Кураев не бывает неинтересным

Nov 06, 2014 14:07

"Ну, скажем, простой вопрос - всегда ли надо приветствовать расширение Российской империи? Только позитивно оценивать, или нет? А я скажу как русский националист: мне кажется, Русская империя умерла от переедания. Она подавилась Польшей (как в свое время Польша подавилась Украиной). И, между прочим, еврейским населением, проглоченным вместе с ( Read more... )

империя, цитаты, Кураев, люди в блогах

Leave a comment

Comments 44

orhidea777 November 6 2014, 10:14:44 UTC
Сибирь намного больше Польши, однако она кормит до сих пор. Империя должна иметь золотую середину, иметь развитие, но и не раздуваться ради самого принципа расширения. Нужна польза и смысл.

Reply

ejhle November 6 2014, 10:21:20 UTC
Здесь дело не в размерах. В Польше был значительно более силен инстинкт национального государственного строительства, имелась четкая религиозная компонента. "Переварить" её после присоединения особых шансов не было.

=не раздуваться ради самого принципа расширения=
Да, именно так. Территориальное расширение не должно становитсья самоцелью.

Reply

karlovna November 6 2014, 10:57:15 UTC
ejhle November 6 2014, 11:01:34 UTC
Историю надо знать не немного, а хорошо. Но при изучении ее надо отсеивать пропагандистский момент. История отдельно - пропаганда отдельно.

Reply


domosedun November 6 2014, 10:17:46 UTC
Кураев не интересен, но с приведенной цитатой согласен.

Reply

ejhle November 6 2014, 10:23:50 UTC
Он - один из немногих интересных.

Reply


karlovna November 6 2014, 10:56:21 UTC

(The comment has been removed)

karlovna November 6 2014, 11:09:20 UTC

(The comment has been removed)


al_ghe November 6 2014, 15:21:38 UTC
О. Андрей хорошо образован и умён, и уже по одному этому его почти всегда интересно читать.
Исключением, на мой взгляд, являются его комментарии историй, в которых он сам является действующим лицом.

Reply

ejhle November 6 2014, 16:26:25 UTC
Есть у него "слабое место" - это истории из жизни клира. Они нередко выглядят как сплетни.

Reply


rus_nabljudatel November 6 2014, 23:01:56 UTC
Примерно о том же не без сарказма и Киссинджер в своей "Дипломатии" писал.
А разделы Польши пошли на пользу Пруссии и её союзнице в то время Британии, но никак не России (по нескольким, весма веским, причинам). О том же говорили в то время и граф Панин (в весьма резких выражениях), и французский посланник при петербургском дворе (можно прочесть у Ключевского). Да и Финляндия была уже совершенно лишней. К тому же ей в качестве "дара за вхождение" щедрой рукой прирезали тот самый Карельский перешеек, за возвращение которого впоследствии пришлось положить сотни тысяч русских жизней (некоторая аналогия с нынешним Крымом легко просматривается). Традиция, с лёгкостью подхваченная и закреплённая при большевиках: Литве - Виленский край, Украйне - Донбабве с Лугандой и Крымом etc. etc.

Reply

ejhle November 7 2014, 08:53:34 UTC
Да, разделы Польши, Финляндия - довольно яркие примеры того, что не все территориальные расширения одинаково полезны. Точно также не шло России на пользу втягивание в европейские военные конфигурации. В конце концов союзничество с Наполеоном по Тильзитскому договору и континентальная блокада, обязательство по которой было взвалено на Россию Наполеоном, в итоге закончились Отечественной войной.

Reply

rus_nabljudatel November 7 2014, 22:08:11 UTC
Да, потому что иначе бы запахло новой табакеркой. Наполеон был в этом сродни Гитлеру: он был воином, но не дипломатом (а свои дипломаты его откровенно предавали и продавали). Англичанам не стоило большого труда его переиграть (тем более располагая такой агентурой). На мой взгляд, последними полезными для России войнами на европейском направлении были Екатерининские; все или многие прочие/последующие укладывались в известную формулу: воевали русскими (ради чужих интересов; в Новом Свете воевали ганноверцами, а в Старом - русскими, к сожалению. А потом уже ими вместе повоевали друг против друга.).

Reply

ejhle November 8 2014, 16:09:02 UTC
=все или многие прочие/последующие укладывались в известную формулу: воевали русскими (ради чужих интересов;=

И этот порочный круг повторяется вновь и вновь. Вот как бы вырваться из него. Ведь всё те же грабли...

Reply


Leave a comment

Up