Два брака Николая Гумилева... Продолжение

Oct 24, 2015 23:16

Начало: http://eho-2013.livejournal.com/703707.html



В 1914 году у Гумилева было множество планов на жизнь. В его квартире регулярно собиралось созданное им общество "Ревнителей художественного слова", он объединил вокруг себя увлеченную литературой творческую молодежь и приобщал ее к поэзии в своей студии. "Обезьян растишь", - недовольно говорила ему Ахматова. Но он не согашался:
«Я вожусь с малодаровитой молодёжью не потому, что хочу сделать их поэтами. Это немыслимо - поэтами рождаются. Но я хочу помочь им по-человечеству. Разве стихи не облегчают, как будто сбросил с себя что-то? Надо, чтобы все могли лечить себя писанием стихов. Кастальский источник есть в душе каждого, он лишь завален мусором, надо расчистить его».
На самом деле Гумилёв как раз мечтал формировать новых поэтов и был уверен, что поэзии надо учиться, как игре на рояле. Он с 1912 года считался лидером нового литературного течения - акмеизма, нуждался в учениках и последователях и окружил себя молодежью, готовой ловить каждое слово мастера. От желающих приходить к нему на занятия не было отбоя. «Он делал из плохих поэтов неплохих. У него был пафос мастерства и уверенность в себе мастера», - говорил Виктор Шкловский.


Ольга Делла-Вос-Кардовская. Николай Гумилев

Но с началом войны все меняется... Гумилев сразу же начинает хлопотать об отправке на фронт. Это было непросто - у поэта имелось бессрочное освобождение от воинской службы по состоянию здоровья...

Освобожден был Гумилёв от военной службы из-за астигматизма глаз.




Свидетельство об освобождении от службы
Добиться призыва было нелегко, но Гумилев добился и уже в конце августа 1914 года ушел на войну добровольцем. Иначе он не мог, поэт ведь не просто так называл себя в стихах рыцарем и конкистадором... Прибыв в часть рядовым, Гумилев воевал храбро, получил за героизм два георгиевских креста, стал унтер-офицеров и продолжал продвигаться по служебной лестнице... Его называли "гусаром смерти" - Гумилев часто бравировал своим мужеством, поддразнивая и противников и своих. Его однополчане вспоминали: когда эскадрон обстреливали из пулемета немцы и все прыгали в окопы, в поисках укрытия, Гумилев демонстративно оставался навиду и закуривал папироску...

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.



Свои военные впечатления Гумилев набрасывал в "Записках кавалериста", которые печатались с продолжением в "Биржевых ведомостях" в 1915-16 годах. Змечательна и его военная лирика...

И год второй к концу склоняется,
Но так же реют знамена,
И так же буйно воздевается
Над нашей мудростью война.

Вслед за ее крылатым гением,
Всегда играющим вничью,
С победной музыкой и пением
Войдут войска в столицу. Чью?

И сосчитают ли потопленных
Во время трудных переправ,
Забытых на полях потоптанных
И громких в летописи слав?

Иль зори будущие, ясные
Увидят мир таким, как встарь:
Огромные гвоздики красные
И на гвоздиках спит дикарь;

Чудовищ слышны ревы лирные,
Вдруг хлещут бешено дожди,
И все затягивают жирные
Светло-зеленые хвощи.

Не все ль равно, пусть время катится,
Мы поняли тебя, земля:
Ты только хмурая привратница
У входа в Божии Поля.



Памятник Николаю Гумилеву, поэту-кавалеристу, осеняемому крыльями Пегаса у Дома искусств в Калининграде, в местах проведения Восточно-прусской операции, в которой Гумилев принимал участие.



Ольга Делла-Вос-Кардовская. Анна Ахматова

Ахматова воспринимала войну трагически. И боялась за Гумилева, как бы сложно не складывались их отношения. В колыбельной сыну она писала:

Было горе, будет горе,
горе без конца.
Да хранит Святой Егорий
твоего отца.



Памятник Николаю Гумилеву в Победино под Калининградом

Однажды Гумилеву в сильный мороз пришлось провести в седле целую ночь... Вскоре у него началось воспаление легких и воспаление почек. Тяжело больного его отправили для лечения в Петроград и снова признали непригодным к службе. Но Гумилев остался в армии и опять добился возвращения на фронт.
Александ Куприн писал о Гумилеве:
«Мало того, что он добровольно пошёл на современную войну - он - один он! - умел ее поэтизировать. Да, надо признать, ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к родине, сознание живого долга перед ней и чувства личной чести. И еще старомоднее было то, что он по этим трем пунктам всегда готов был заплатить собственной жизнью».

В годы войны связь, даже почтовая, с Ольгой Высотской, матерью его младшего сына, оставшейся вместе с ребенком в глухом сельском имении, прервалась полностью. (Только в годы Гражданской войны Гумилев решил их разыскать, но место, где они жили, оказалось в зоне боев, несколько раз переходило от белых к красным, а от них - к бандитам, и поэту ошибочно сообщили о гибели Ольги и сына. Они остались живы, но с Николаем Гумилевым увидеться им было уже не суждено)...


Ольга с сыном...

В 1916 году Гумилева отправляют в Петроград, сдавать экзамен на очередной чин... Зайдя по привычке на поэтический вечер, он увидел очень красивую девушку, читавшую свои стихи. Это была восемнадцатилетняя Лариса Рейснер, "искавшая" в те годы себя... (Позже она станет прообразом комиссарши из "Оптимистической трагедии", оставшейся в истории с фразой: "Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?") .



"Красивая девушка, но совершенно бездарная", - как сам позже признавался, подумал Гумилев, и... подошел к красавице, попросив разрешения ее проводить. Вскоре у них начался стремительный, подгоняемый военными реалиями роман... А экзамен Гумилев завалил.

Продолжение следует...

история России, Первая мировая война, Ахматова, стихи, Гумилев, поэты, начало ХХ века, любовь

Previous post Next post
Up