Текущие новости и так заставляют задуматься, а тут еще уважаемый
dmatveev напомнил о
книге, которую я давно собиралась прочесть, несмотря на
некоторое предубеждение против ее автора.
В контексте мировой истории, пишет Игорь Ефимов, терроризм предстает реакцией технологически более отсталой цивилизации на более продвинутую. Сначала это была реакция кочевников-скотоводов на оседлых земеледельцев, а потом (и до сих пор) - земледельцев на машиностроителей. Технология ведь дается не даром: более совершенный способ производства требует и новых психологических навыков.
Машины приносят материальное благополучие, но лишают свободы - в частности, свободы самому вершить суд и распоряжаться своим временем; превращают человека в винтик. Но еще важнее, что вступление в индустриальную эру требует дисциплины мышления, а значит, лишает свободы от сомнений. По подсчетам автора, на переходный период требуется сто-двести лет; но у некоторых народов такой переход может не только затянуться, но и никогда не состояться (в пример он приводит скифов, так никогда и не ставших земледельцами).
По части «Что делать?» автор предупреждает, что важнее всего - поскорее расстаться с руссоистским идеалом «благородного дикаря», представлением о том, что человек по своей природе добр: «Человек способен наслаждаться убийством как таковым, способен совершать его без всяких посторонних побудительных причин и мотивов». Нам также следует осознать, что «Демократия - великолепное достижение цивилизации, но, как большой храм, ее можно выстроить только на прочном и глубоком фундаменте морально-религиозных устоев».
Основной объем книги - фактический материал, протокол конфликтов от Цезаря (в буквальном смысле) до наших дней (книга вышла в 2008). Не будучи историком, я не берусь судить об объективности изложения; воспитанную на Чингачгуке, меня особенно насторожила глава про американских индейцев. Но в любом случае книга заслуживает прочтения - там есть о чем подумать.
Вильгельм фон Каульбах «Битва гуннов» 1834-1837
(фото с
сайта, посвященного художнику)