Текущие новости и так заставляют задуматься, а тут еще уважаемый dmatveevнапомнил о книге, которую я давно собиралась прочесть, несмотря на некоторое предубеждение против ее автора.
Он вообще-то человек религиозный (не знаю, насколько именно православный), но в этой книжке он роль религии практически не затрагивает, а рассуждает в сугубо светских категориях. Там вообще гораздо меньше полемического задора, чем в его предыдущей книжке о неравенстве, но интересных мыслей - не меньше.
Я бы сказала, что его схема выглядит неким упрощением - в частности, мне кажется не слишком логичным вписывать в нее Нечаева-Желябова-Савинкова (что автор делает) - но и рациональное зерно в ней, на мой взгляд, присутствует. Интересно было бы узнать Ваше мнение - книжка длинноватая, но читается легко.
В принципе с автором можно согласиться, с той только оговоркой, что он распространяет слишком широкие ( а значит малосодержательное и неспециифические соображения) напрямую на такое специфическое явление как терроризм. Правильнее сказать вот что: разумеется, всякое общественное развитие,всякая смена жизненных укладов вызывает острую политическую борьбу (это капитан очевидность). Эта острая политическая борба часто (но не всегда) имеет форму политических убийств- надо выделить условия, когда и почему
( ... )
Да, мне тоже показалось, что увлекшись желанием нарисовать стройную картину, он собрал в один мешок явления насилия совершенно разной природы.
В частности, он относит к терроризму и действия индейцев Северной Америки против белых поселенцев - но, простите, тогда ведь и действия белорусских партизан против нацистов во время ВОВ надо отнести туда же?
Далее, действия Нечаева, Желябова и Ко. тоже как-то плохо вписываются в эту схему, хотя автор и очень старается их вписать.
Что же касается предложенных Вами критериев, то оба они кажутся мне оперативно точными, т.к. четко выделяют некую определенную группу явлений из множества подобных. Однако, в отличие от предложенных автором, они ничего не говорят о причинах этих явлений, о том, какие именно условия заставляют контрэлиту действовать именно таким образом? Может быть, у Вас есть соображения и на этот счет?
Тут конечно, должен быть целый комплекс критериев, но самым главным мне кжется вот что: терроризм используется при наличии у контрэлиты СЛАБЫХ силовых ресурсов. Если ресурсов нет вообще- то понятно, нет терактов, но если они чуть больше, чем надо - начинаются восстание, партизанские действия, гражданская война. Терроризм символизирует вооруженную слабость. (об этом - см. "Философию войны" Хофмайстера)
То есть, получается, что терроризм отличается от войны только масштабом? Если в распоряжении агента много силовых ресурсов, то это война, если мало - терроризм? А по своей природе это совершенно одинаковые явления?
Вообще-то скифы всё-таки стали земледельцами, правда, при этом они перестали быть скифами. А человек по природе своей не добр и не зол -- он просто животное по природе. К счастью, помимо природы на нас действует и культура, а в ней-то как раз и весь смысл человечности.
Признаюсь, этой темой никогда особенно не увлекался, может быть поэтому выводы автора мне показались разумными. правда, они чересчур универсальны. Террор народовольцев вроде бы ведь никак в его схему не укладывается?
"По части "Что делать?" автор предупреждает, что важнее всего - поскорее расстаться с руссоистским идеалом "благородного дикаря", представлением о том, что человек по своей природе добр: "Человек способен наслаждаться убийством как таковым"...
Насчет автора мы и не сомневались :) А вот автор "Что делать" не был способен.
вставлю сильно поздние 5 коп. терроризм как явление неотделим от средств массовой информации. я все жду, когда выясниться, что газета/социалка нанимала террористов, чтоб создать "новостной повод". пока такого вроде не было, могу ошибаться.
за редкими исключениями, типа хадза и еще пару групп.
от Балларда я как раз чего-то такого и ждал. и от Ф. Дика, само собой
- Мы, лориты, изводим всех напоминаниями, что такая-то и такая-то мысль уже высказана кем-то давным-давно. Но теперь, думаю, нам следует расширить сферу своей деятельности, включив в неё множественные миры, и сказать: «Очень сожалею, фраа Лодогир, но ваша мысль уже привиделась во сне жукоглазому чудищу на планете Зарзакс десять миллионов лет назад!»
Comments 25
Это он православные скрепы что ли так ловко продвигает?
Reply
Я бы сказала, что его схема выглядит неким упрощением - в частности, мне кажется не слишком логичным вписывать в нее Нечаева-Желябова-Савинкова (что автор делает) - но и рациональное зерно в ней, на мой взгляд, присутствует. Интересно было бы узнать Ваше мнение - книжка длинноватая, но читается легко.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
В частности, он относит к терроризму и действия индейцев Северной Америки против белых поселенцев - но, простите, тогда ведь и действия белорусских партизан против нацистов во время ВОВ надо отнести туда же?
Далее, действия Нечаева, Желябова и Ко. тоже как-то плохо вписываются в эту схему, хотя автор и очень старается их вписать.
Что же касается предложенных Вами критериев, то оба они кажутся мне оперативно точными, т.к. четко выделяют некую определенную группу явлений из множества подобных. Однако, в отличие от предложенных автором, они ничего не говорят о причинах этих явлений, о том, какие именно условия заставляют контрэлиту действовать именно таким образом? Может быть, у Вас есть соображения и на этот счет?
Reply
Reply
Reply
А человек по природе своей не добр и не зол -- он просто животное по природе.
К счастью, помимо природы на нас действует и культура, а в ней-то как раз и весь смысл человечности.
Reply
Reply
правда, они чересчур универсальны.
Террор народовольцев вроде бы ведь никак в его схему не укладывается?
Reply
Reply
Насчет автора мы и не сомневались :) А вот автор "Что делать" не был способен.
Reply
терроризм как явление неотделим от средств массовой информации.
я все жду, когда выясниться, что газета/социалка нанимала террористов, чтоб создать "новостной повод". пока такого вроде не было, могу ошибаться.
Reply
А что касается Вашей идеи, чтобы газета нанимала террористов для создания инфоповода, то похожую идею развивает Джеймс Баллард в одном из своих романов.
Reply
от Балларда я как раз чего-то такого и ждал. и от Ф. Дика, само собой
- Мы, лориты, изводим всех напоминаниями, что такая-то и такая-то мысль уже высказана кем-то давным-давно. Но теперь, думаю, нам следует расширить сферу своей деятельности, включив в неё множественные миры, и сказать: «Очень сожалею, фраа Лодогир, но ваша мысль уже привиделась во сне жукоглазому чудищу на планете Зарзакс десять миллионов лет назад!»
Reply
Reply
Leave a comment