Менталитет беларусоу, спору нет, штука непонятная. Но еще интереснее теории беларусов о своем собственном менталитете. Особенно теории, выдвигаемые политиками и общественными деятелями. Как-то я решил немножко
подискутировать с Ольгой Абрамовой насчет ее теории беларусского менталитета. Надо сказать, что я потерпел фиаско, поскольку получил два убийственных контраргумента: 1) все относительно, 2) любую точку зрения можно доказать. И вообще, про менталитет - это вам не точные науки.
Я тихо отполз и много думал:), не столько над новизной и оригинальностью этих контраргументов, сколько на тем, чтобы это значило. А потом я понял, что Ольга Абрамова ведь правду сказала, важно только правильно определить объект отнесения этой правды.
С этим связана одна старая и очень известная байка.
"Класс всех не-стульев не является не-стулом". Постигнув эту нехитрую истину, мы кажется поймем, что рассуждения о беларусском менталитете и рассуждения самих беларусов - штуки разные. Две большие разницы, как говорят в Одессе. Или два различных логических типа, как говорят все логики со времени выхода Principia Mathematica. Путать их между собой с логической точки зрения - последнее дело. Я бы даже сказал - гиблое. Но беларусам-то на все эти логические забабоны, как бы это сказать, ну ... накакать что-ли. Я бы сказал, что такое вот их отношение, пожалуй и есть главная и определяющая черта их загадочного менталитета. И потому, логики, как это им не противно, волей-неволей вынуждены рассматривать ситуацию, когда рассуждения о беларусском менталитете - это рассуждения самих беларусов. В результате мы получаем классическую историю про критянина Эпименида - большого знатока критянского менталитета (ага, критяне, а не литвины - вот подлинные предки беларусов ). Отсюда вывод, она же мораль: беларусы, когда рассуждают о своем менталитете всегда говорят правду, но только тогда, когда они безбожно врут! И наоборот, они всегда безбожно врут, когда говорят о своем менталитете правдиво.