Как трагик в провинции

Nov 01, 2013 20:49



Поэзия - уникальный вид искусства (включая в него и изящную словесность). Можно купить картину, издание романа или ролик кинофильма, но все это станет частью только твоего багажа, а не тебя самого. Запоминая же стихотворение, мы делаем его физической частью своего тела. Считается, что со времен Гомера наши способности по этой части изрядно ( Read more... )

стихи про меня

Leave a comment

Comments 22

rhumb November 2 2013, 04:34:04 UTC
опять же про "венец" - катаев до преклонных лет помнил стихи того же эскесса. они бы и не сохранились в ином случае. так что это обоюдный энергообменный процесс ))

Reply

egovoru November 2 2013, 12:15:57 UTC
"это обоюдный энергообменный процесс"

Совершенно с Вами согласна. Я думаю, что роль читателя (зрителя) в художественном творчестве очень существенна. В частности, я не верю в существование "непризнанных гениев" (http://egovoru.livejournal.com/8753.html). В сущности, именно читатель делает великую книгу (картину и т.п.) - великой.

Reply


nebos_avos November 2 2013, 06:57:02 UTC
*Запоминая же стихотворение, мы делаем его физической частью своего тела.*

Очень понравилось! Только вот вопрос: отчего с музыкой не так? Может, артикулированный звук в теле "размещается" с большим удобством?

Reply

egovoru November 2 2013, 12:20:49 UTC
Да, с музыкой, конечно, тоже так. То, что я написала не о музыке, а о словах - весьма характерно: я не слишком музыкальна. Не то, что я совсем уж неспособна оценить прелесть того или иного музыкального произведения, но для меня это - второстепенный канал приобщения к божественному, увы.

Reply

nebos_avos November 2 2013, 12:52:35 UTC
Наверное, в этом специфика вообще аудиального искусства. Принцип, б/м, такой: что рождается "нутром", то ему же и сродственно.

Reply

egovoru November 2 2013, 13:51:22 UTC
Да, но также существенна и портативность: вполне аудиальная симфония все-таки принадлежит к тому же, к чему и роман - к багажу. Хичкок, помнится, говорил, что длительность фильма имеет естественный предел - емкость человеческого мочевого пузыря; также и здесь - границей служит емкость человеческой памяти.

Reply


vls_smolich November 2 2013, 14:59:42 UTC
Вот да -- как вы и пишете в предыдущей ветке обсуждения.
Именно музыкальная составляющая поэзии и делает её уникальной.
Рифма и ритм. Поэзия -- музыка слов.
И говорят же, что для общения с Богом есть только два языка -- математика и музыка.

Reply

egovoru November 2 2013, 15:16:19 UTC
В биографии Бетховена я прочла, что он считал единственно доступными человеку путями к Богу - музыку (что естественно), но еще и науку - что меня удивило.

Конечно: "Останься пеной, Афродита, и слово, в музыку вернись". Но здесь я имела в виду нечто другое. Как бы ни была божественна иная симфония, средний человек не в состоянии запомнить ее целиком - как, скажем, и целый роман, каким бы великим он ни был. То есть, существенна еще и компактность формы.

Reply

vls_smolich November 3 2013, 10:09:54 UTC
А я с Бетховеном согласен на все сто -- именно так и есть.
Компактность формы?
Не знаю, как правильно сформулировать.
Иной стих равен роману по глубине мысли.
Малая форма конденсирует смысл -- маленький объём, но большая ёмкость.
Слово -- именно вот такое, никаких синонимов и только вот на этом месте. И по другому никак нельзя.
Большая форма -- раствор, малая -- кристалл. Написание стихов как процесс выпаривания смысла.
Оттого и восприятие разное.

Reply

egovoru November 3 2013, 13:11:08 UTC
"Иной стих равен роману по глубине мысли".

Да, конечно. "Малость" формы здесь - не в смысле уничижительном, а именно в том, что роман-то физически нельзя запомнить целиком, а стихи - можно.

Противопоставление же "раствор - кристалл" подразумевает, что одно можно заменить другим (растворишь стихи - получишь роман), что, на мой взгляд, неверно, и пример тому - "Доктор Живаго". Стихи в нем - необыкновенно хороши, а вот роман, на мой взгляд, не получился.

Я хочу сказать, что проза требует отдельного таланта.

Reply


anhinga_anhinga September 13 2020, 17:37:06 UTC
А если выучить прозаический текст наизусть - тогда как?

Reply

egovoru September 13 2020, 17:56:22 UTC
Некоторые прозаические фрагменты и так запоминаются сами собой, например: "Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс" (это начало "Белой гвардии"). Мне этот фрагмент кажется едва ли не лучшими строчками прозы, когда-либо написанными по-русски. Но ведь весь-то роман не запомнишь?

Reply

anhinga_anhinga September 13 2020, 18:08:07 UTC
Вряд ли запомним, впрочем, кто знает (я ведь и не пробовал).

(Отец рассказывал про самого себя, что когда он был подростком, он мог прочитать что-нибудь вроде "Саги о Форсайтах" за несколько часов и потом знал это наизусть. Я не знаю, правда ли, но так он говорил. Очень жаловался на ухудшение памяти с возрастом.

А у меня всегда была довольно плохая память, так что и жаловаться на изменения было меньше поводов :-) )

Reply

egovoru September 13 2020, 18:48:59 UTC
"Я не знаю, правда ли, но так он говорил"

Думаю, правда. В младшей и средней школе я, получив весной учебники на следующий год, сразу их прочитывала и запоминала, и потом уже никогда к ним не обращалась. Но, к сожалению, где-то к 15 годам этот фокус перестал работать :(

Reply


Leave a comment

Up