночник после долгих километров за рулем, смотреть в небо. И никуда, вообще никуда не спешить. День длинный, теплый и спокойный, лето еще даже не настало. И поездка в самом начале.
Начало и продолжение:
Часть 1
https://ejidna.livejournal.com/336967.htmlЧасть 2
https://ejidna.livejournal.com/337243.htmlЧасть 3
https://ejidna.livejournal.com/337607.htmlЧасть 4
https://ejidna.livejournal.com/337835.htmlЧасть 5
https://ejidna.livejournal.com/338170.htmlЧасть 6
https://ejidna.livejournal.com/338176.html